17 августа 2007 г. |
Дело N А14-2209-2007/72/11 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2007 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2007 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Михайловой Т.Л.
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания Башкатовой Л.О.
при участии:
от ЗАО МСК "Солидарность для жизни" - Сухининой Л.Е., представителя по доверенности N 31 от 20.02.2007;
от УФАС по Воронежской области - Назаровой Е.С., специалиста-эксперта по доверенности N 01-16/331 и 27.02.2007, Попова В.Г., зам. руководителя по доверенности от 27.02.2002 N 01-16/320;
от ГФУ Воронежской области - не явились, надлежаще извещены;
от Главного управления здравоохранения Воронежской области - не явились, надлежаще извещены;
от ООО МСК "Альмеда" - Бурлаковой Н.Ф., начальника юр. Отдела по доверенности от 17.01.2007;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО МСК "Солидарность для жизни" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2007 по делу N А14-2209-2007/72/11 (судья Протасов С.В.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 11.01.2007 по делу N 96-з.
Решением суда от 07.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ЗАО МСК "Солидарность для жизни" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание Главное финансовое управление Воронежской области и Главное Управление здравоохранения Воронежской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.156 АПК РФ.
По делу объявлялся перерыв с 10.08.2007 по 17.08.2007.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция полагает необходимым обжалуемый судебный акт отменить.
Как следует из материалов дела, в газете "Коммуна" 03.11.2006 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по выбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Воронежской области.
Конкурс был проведен 05.12.2006.
27.12.2006 был опубликован протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Победителем по итогом конкурса было признано ЗАО МСК "Солидарность для жизни".
ООО МСК "Альмеда" не согласившись с решением конкурсной комиссии, обратилась с жалобой в УФАС по Воронежской области.
11.01.2007 по результатам рассмотрения данной жалобы антимонопольный орган принял решение по делу N 96-з о наличии в действиях конкурсной комиссии ГФУ нарушений частей 4 и 6 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и в целях устранения допущенных нарушений выдало ГФУ предписание об их устранении.
ГФУ выполнило предписание УФАС, пересмотрело итоги конкурса с учетом предписания, и внесло изменения в протокол оценки и сопоставления заявок, в соответствии с которыми победителем конкурса было признано ООО МСК "Альмеда".
ООО МСК "Солидарность для жизни" посчитав, что у УФАС отсутствовали законные основания для принятия решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд посчитал, что оснований для признания недействительным оспариваемого решения от 11.01.2007 по делу N 96-з не имеется, поскольку оно принято Управлением Федеральной антимонопольной службы в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов ЗАО МСК "Солидарность".
Вместе с тем, апелляционная коллегия не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления Федеральной антимонопольной службе необходимо было подготовить совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе.
30.12.2006 принято Постановление Правительства Российской Федерации N 841 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 189" (вступившего в силу с 01.01.2007), подпунктом д) пункта 1 которого внесено изменение в постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 в части наделения ФАС полномочиями по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством РФ о размещении заказов.
Постановлением Правительства РФ от 8.02.2007 N 83 в Положение о Федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331) внесены изменения, наделяющие ФАС указанными полномочиями (п.5.3.8, 5.3.9).
Начало действия данного нормативного акта - 20.02.2007.
Таким образом, на момент проведения конкурса и принятия оспариваемого решения у УФАС по Воронежской области отсутствовали полномочия для осуществления контроля в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а также рассмотрения жалоб.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Центрального округа от 25.05.2007 по делу N А64-5060/06-16.
Доказательства законности и обоснованности решения от 11.01.2007 по делу N 96-з в материалах дела отсутствуют и на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлены.
Принимая во внимание, что оспариваемый ненормативный акт антимонопольного органа не соответствует требованиям вышеназванного законодательства (вынесен с превышением полномочий) и нарушает права и законные интересы ЗАО МСК "Солидарность для жизни", решение УФАС по Воронежской области от 11.01.2007 по делу N 96-з следует признать недействительным.
Согласно п.5 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
В силу п.1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Исходя из смысла изложенной нормы, государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы в пользу ЗАО МСК "Солидарность для жизни".
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2007 по делу N А14-2209-2007/72/11 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по делу N 96-з от 11.01.2007.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в пользу Закрытого акционерного общества Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни" государственную пошлину в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2209/2007
Истец: ЗАО "Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни", ЗАО МСК "Солидарность" для жизни"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской обл., УФАС по Воронежской обл
Третье лицо: Главное Управление здравоохранения Воронежской обл., Главное управление здравоохранения Воронежской области, Главное финансово управление Воронежской области, ГФУ Воронежской обл, ООО МСК "Альмеда"