31 августа 2011 г. |
Дело N А64-5983/2010 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.
в отсутствие представителей органа Пенсионного фонда и МУП "Мичуринсктеплоэнерго", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2011 по делу N А64-5983/2010 (судья Тишин А.А.), принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Мичуринсктеплоэнерго" (ОГРН 1026801063046) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Мичуринсктеплоэнерго" (далее - МУП "Мичуринсктеплоэнерго", Предприятие, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) по выставлению инкассовых поручений от 09.09.2010 N 07907170002218 на сумму 33 431 руб., N 07907170002219 на сумму 1311, 68 руб., N 07907170002220 на сумму 60 783 руб., N 0790717000221621 на сумму 2384, 84 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2011 заявленные требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что при определении порядка взыскания с организации-банкрота страховых взносов на обязательное медицинское страхование необходимо руководствоваться нормами пункта 5 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве), что следует, по мнению Управления, из разъяснений, содержащихся в пункте Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Предприятие просит оставить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2011 без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным, выводы суда - основанными на имеющихся в деле доказательствах.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Мичуринсктеплоэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1026801063046, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ (выписка из ЕГРЮЛ N 1523 от 18.11.2010), свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 68 N000474495.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.04.2006 по делу N А64-7990/04-2 МУП "Мичуринсктеплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.04.2006 по делу N А64-7990/04-2 конкурсным управляющим МУП "Мичуринсктеплоэнерго" утвержден Кузнецов Виктор Иванович.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.10.2010 по делу N А64-7990/04-2 срок конкурсного производства в отношении МУП "Мичуринсктеплоэнерго" продлен до 17.01.2011.
11 августа 2010 года Управлением в адрес МУП "Мичуринсктеплоэнерго" было выставлено требование N 07907140003939 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Данным требованием МУП "Мичуринсктеплоэнерго" было предложено в добровольном порядке в срок до 31.08.2010 уплатить сумму задолженности в общем размере 97 911, 67 руб., в том числе: недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 94 214 руб. (33 431 руб. - в ФФОМС, 60 783 руб. - в ТФОМС), пени в Пенсионный фонд РФ в размере 3697, 67 руб. (0,79 руб. - пеня на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 0,36 руб. - пеня по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, 1311, 68 руб. - пеня в ФФОМС, 2384, 84 руб. - пеня в ТФОМС).
Поскольку в установленный срок указанное требование МУП "Мичуринсктеплоэнерго" не исполнило, органом Пенсионного фонда было вынесено решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 079 071 10 ВД 0000668 от 09.09.2010.
На основании данного решения ГУ - УПФ РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе в отношении МУП "Мичуринсктеплоэнерго" были выставлены инкассовые поручения от 09.09.2010 N 07907170002216 на сумму 0, 79 руб., N 07907170002217 на сумму 0, 36 руб., N 07907170002218 на сумму 33 431 руб., N 07907170002219 на сумму 1311, 68 руб., N 07907170002220 на сумму 60 783 руб., N 0790717000221621 на сумму 2384, 84 руб. Всего на сумму 97 911, 67 руб.
Не согласившись с действиями ГУ - УПФ РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе по выставлению инкассовых поручений от 09.09.2010 N 07907170002218 на сумму 33 431 руб., N 07907170002219 на сумму 1311, 68 руб., N 07907170002220 на сумму 60 783 руб., N 0790717000221621 на сумму 2384, 84 руб. МУП "Мичуринсктеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное Предприятием требование суд первой инстанции исходил из отсутствия у органа Пенсионного фонда оснований для принудительного взыскания в бесспорном порядке спорной задолженности, возникшей после открытия в отношении МУП "Мичуринсктеплоэнерго" конкурсного производства, поскольку данное требование должно быть заявлено в деле о банкротстве.
Данная позиция суда первой инстанции представляется апелляционной коллегии правильной.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно частям 3-5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу частей 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статьей 19 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно частям 6, 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 07907140003939 от 11.08.2010 было направлено Управлением в адрес конкурсного управляющего МУП "Мичуринсктеплоэнерго".
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.04.2006 по делу N А64-7990/04-2 МУП "Мичуринсктеплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом) в отношении него открыто конкурсное производство, которое в установленном порядке продлено до 17.01.2011.
Статьей 5 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей на момент открытия в отношении Предприятия конкурного производства) (далее - Закон о банкротстве, статьи закона в редакции, применяемой к спорным отношениям) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закон о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закон о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в спорную сумму задолженности в общем размере 97 910, 52 руб. вошли: недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 1 квартал 2010 года в размере 33 431 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС за 1 квартал 2010 года в размере 60 783 руб., пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам в ФФОМС за период с 01.01.2010 по 31.03.2010 в размере 1311, 68 руб., пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам в ТФОМС за период с 01.01.2010 по 31.03.2010 в размере 2384, 84 руб.
Таким образом, обязанность по уплате указанных страховых взносов возникла у Общества после признания его банкротом и введения конкурсного производства.
Исходя из пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве, требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, удовлетворяются за счет конкурсной массы вне очереди.
Вместе с тем, согласно положениям пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до 31.12.2008) требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Вместе с тем, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 47 указанного постановления, при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако, в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Указанная правовая позиция согласуется также с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам", в пункте 13 которого указано, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Таким образом, учитывая, что требование Управление об уплате страховых взносов в ФФОМС, ТФОМС за 1 квартал 2010 года и пеней, начисленных на них, возникло после открытия в отношении Предприятия конкурсного производства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно не может быть удовлетворено путем принудительного взыскания задолженности в бесспорном порядке, а должно быть заявлено уполномоченным органом в рамках дела о банкротстве.
Оспаривая выводы суда первой инстанции, орган Пенсионного фонда указывает на необходимость применения пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве, что следует, по мнению Управления, из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
Однако, указанная правовая позиция была сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из особой правовой природы и назначения данных взносов как индивидуально возмездных обязательных платежей, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховые взносы на обязательное медицинское страхование указанный персонифицированный характер не имеют.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что положение пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве, устанавливавшее правило об удовлетворении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения включенных в реестр требований кредиторов, утратило силу с 31.12.2008, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2011 по делу N А64-5983/2010 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2011 по делу N А64-5983/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Тамбовской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5983/2010
Истец: МУП "Мичуринсктеплоэнерго"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе, ГУ УПФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской обл.
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2012 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5983/10
28.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3057/12
15.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4250/11
31.08.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4202/11