29 августа 2011 г. |
Дело N А08-8063/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Семенюта Е.А.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от конкурсного управляющего индивидуального предпринимателя Гончаровой Ларисы Николаевны Бондарева Александра Анатольевича: Жолудев И.В., представитель по доверенности б/н от 18.05.2010;
от администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области: Иванов А.В., главный специалист юридического отдела администрации Чернянского района, доверенность б/н от 10.01.2011;
от Гончаровой Ларисы Николаевны: Невский А.А., представитель по доверенности серии 31 АБ N 0240047 от 14.06.2011;
от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по белгородской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего индивидуального предпринимателя Гончаровой Ларисы Николаевны Бондарева Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.05.2011 по делу N А08-8063/2010 (судья Головина Л.В.) по заявлению конкурсного управляющего индивидуального предпринимателя Гончаровой Ларисы Николаевны Бондарева Александра Анатольевича к администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области, третье лицо: Гончарова Лариса Николаевна, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области о признании недействительным постановления администрации N 671 от 12.08.2010 в части,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий индивидуального предпринимателя Гончаровой Ларисы Николаевны (далее - ИП Гончаровой Л.Н.) Бондарев Александр Анатольевич (далее также - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области (далее также - Администрация) о признании недействительным постановления Администрации N 671 от 12.08.2010 в части изменения целевого использования земельных участков.
Решением от 30.05.2011 заявленное требование удовлетворено. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для признания ненормативного акта недействительным.
Не согласившись с указанным решением, конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой в которой просит решение суда отменить, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильном применении норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Администрацией в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ не было доказано соответствия оспариваемого постановления N 671 от 12.08.2010 закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
Представители конкурсного управляющего и ИП Гончаровой Л.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Администрации возражает против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Гончаровой Л.Н. принадлежат на праве собственности, расположенные по адресу; Белгородская область, п. Чернянка, ул. Пионерская, 1А, следующие объекты недвижимости: силосный корпус N 1 кадастровый номер 31:08:19:0000:11226:1"а", силосный корпус N 2 кадастровый номер 31:08:19:0000:11230:1"а", макаронный цех кадастровый номер 31:08:170701:0074:11249:1"а", пожарный пункт кадастровый номер 31:08:170701:0068:11212/03/19:1000/Б, материальный склад для хранения реактивов кадастровый номер 31:08:170701:0069:3790/01/19:1000/Б, мазутная станция кадастровый номер 31:08:170701:0063:11239:1"а", подземный склад жидкого топлива кадастровый номер 31:08:17:0050:11222/02/19:А1, канализационная насосная станция кадастровый номер 31:08:1707 01:0062:11241:1"а", трансформаторная подстанция кадастровый номер 31:08:17:0048:11238/02/19:А3, точка разгрузки на ж/дороге кадастровый номер 31:08:17:0065:11247:1"а", магазин кадастровый номер 31:08:170701:0058:11242:1"а", разгрузочная точка с ж/дороги кадастровый номер 31:08:17:0065:11243:1"а", точка выгрузки на 2 заезда кадастровый номер 31:08:17:0065:11248:1"а", сооружение - водонапорная башня кадастровый номер 31:08:00:00 00:12522/03/19:1001/I, сооружение - скважина водозаборная (артезианская) с насосной станцией кадастровый номер 31:08:00:0000:12514/03/19:1001/I, сооружение - скважина водозаборная (артезианская) с насосной станцией кадастровый номер 31:08:00:0000:12510/03/19:1001/I, сооружение - водонапорная башня кадастровый номер 31:08:00:0000:12509/03/19:1001/ I, сооружение - скважина водозаборная (артезианская) кадастровый номер 31:08:00:0000:12515/03/19:1001/1, пилорама кадастровый номер 31:08:17 07 01:0073:8181/02/19:1000/Б, весовая АЦ-30 кадастровый номер 31:08:17:0049:11264/02/19:А2, котельная кадастровый номер 31:08:17:07 01:0067:3808/01/19:1000/Б, компрессорная кадастровый номер 31:08:17:0701:8064/02/19:1000/А, бытовой корпус с лабораторией кадастровый номер 31:08:19:0000:11244:1"а", хлебопекарня кадастровый номер 31:08:170701:0075:11246:1"а", приемочный амбар на 4 проезда кадастровый номер 31:08:17:0036:8409/02/19:А3, автоприем кадастровый номер 31:08:17:0701:11225/03/19:1000/А, силосный корпус N 2 кадастровый номер 31:08:19:0000:11230:1а, а также объекты недвижимости, расположенные по адресу; Белгородская область, п. Чернянка, ул., Чкалова, в том числе, нежилое здание сервисное кадастровый номер 31:08:170701:0082:8918/02/19:1000/Б, зерносклад N 1,2 кадастровый номер 31:08:19:0000:8552, зерносклад N 3,4 кадастровый номер 31:08:19:0000:8637, зерносклад NN 5,6 кадастровый номер 31:08:19:0000:8546, зерносклад N 9 кадастровый номер 31:08:170701:0094: 8548:00, зерносклад N12-13 кадастровый номер 31:08:19:0000:8545, зерносклад N 14 кадастровый номер 31:08:19:0000:8550:00, зерносклад N 18 кадастровый номер 31:08:19:0000:8543:00, зерносушилка ДСП-32 кадастровый номер 31:08:170701:0088:8547:00, весовая АЦ-25 кадастровый номер 31:08:170701:0103:0103:8684:00, камера для сушки кукурузы кадастровый номер 31:08:19:0000:11202:00, молотильно - калибровочный цех кадастровый номер 31:08:19:000:11200:00, склад готовой продукции кадастровый номер 31:08:19:0000:11203:00, склад обмолоченных семян кадастровый номер 31:08:19:0000:9065:00, цех снятия початков кукурузы кадастровый номер 31:08:19:0000:9040:00, навес для хранения початков кукурузы кадастровый номер 31:08:19:0000:8551:00, сооружение - водонапорная башня кадастровый номер 31:08:00:0000:12522 /03/19:1001/I, сооружение - скважина водозаборная (артезианская) кадастровый номер 31:08:00:0000:12517/03/19:1001/ I, подъездной железнодорожный путь кадастровый номер 31:08:17:0012:11812/3/19:1000 комната приема пищи кадастровый номер 31:08:19:0000:8821:00, проходная 31:08:19:0000:8905:00, сушильно-очистительная башня кадастровый номер 31:08:170701:0099:8770, зерносклад NN 10-11 кадастровый номер 31:08:19:0000:8542:00, зерносклад N 7 кадастровый номер 31:08:19:0000:8600:00, зерносклад N 8 кадастровый номер 31:08:19:0000:8663, сооружение - газопровод высокого давления (подземный) от магистрального газопровода высокого давления до ШРП_ГСГО-2 кадастровый номер 31:08:00:0000:12511/03/19:1001/Г, о чем произведены соответствующие записи в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выданы свидетельства о регистрации права.
Указанные объекты недвижимости, находящиеся в собственности Гончаровой Л.Н., входили в единый комплекс - Чернянский элеватор. Государственное предприятие Чернянский элеватор был приватизирован в АООТ "Чернянский элеватор", что подтверждается распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом "Об утверждении плана приватизации государственного предприятия Чернянского элеватора" N 482-р от 09.08.1993 (л.д. 147-179 т.1).
Чернянскому элеватору был предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок на основании решения администрации Чернянского района N 222 от 06.10.1992 для производственных целей площадью 30,18 га. Данный факт подтверждается свидетельством о праве собственности от 22.10.1992 (л.д.11 т.1).
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 10.07.2001 было утверждено мировое соглашение по делу N А08-1405/01-8-3 по которому ОАО "Чернянский элеватор" в счет погашения своей задолженности перед ЧП Гончаровым А.А. передает ему часть основных средств по рыночной стоимости согласно приложения на 5 листах, включает в себя 180 объектов на общую сумму 1 458 000 руб.
Постановлением главы п. Чернянка от 04.12.2001 N 266 "О передаче земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании в собственность за плату, для ведения личного подсобного хозяйства" Гончарову А.А. предоставлены земельные участки, расположенные в п. Чернянка.
На основании данного постановления между администрацией п. Чернянка и Гончаровым А.А. заключен договор купли-продажи от 04.12.2001.
Впоследствии указанные земельные участки были переданы Гончаровой Л.Н. на основании утвержденных судами мировых соглашений.
Решением Мирового суда судебного участка N 2 Чернянского района от 19.05.2008 договор признан недействительным по признаку ничтожности на том основании, что в соответствии с Уставом Чернянского района, действовавшим на момент принятия Постановления и заключения договора, администрация п. Чернянка являлась структурным подразделением администрации Чернянского района. Юридическим лицом администрация п. Чернянка не являлась (л.д. 2-8 приложения т.1).
Впоследствии собственником недвижимости стала Гончарова Л.Н., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на объекты недвижимости.
Из кадастровых паспортов земельных участок видно, что земельные участки сформированы под каждым объектом.
Таким образом, Гончаровой Л.Н. выделены земельные участки под недвижимостью, которая является единым целым - элеватором.
Решениями администрации Чернянского районного суда за Гончаровой прекращено право собственности на земельные участки.
Гончарова Л.Н. 14.04.2010 обратилась в администрацию муниципального района "Чернянский район" Белгородской области о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для передачи земельного участка в собственность заявитель указал наличие права собственности на здания и сооружения.
Решением от 27.04.2010 по делу N А09-8635/2009 Арбитражный суд Брянской области признал индивидуального предпринимателя Гончарову Ларису Николаевну несостоятельным (банкротом), открыв конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Конкурсным управляющим ИП Гончаровой Л.Н. утвержден Бондарев Александр Анатольевич.
Постановлением администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области "Об изменении целевого использования земельных участков" от 12.08.2010 N 671 земельным участкам из земель населенных пунктов городского поселения "Поселок Чернянка" был установлен новый вид использования земельных участков - для размещения промышленных объектов.
Считая, что указанное постановление не законно и необоснованно, конкурсный управляющий обратился в суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнение представителей Администрации, конкурсного управляющего, ИП Гончаровой Л.Н., оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия этих действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены три вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляемые совместно с ними.
Из совокупного анализа указанных норм следует, что оспариваемым постановлением Администрации был фактически изменен вид разрешенного использования земельного участка.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вид разрешенного использования участка должен соответствовать назначению объектов недвижимости.
В типовом перечне видов разрешенного использования (приложение 2 таблица 1 пункт N 15) Технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152) указано, что в состав вида разрешенного использования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования относятся земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства, и относятся в населенных пунктах к земельным участкам сельскохозяйственного использования (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А08-5061/2010-17, оставленным без изменения Федеральным Арбитражным судом Центрального округа, фактически объекты, расположенные на спорных земельных участках, представляют собой элеватор и используются для целей, связанных с приемкой, доработкой, сушкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции.
В рамках дела N А08-8103/2009-17 также установлено, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых участках входят в состав имущественного комплекса элеватора.
Согласно экспертному заключению N 01-ИД/2011 от 12.01.2011 здания, строения и сооружения представляют собой комплекс сельскохозяйственного назначения - элеватор, и предназначены для приема. Обработки, хранения, отпуска (реализации) зерна и продуктов его переработки, а также производства продуктов переработки зерна (сельскохозяйственного использования) и фактически используются (эксплуатируются) в данных целях.
Таким образом, на указанных земельных участках расположен комплекс сельскохозяйственного назначения - элеватор.
В деле отсутствуют доказательства того, что указанное имущество является объектом, который используется в иных целях.
То, что указанный комплекс, расположенный на земельных участках, использовался в иных целях, чем сельскохозяйственные, доказательств также не представлено.
Тот факт, что указанный комплекс Предпринимателем не использовался не изменяет его назначения.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использовании земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также нормами гражданского и земельного законодательства не предусмотрено право органа государственной власти или органа местного самоуправления без обращения собственника земельного участка изменять установленный вид разрешенного использования земельного участка.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами _а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к территориальным зонам сельскохозяйственного назначения.
Смена собственника земельного участка не является основанием для изменения его вида разрешенного использования.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Проекты документов территориального планирования муниципальных образований до их утверждения подлежат согласованию и обсуждению на публичных слушаниях в случаях и в порядке, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 16 Закон Белгородской области от 10.07.2007 N 133 "О регулировании градостроительной деятельности в Белгородской области").
С учетом положений статьи 28 Градостроительного кодекса РФ и норм Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
На момент издания оспариваемого акта порядок проведения публичных слушаний был установлен, поэтому проведение публичных слушаний по спорному вопросу должно проводиться в соответствии с Порядком участия граждан в обсуждении проектов муниципальных правовых актов муниципального района "Чернянский район", выносимых на публичные слушания", утвержденным Решением Муниципального совета Чернянского района Белгородской области от 21.07.2009 N 230.
Как установлено, муниципальный орган изменил вид разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства без проведения публичных слушаний по данному вопросу, чем нарушил положения частей 1 - 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Указанное обстоятельство, необходимость проведения по данному вопросу публичных слушаний и нарушение порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков, также, установлено в рамках дела N А08-5061/2010-17.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что законных оснований для изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков не имелось, процедура его изменения, не была соблюдена.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков. Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства и 1.5 процента в отношении прочих земельных участков.
Земельный налог исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, определяемой с учетом вида его разрешенного использования.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя.
Ввиду нахождения Предпринимателя на стадии банкротства - конкурсное производство, оспариваемое постановление нарушает, также, права кредиторов, поскольку суммы налога влияют на конкурсную массу.
Согласно пункту 4 статьи 7 указанного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, должен доказать, что принятый им ненормативный акт соответствует нормам действующего законодательства.
Администрацией в суд не были предоставлены доказательства законности принятия оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит признанию недействительным, а решение суда первой инстанции - отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.05.2011 по делу N А08-8063/2010 отменить.
Признать недействительным постановление администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области N 671 от 12.08.2010 "Об изменении целевого использования земельных участков" в части изменения целевого использования земельных участков, на которых расположены объекты заявителя.
Обязать администрацию муниципального района "Чернянский район" Белгородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гончаровой Л.Н.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-8063/2010
Истец: Гончарова Лариса Николаевна, К/у Гончаровой Л. н. Бондарев А. А.
Ответчик: Администрация МО "Чернянский район" Белгородской области, Администрация муниципального района "Чернянский район" Белгородской области
Третье лицо: Гончарова Л. Н., Управление Росреестра по Белгородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (Управление Росреестра по Белгородской области) в лице Шебекинского отдела, ФГУ "Земельная кадастровая палата", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области, ИП Гончарова Лариса Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3364/11