Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 августа 2007 г. N КГ-А41/7390-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2007 г.
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2007 г. по делу N А41-К2-4047/07, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2007 г., прекращено производство по заявлению ИФНС России по г. Озеры Московской области о банкротстве отсутствующего должника Территориального управления Горского сельского округа.
Прекращая производство по делу о банкротстве, суды исходили из того, что заявителем не представлено доказательств наличия у недействующего юридического лица имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве и заявленной задолженности по обязательным платежам, а также из недоказанности отсутствия возможности исключить недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в административном порядке.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Озеры Московской области просит суд кассационной инстанции отменить определение о прекращении производства по делу и принять новый судебный акт, ссылаясь при этом на то, что заявителем были соблюдены условия ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и представлены документы, подтверждающие факт отсутствия места нахождения руководителя должника, факт прекращения деятельности юридического лица., а также подтверждено наличие средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд определил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалованные судебные акты подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
После принятия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г., в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ на основании решения регистрирующего органа без принятия судом решения об их ликвидации.
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 названного Постановления, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверить, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, при этом соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ должны быть представлены налоговым органом.
Пунктами 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 разъяснено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу ст. 39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в системном толковании с положениями п.п. 1 и 3 ст. 59 указанного закона и ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Если имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
ИФНС России по г. Озеры не представлено в суд доказательств невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке, а также доказательств наличия у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы.
Таким образом, суды пришли к законному и обоснованному выводу о том, что Территориальное управление Горского сельского округа является недействующим юридическим лицом и в отношении него подлежит применению специальный (внесудебный) порядок прекращения деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 АПК РФ основания для их отмены либо изменения.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа, постановил:
определение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2007 г. по делу N А41-К2-4047/07 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2007 г. по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 августа 2007 г. N КГ-А41/7390-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании