"29" августа 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" августа 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Бычковой О.И., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска: Шуряковой Т.И., представителя по доверенности от 01.08.2011, Карликова В.Н., представителя по доверенности от 12.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июня 2011 года по делу N А33-4736/2011, принятое судьей Шайхутдиновым Е.М.,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Попова Михаила Георгиевича (далее - предприниматель, ответчик, ОГРН 304246633500022) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 10.06.2011 не согласна, поскольку предприниматель не может быть признан организатором стимулирующей лотереи, так как не является юридическим лицом, а, следовательно, не может направить в уполномоченный орган уведомление о ее проведении в установленном порядке, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП.
Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие предпринимателя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Попов М.Г. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304246633500022.
Главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ИФНС России по Центральному району г. Красноярска Гребенкиным С.В. на основании информации, поступившей из средств массовой информации, проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Поповым М.Г. законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 17.02.2011 N 1029, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2011, в котором зафиксировано следующее.
В рекламно-информационном еженедельнике "Шанс" N 02 от 23.01.2011 (на странице 67) указаны сведения о проведенном розыгрыше призов от индивидуального предпринимателя Попова М.Г. по адресам: г. Красноярск, ул. Гайдашовка, 32, пр. Красноярский рабочий, 30 а - гипермаркеты "Биг-Си"; ул. Красномосковская, 1 а, ул. К. Маркса, 49, ул. Высотная, 27, ул. Республики, 45, ул. Ферганская, 9 - универсамы "Десятка", предлагающего с покупкой товаров на сумму не менее 2011 рублей получить лотерейный купон для участия в розыгрыше призов. Акция проходит с 15.12.2010 по 20.01.2011. Условия акции: при покупке товара на сумму 2011 рублей выдается 1 купон. В розыгрыше принимают участие все покупатели, совершившие покупку в гипермаркетах "БигСи" и универсамах "Десятка" в период с 15.12.2010 по 20.01.2011.
Уведомление в уполномоченный орган о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов индивидуальным предпринимателем Поповым М.Г. направлено 26.11.2010.
Усмотрев в действиях индивидуального предпринимателя Попова М.Г. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 17.02.2011 N 1029, в котором отражен факт проведения стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения инспекции в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Соблюдение процедуры составления протокола об административном правонарушении и наличие полномочий должностного лица инспекции на составление протокола об административном правонарушении установлено судом первой инстанции и предпринимателем не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных инспекцией требований о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что инспекцией не доказано событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения, по следующим основаниям.
Согласно статье 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 14.27 КоАП предусматривает административную ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.
Согласно протоколу об административном правонарушении инспекцией вменяется предпринимателю проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления, в связи с тем, что в силу своей организационно-правовой формы предприниматель не может являться организатором лотереи и направлять в соответствии с действующим законодательством уведомление о проведении стимулирующей лотереи (л.д. 8-9).
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), устанавливающий также обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
Согласно статье 2 Закона N 138-ФЗ под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 138-ФЗ виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона N 138-ФЗ предусмотрено, что лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает, в том числе в случае, если в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. Перечень прилагаемых к уведомлению документов предусмотрен пунктами 1-8 части 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Таким образом, для квалификации действий по проведению стимулирующей лотереи по части 1 статьи 14.27 КоАП административный орган обязан доказать, что предприниматель провел стимулирующую лотерею без направления в установленном порядке уведомления в уполномоченный орган.
Из материалов дела (в том числе протокола об административном правонарушении от 17.02.2011 N 1029, определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2011, пояснительной записки, представленной предпринимателем в налоговую инспекцию, уведомления о проведении стимулирующей лотереи, направленного предпринимателем в департамент экономики администрации г. Красноярска) следует, что проведение стимулирующей лотереи назначено в период с 15.12.2010 по 20.01.2011.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 17.02.2011 N 1029 предпринимателем в уполномоченный орган направлено уведомление от 25.11.2010 N 344 о проведении стимулирующей лотереи с приложением необходимых документов, которые получено уполномоченным органом 26.11.2011 (л.д. 20).
Следовательно, уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов с учетом пункта 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ направлено предпринимателем в соответствующий уполномоченный орган своевременно (не позднее 26.11.2010).
Доводов и обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка направления уведомления о проведении стимулирующей лотереи, предусмотренного статьей 7 Закона N 138-ФЗ, в протоколе об административном правонарушении не изложено и инспекцией не приведено.
Следовательно, инспекцией не доказан факт проведения предпринимателем стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления в уполномоченный орган.
Доводы инспекции о том, что предприниматель не может быть признан организатором стимулирующей лотереи, так как не является юридическим лицом, а, следовательно, не может направить в уполномоченный орган уведомление о ее проведении в установленном порядке, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку тот факт, что предприниматель не может быть организатором лотереи в силу пункта 6 статьи 2 Закона N 138-ФЗ, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения не образует.
Инспекция также ссылается на письмо руководителя департамента экономики от 04.02.2011 N 11349 (л.д. 15), из которого следует, что уполномоченным органом принято решение о запрете проведения предпринимателем лотереи, которое 09.12.2010 направлено в адрес предпринимателя. Однако, указанные обстоятельства в протоколе об административном правонарушении инспекцией не отражены и не оценены, и объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения не образуют.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что инспекцией не доказано событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.27 КоАП.
Поскольку инспекцией не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП, то основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по данной статье у суда отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июня 2011 года по делу N А33-4736/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4736/2011
Истец: ИФНС по Центральному району г. Красноярска, ИФНС России по Центральному району г. Красноярска
Ответчик: ИП Попов Михаил Георгиевич, Попов Михаил Георгиевич
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3156/11