г. Томск |
Дело N 07АП-5672/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей М.Х. Музыкантовой, С.Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Топчиевой,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от заинтересованного лица - без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 мая 2011 г. по делу N А27-3322/2011 (судья В.В. Власов)
по заявлению открытого акционерного общества "Ваганово" (ОГРН 1024202202452, ИНН 4240002697, 652395, Кемеровская область, Промышленновский район, с. Ваганово, ул. Центральная, д. 13)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области (ОГРН 1024202202452, ИНН 4240002697, 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 19А),
о признании недействительным решения, оформленного письмом N 14-5/3723 от 23.12.2010, и об обязании установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ваганово", (далее - заявитель, Общество, ОАО "Ваганово") обратилось в арбитражный суд с заявлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области (далее - Росприроднадзор, административный орган, Управление) о признании недействительным решения, оформленного письмом N 14-5/3723 от 23.12.2010, и об обязании установить Обществу нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением суда от 18 июня 2011 г. требования ОАО "Ваганово" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права: статью 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статью 9 и подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела: Управление правомерно отказало Обществу в установлении лимитов на размещение отходов, поскольку Общество не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, при этом осуществляет временное хранение, что подпадает под определение термина "размещение" и использование для производства отходов; лицензированию подлежит любая деятельность по обращению с отходами, поэтому Общество обязано иметь соответствующую лицензию.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, у ОАО "Ваганово" в процессе производственной деятельности образуются отходы различной степени опасности.
10.12.2010 Общество обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленного образца с приложением к нему проекта нормативов образования и лимитов на их размещение.
Письмом от 23.12.2010 N 14-5/3723 Управление отказало Обществу в установлении лимитов на размещение отходов, ссылаясь на отсутствие у него права устанавливать лимиты на размещение отходов при отсутствии лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Полагая, что указанное решение Управления Ростехнадзора, оформленное письмом N 14-5/3723 от 23.12.2010, является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что Общество не осуществляет деятельность в области обращения с опасными отходами, так как эти отходы образуются в результате ведения им основной (производственной) деятельности, связанной с ведением животноводческого и растеневодческого производства, в результате которого образуются отходы естественного происхождения, в связи с чем у него отсутствует обязанность по получению лицензии.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статьям 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1). Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 3). При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, в том числе указана деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из буквального смысла указанной статьи следует, что лицензированию подлежит именно самостоятельный вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
В соответствии с пунктами 4, 7, 10, 13 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа (пункт 4). Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов) (пункт 7). Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации (пункт 10). Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (пункт 13).
Пунктами 5, 7 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643 установлено, что основанием для начала исполнения государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов является представление в территориальные органы Ростехнадзора юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и следующих документов: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов) (пункт 5). Основаниями для отказа в установлении лимитов на размещение отходов являются представление заявления и документов, указанных в пункте 5 Административного регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов) либо наличие в составе представленных материалов искаженных сведений или недостоверной информации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 4.6 ГОСТа Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.06.2001 N 251-ст, лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.).
Пунктом 4.2.1 ГОСТа 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, предусмотрено, что накопление отходов отнесено ко второму этапу технологического цикла отходов, которому предшествует только их появление, а хранение и удаление - к завершающим этапам цикла, которые осуществляются после их транспортировки и складирования.
В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 ГОСТа 30772-2001 - "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26). Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения (пункт 5.28). Размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов (пункт 5.30). Использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности (пункт 5.37).
Во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 и действующих до настоящего времени, также установлено, что временное накопление отходов на промплощадке представляет собой хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов и является временной мерой; предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.
Из системного толкования указанных норм следует, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов распространяется только на специализированные организации, для которых эта деятельность является основной деятельностью, осуществляемой с целью получения прибыли.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основным направлением деятельности ОАО "Ваганово" является производство и переработка сельскохозяйственной продукции, в том числе: разведение свиней, крупнорогатого скота, производство мяса и мясопродуктов, выращивание зерновых и зернобобовых культур, производство муки, готовых кормов для животных, что не оспаривается Управлением. В результате указанной деятельности Общества образуются отходы 3, 4, 5 классов опасности, в том числе: навоз от свиней свежий и перепревший, помет утиный, гусиный свежий и перепревший, навоз от крупного рогатого скота свежий и перепревший, навоз конский свежий и перепревший, отходы перьев и пуха, отходы скорлупы яиц, отходы от убоя домашних животных, отходы от механической отчистки зерна, пищевые отходы кухонь общественного питания.
Таким образом, заявитель занимается животноводческим и растениеводческим производством, в результате которого образуются отходы естественного происхождения. Самом по себе нахождение на территории предприятия отходов, образующихся в результате производственной деятельности самого Общества, и их использование в дальнейшей его деятельности, не может рассматриваться в качестве самостоятельной целенаправленной деятельности данного предприятия по размещению отходов, требующей получения соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ООО "Ваганово" не осуществляет в качестве основной приносящей доход деятельности сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов. Изложенное в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что ООО "Ваганово" не должно иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии у Общества обязанности иметь лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и, соответственно, об отсутствии у заявителя обязанности представлять такую лицензию в Управление для установления лимитов на их размещение, является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении, оформленном письмом N 14-5/3723 от 23.12.2010, обстоятельства в рассматриваемой ситуации Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 18 мая 2011 г. по делу N А27-3322/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3322/2011
Истец: ОАО "Ваганово"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области