г.Челябинск
01 сентября 2011 г. |
N 18АП-8231/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2011 по делу N А07-4634/2011 (судья Решетников С.А.).
Закрытое акционерное общество "Эван" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ЗАО "Эван") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 07.02.2011 N 535 в части начисления пени в сумме 53 190,81 рублей на недоимку по акцизу на этиловый спирт из пищевого сырья и пени в сумме 167 рублей на недоимку по транспортному налогу, а также о взыскании судебных расходов (с учетом уточнения требований заявителем, принятых судом первой инстанции в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции заявленные требования общества удовлетворены, признано недействительным требование налогового органа от 07.02.2011 N 535 в оспариваемой части, кроме того, с налогового органа взысканы судебные расходы в сумме 2094,80 рублей.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что оспариваемое требование не было включено в реестр требований кредиторов и соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов.
Кроме того, по мнению налогового органа, для взыскания мораторной задолженности в рамках дела о банкротстве налоговый орган должен представить доказательства взыскания спорных сумм пени, для чего и было выставлено требование от 07.02.2011 N 535.
Также налоговый орган не согласен с размером взысканных судебных расходов, ссылаясь на их чрезмерность.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, возражая против доводов инспекции, указал, что недоимка по акцизам за период август 2009 г.. - май 2010 г.. подлежит включению в реестр требований кредиторов, соответственно пени, начисленные на указанную недоимку, не могут быть взысканы в бесспорном порядке.
Поскольку требование выставлено одновременно как на текущую, так и мораторную задолженность, оно подлежит признанию недействительным в оспариваемой части.
В отношении судебных расходов общество указывает, что им были заявлены только расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей и почтовые расходы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. Заявителем представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области 04.06.2010 принято к производству заявление ЗАО "Эван" о признании его несостоятельным (банкротом), делу присвоен номер А60-19746/2010.
Определением от 25.08.2010 по делу N А60-19746/2010 в отношении ЗАО "Эван" введено наблюдение, определением от 19.01.2011 в отношении ЗАО "Эван" введено внешнее управление сроком на 18 месяцев.
Инспекцией в адрес ЗАО "Эван" выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2011 с указанием к уплате недоимки по транспортному налогу за 4 квартал 2010 года в размере 7029 рублей, пени за неуплату транспортного налога по состоянию на 07.02.2011 в размере 503,06 рублей; недоимки по уплате акциза на этиловый спирт за декабрь 2010 года в размере 5 041 386 рублей, пени по состоянию на 07.02.2011 в размере 292 050,88 рублей.
Не согласившись с данным требованием налогового органа в части, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование в оспариваемой части не соответствует нормам ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также законодательству о банкротстве, поскольку выставлено на задолженность, не являющейся текущей.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ, а кроме того начисляются пени на основании ст. 75 НК РФ.
Согласно п.п. 2,3 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу норм п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога, пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Вместе с тем, взыскание задолженности по налогам, пеням, штрафам с налогоплательщиков, в отношении которых возбуждено производство о признании должника банкротом, осуществляется с учетом норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии со ст. 5. Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
При этом как разъяснено в п. 11. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) судам необходимо принимать во внимание следующее.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Таким образом, налоговый орган не вправе производить бесспорное взыскание задолженности по налогам, возникшей в период до принятия заявления о признании должника банкротом, а также начисленных на нее пеней, в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, поскольку взыскание такой задолженности осуществляется в рамках дела о банкротстве, в порядке, установленном ст. 137 Закона о банкротстве.
Как следует из оспариваемого требования и расчетов пени, представленных налоговым органом и заявителем, пени в сумме 167 рублей начислены за период с 08.01.2011 по 06.02.2011 на недоимку по транспортному налогу, возникшую до 2 квартала 2010 г.., пени в сумме 53 190,81 рублей начислены на недоимку по акцизу на этиловый спирт, возникшую до июня 2010 г.., то есть в период до принятия заявления о признании ЗАО "Эван" банкротом и, соответственно, не являющуюся текущей (л.д. 40, 45).
В связи с чем пени, начисленные на указанную недоимку также не являются текущими и подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Довод налогового органа о том, что принятие обжалуемого требования согласно п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, не может быть вменено налоговому органу, как нарушение, поскольку оно было выставлено в целях предоставления достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки налогоплательщика для дальнейшего включения в реестр требований кредиторов, неоснователен.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, предъявление требования об уплате налога расценивается Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" последствием введения наблюдения является допустимость заявления требований по обязательным платежам, срок уплаты которых наступил на дату введения наблюдения, только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику.
Поскольку с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения недоимка по налогам не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации, то, соответственно, предпринятые налоговым органом действия по бесспорному взысканию сумм задолженности общества, не являются необходимым условием для установления и включения в реестр требований кредиторов требований по налогам, заявляемых уполномоченным органом в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы инспекции о чрезмерности взысканных судебных расходов.
В соответствии со статьёй 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основе изучения и оценки письменных доказательств суд первой инстанции сделал верный вывод о надлежащем документальном подтверждении фактов несения почтовых расходов, связанных с рассмотрением дела. Достоверность этих доказательств инспекция не опровергает.
Довод апелляционной жалобы о чрезмерности заявленной к возмещению суммы судебных расходов судом апелляционной инстанции отклоняется как немотивированный и неподтвержденный документально.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2011 по делу N А07-4634/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4634/2011
Истец: ЗАО "Эван", ЗАО Эван г. Екатеринбург
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N30 по РБ, МИФНС России N 30 по РБ
Третье лицо: ЗАО "Эван"