30 августа 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-3073/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2011 года по делу N А05-3073/2011 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - управление Росприроднадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - МУП "Водоканал", предприятие) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года в размере 6 243 475 рублей 48 копеек.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2011 года по делу N А05-3073/2011 требования управления удовлетворены.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что судом первой инстанции не затребованы акты сверки, должным образом не проверены расчеты образовавшейся задолженности.
Управление Росприроднадзора в отзыве с доводами жалобы не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, управление Росприроднадзора направило в адрес предприятия требование от 28.03.2011 N 12/2428 об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года.
Согласно указанному требованию МУП "Водоканал" в период с 3 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года не выполняло требования законодательства по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В результате чего у предприятия за данный период образовалась задолженность в сумме 6 243 475 рублей 48 копеек, в том числе за 3 квартал 2009 года - 1 010 632 рублей 42 копеек; за 4 квартал 2009 года - 798 809 рублей 65 копеек; за 1 квартал 2010 года - 1 033 745 рублей 73 копеек; за 2 квартал 2010 года - 1 168 506 рублей 79 копеек; за 3 квартал 2010 года - 901 378 рублей 48 копеек; за 4 квартал 2010 года - 1 330 402 рублей 41 копейки.
Задолженность подтверждается расчетом, приложенным к требованию от 28.03.2011 N 12/2428, копиями расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за названные периоды.
Задолженность определена с учетом частичная оплаты суммы долга. Факт оплаты подтверждается платежными документами и выпиской из реестра учета платежей по состоянию на 19.05.2011.
Доказательств наличия иных произведенных платежей предприятием не представлено.
На основании статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 названного Порядка его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Указанным Порядком предусмотрено взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, а именно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (далее - Приказ N 557).
Отчетным периодом является календарный квартал (пункт 2 Приказа N 557).
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Таким образом, МУП "Водоканал", оказывая негативное воздействие на окружающую среду, в силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ, обязано внести соответствующую плату за такое воздействие.
Акт сверки, на который ссылается податель жалобы, не является обязательным документом при взыскании задолженности.
Кроме того, в порядке досудебного разрешения спора вопрос о составлении акта сверки сторонами рассматривался.
В частности, предприятие письмом от 04.02.2011 N 504 запросило у управления Росприроднадзора акт сверки расчетов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010-2011 годов.
В ответ на запрос управление письмом от 21.03.2011 N 12/2106 направило в адрес МУП "Водоканал" акт сверки расчетов с приложением расчета задолженности. Направление названных документов подтверждается выпиской из журнала по прочим операциям за март 2011 года. Вместе с тем акт сверки предприятием не был подписан и управлению не возвращен.
Образовавшаяся у МУП "Водоканал" задолженность документально подтверждена. Расчет задолженности является обоснованным. Доказательств обратного податель жалобы не представил.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования управления.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы предприятия отказано, расходы по госпошлине с управления Росприроднадзора в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2011 года по делу N А05-3073/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3073/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области
Ответчик: МУП "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск"
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4181/11