31 августа 2011 г. |
Дело N А08-71/2011 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Велес": Ортыковой В.В., директора, решение N 1 от 20.04.2010;
от Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1: Покровского А.В., главного специалиста отдела правового обеспечения Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, доверенность N10-23/04/3033 от 28.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Велес" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.05.2011 по делу N А08-71/2011 (судья Танделова З.М.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Велес" (ОГРН 1103123006117, ИНН 3123213364) к Государственному учреждению - Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 о признании недействительным решения N 10017 от 29.12.2010,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Велес" (далее - ООО "Велес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением (с учетом уточнения) к Государственному учреждению - Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (далее - отделение Фонда социального страхования, Фонд) о признании недействительным решения от 29.12.2010 N 10017 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в общей сумме 218 714, 16 руб. и обязании Фонда возместить выплату указанной суммы страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.05.2011 заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой (с учетом уточнения предмета обжалования) просило отменить решение суда в части отказа в признании недействительным решения от 29.12.2010 N 100017 Фонда об отказе в выделении средств на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового возмещения директору Ортыковой В.В. в сумме 218 302, 08 руб. В части признания законным указанного решения Фонда в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных на выплату Ортыковой В.В. единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в размере 412, 08 руб. Общество решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.05.2011 не оспаривает.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на несоответствие вывода суда, что Обществом создана искусственная ситуация, направленная на неправомерное получение средств за счет Фонда социального страхования, обстоятельствам дела ввиду неполного их выяснения.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Фонд просит оставить решение Арбитражного суда Белгородской области без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным, выводы суда - основанными на имеющихся в деле доказательствах.
Поскольку Фонд не заявил о пересмотре дела в полном объеме, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда от 10.05.2011 в порядке, предусмотренном статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ООО "Велес" с заявлениями к Фонду за возмещением средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фондом проведена камеральная проверка по вопросу выделения средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию на основе представленных расчетов Общества; период проверки с 31.08.2010 по 14.11.2010.
По результатам проведенной камеральной проверки представленных Обществом документов Фонд пришел к выводу, что действия Ортыковой В.В. по учреждению ООО "Велес" и созданию в последующем искусственной ситуации для получения средств Фонда являются злоупотреблением правом, так как у Общества отсутствовала финансовая возможность для установления должностного оклада директору Общества Отрыковой В.В. в сумме 70 600 руб.; со дня регистрации Общество деятельности не осуществляло, доходы отсутствовали; денежные средства на расчетный счет Общества не поступали за исключением заемных средств от Ортыковой.
По результатам проверки Фондом составлен акт N 1001710 от 15.12.2010 и по результатам его рассмотрения вынесено решение от 29.12.2010 N 10017 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в общей сумме 218 714, 16 руб.
Полагая, что решение Фонда от 29.12.2010 N 10017 не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО "Велес" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Велес" учреждено на основании решения N 1 от 20 апреля 2010 года единственного участника Ортыковой Виктории Викторовны, директором является Ортыкова Виктория Викторовна.
Государственная регистрация Общества произведена 5 мая 2010 года (запись в ЕГРЮЛ от 05.05.2010 за основным государственным регистрационным номером 1103123006117).
14.05.2010 Общество зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 1 Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за N 3101061525, что подтверждается извещением о регистрации (л.д. 37).
Из материалов дела следует, что 15.11.2010 (поступило в Фонд 16.11.2010) Общество обратилось в Фонд с заявлением о перечислении денежных средств на выплату страхового обеспечения работнику в общей сумме 218 714, 16 руб., в том числе: пособие временной нетрудоспособности - 59 123, 48 руб., пособие по беременности и родам - 159 178, 60 руб., единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - 412, 08 руб., представив Фонду соответствующие расчеты пособий и больничные листы, подтверждающие наступление соответствующих страховых случаев. Все пособия исчислены директору Общества Ортыковой В.В.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих по трудовому договору.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьями 7, 8 Закона "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности, беременность и роды.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Размер пособия по беременности и родам установлен статьями 8 и 10 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которыми пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы.
Условия и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (материнству) регламентированы Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Так, из содержания статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособие по материнству имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству застрахованным лицам, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
В случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) (пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2010).
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу пункта 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (в редакции от 19.10.2009), пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Из вышеизложенного следует, что право на получение пособия по беременности и родам возникает у застрахованного лица, работающего по трудовому договору, в том числе, по совместительству, в случае наступления страхового случая (в том числе болезни и материнства) при наличии листка нетрудоспособности и осуществляется за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с приказом N 1/1 от 05.05.2010 и на основании трудового договора N 1 от 05.05.2010 Ортыкова В.В. принята на работу в Общество на должность директора на условиях внешнего совместительства с 05.05.2010 с окладом 0,5 ставки. Согласно штатному расписанию от 05.05.2010 N 1 тарифная ставка (оклад) директора составляет 70 600 рублей в месяц, поэтому Ортыковой В.В. установлена заработная плата в размере 35 300 рублей ежемесячно.
В указанное время Ортыкова В.В. являлась согласно записи в трудовой книжке за N 15 от 01.02.2010 также заместителем главного бухгалтера по основному месту работы в ООО "Русская традиция - Белгород" (приказ N 2 от 01.02.2010).
Штатным расписанием ООО "Велес" предусмотрено 5 штатных единиц работников. Штатное расписание не замещено. Других работников в ООО "Велес" за исключением директора нет. Согласно табелям учета рабочего времени Ортыковой В.В. отработано в ООО "Велес" в 2010 году 39 дней: в мае 18 дней и в июне 21 день. За указанный период начислена заработная плата. В период с июля по ноябрь 2010 года заработная плата не начислялась в связи с временной нетрудоспособностью и отпуском без сохранения заработной платы.
За май 2010 Ортыковой В.В. начислена заработная плата в размере 33 442 рубля 10 копеек, удержан налог на доходы физических лиц в сумме 4347 рублей, сумма к выдаче составила 29 095 рублей 10 копеек. За июнь 2010 года Ортыковой В.В. начислена заработная плата в размере 35 300 рублей, удержан налог на доходы физических лиц в сумме 4589 рублей, сумма к выдаче составила 30 711 рублей.
Согласно данным кассовой книги ООО "Велес" за май 2010 года Ортыковой В.В. 20 мая 2010 года выдан аванс 11 000 рублей за счет заемных средств, полученных от Ортыковой В.В. 20 мая 2010 года. Согласно данным кассовой книги за июнь 2010 года Ортыковой В.В. 4 июня 2010 года выплачена зарплата за май в сумме 18 095 рублей также за счет заемных средств, полученных от Ортыковой В.В.; 4 июня 2010 года и 18 июня 2010 года выплачен аванс за июнь в сумме 11 000 рублей за счет заемных средств, полученных от Ортыковой В.В. 18 июня 2010 года. Согласно данным кассовой книги за июль 2010 года Ортыковой В.В. 5 июля 2010 года выплачена зарплата за июнь в сумме 19 711 рублей за счет заемных средств, полученных от Ортыковой В.В. 5 июля 2010 года.
Судом отмечено, что за период с 15.07.2010 по 12.08.2010 и с 13.08.2010 по 25.08.2010 Ортыковой В.В. уже было начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности, в том числе за счет за счет средств Фонда социального страхования РФ - 43 205, 62 руб. (данная сумма предметом оспариваемого решения Фонда не являлась). При этом по получении указанных денежных средств из Фонда на выплату страхового обеспечения, Общество направило их часть (15 150 руб.) на уплату страховых взносов и частичное перечисление налога на доходы физических лиц.
Согласно данным кассовой книги за август 2010 года Ортыковой В.В. 27 августа 2010 года выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 1977 рублей 98 копеек за счет заемных средств, полученных от Ортыковой В.В. 27 августа 2010 года. По данным кассовой книги за сентябрь 2010 года Ортыковой В.В. 3 сентября 2010 года выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 9 588 рублей 62 копейки за счет заемных средств, полученных от Ортыковой В.В. 3 сентября 2010 года. По данным кассовой книги за октябрь 2010 года Ортыковой В.В. 15 октября 2010 года выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 1977 рублей 98 копеек за счет заемных средств, полученных от Ортыковой В.В. 15 октября 2010 года.
Из книги учета доходов и расходов ООО "Велес" за 9 месяцев 2010 года усматривается, что доходы от ведения хозяйственной деятельности у Общества отсутствовали. Источником поступления денежных средств Обществу являлись: во 2 квартале 2010 года - 40 095 руб. 10 коп. - денежные средства Ортыковой В.В. в 3 квартале 2010 года - 86 461 руб. 20 коп., в т.ч. 43 255 руб. 58 коп. - денежные средства Ортыковой В.В. и 43 205 руб. 62 коп. - средства Фонда социального страхования, выделенные филиалом N 1 Отделения Обществу на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию (для оплаты пособий по временной нетрудоспособности).
Движение денежных средств по расчетному счету ООО "Велес" за период с мая по октябрь 2010 года осуществлялось только по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за счет поступавших заемных средств Ортыковой В.В. и Фонда в возмещение расходов страхователя.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции сделал вывод, что ООО "Велес" не вело хозяйственной деятельности и не имело денежных средств на выплату заработной платы и пособий по социальному страхованию, за исключением денежных средств, вносимых Ортыковой В.В. на каждую конкретную сумму, выплачиваемую ей же.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в том числе, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции отмечено, что из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
В силу изложенного суд признал обоснованным вывод Фонда о том, что ООО "Велес" учреждено для создания искусственной, экономически необоснованной ситуации, направленной на получение завышенного пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, отказав Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным решения N 10017 от 29.12.2010 отделения Фонда социального страхования об отказе в выделении средств в сумме 218 714, 16 руб. на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату пособия по беременности и родам директору и единственному учредителю Ортыковой В.В.
С таким выводом суда апелляционная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Судебная коллегия соглашается с доводом Фонда, что одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (статья 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Возмещение средств из Фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Рассматривая вопрос о правомерности предъявления к зачету расходов страхователя, произведенных в пользу застрахованного лица, разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия правомочий в сфере гражданско-правовых отношений (в том числе и в виде безусловного права на установление высокого вознаграждения работнику).
Вместе с тем, ссылаясь на неправомерность действий страхователя, реализующего свои правомочия и представившего при истребовании возмещения от Фонда доказательства, формально соответствующие законодательству о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию, Фонд должен представить безусловные доказательства создания искусственной ситуации, позволяющей неправомерно возместить за счет средств Фонда расходы по выплате пособия.
На основе оценки имеющихся в деле доказательств апелляционный суд пришел к выводу, что такие доказательства Фондом не добыты.
Из материалов дела следует, что единственный учредитель Ортыкова В.В. приняла на себя обязанности директора в порядке внешнего совместительства с окладом 35 300 рублей ежемесячно (0,5 ставки).
Заявляя о превышении указанным размером оплаты труда директора среднего уровня размера заработной платы по Белгородской области (по мнению Фонда средний уровень - 30 000 руб.), Фонд не привел никаких доказательств в обоснование такого довода.
Согласно Уставу Общества основной вид его деятельности - деятельность по управлению ценными бумагами и другие биржевые операции с фондовыми ценностями (т.1, л.41). В материалы дела представлены доказательства наличия у Ортыковой В.В. возможностей и навыков для осуществления от имени Общества указанной деятельности, а также получения дохода (т. 1, л. 81-89). Суду апелляционной инстанции Обществом представлено заявление от 24.05.2011, свидетельствующее о его присоединении к Соглашению N ВТ-08 и получению права на использование услуг компании BroCo Investments Inc. по использованию ее торгового терминала, включая электронную обработку и передачу данных Общества как Клиента в целях совершения биржевых сделок на срочном рынке.
Доказательств, свидетельствующих о том, что уровень заработной платы директора аналогичного по профилю деятельности предприятия составляет сумму, значительно отличающуюся от установленного Обществом оклада, Фонд не представил.
В обязанности директора как единоличного исполнительного органа юридического лица входит, в том числе, осуществление руководства текущей деятельностью общества по обеспечению им работ и услуг, определенных Уставом общества. Судом установлен факт принятия Ортыковой В.В. на работу и выполнение ею обязанностей директора. Обществом представлены в материалы дела доказательства осуществления Обществом в лице его директора деятельности с момента создания: Общество поставлено на соответствующие учеты в налоговом органе, территориальном органе Пенсионного фонда РФ, Статрегистре Росстата.
Поясняя мотивы создания Общества, впоследствии приятого к руководству, Ортыкова В.В. указала, что в октябре 2008 года потеряла двух детей (родились мертвыми), в апреле 2009 лишилась беременности (самоаборт), после чего ей была дана медицинская рекомендация отсрочить беременность и она решила реализовать имевшуюся цель создания юридического лица для осуществления вышеуказанной деятельности. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (т. 1, л. 90-95). Общество создано 20.04.2010 и зарегистрировано 05.05.2010.
Но 02.06.2010 у Ортыковой В.В. продиагностирована новая беременность сроком 4 недели, которую она в связи с медицинскими назначениями не планировала (т. 1, л. 96).
В связи со сложившимися обстоятельствами, состоянием здоровья и необходимостью медицинского наблюдения и лечения Ортыкова В.В. была вынуждена с июля месяца находится на лечении, а также - в целях сохранения беременности - в отпуске без сохранения заработной платы.
В июле-октябре по месту работы в ООО "Велес" Ортыковой В.В. выданы листки нетрудоспособности N ВЫ 1868927 (15.07-12.08.2010), ВР 5311924 (13.08.-23.08.2010), N ВЭ 5676938 (30.08-18.09.2010), ВР 5311222 (30.09.-12.10.2010), ВЭ 5693864 (18.10-28.10.2010). Три последних, на общую сумму выплат за счет средств Фонда в размере 59 123, 48 руб., являются предметом настоящего спора.
В связи с отпуском по беременности и родам 03.11.2010 Ортыковой В.В. выдан листок нетрудоспособности ВЭ N 5693897 по месту работы в ООО "Велес" на период с 03.11.2010 по 23.03.2011, по которому Обществом рассчитано и выплачено пособие по беременности и родам в сумме 159 178, 60 руб.
Начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам подтверждены имеющимися в деле расчетами пособий и расходными кассовыми ордерами. Уплата страховых взносов с выплаченной в мае, июне 2010 года заработной платы осуществлена в полном объеме, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
Таким образом, представленными в материалы дела документами Общество в полном объеме подтвердило соблюдение условий, необходимых для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, а именно: наличие между Обществом (страхователем) и работником (застрахованным лицом) трудовых отношений; наступление страховых случаев; наличие документов, подтверждающих факт выплаты пособия застрахованному лицу, уплата страховых взносов.
Апелляционный суд отмечает, что о создании Обществом искусственной ситуации не может свидетельствовать довод Фонда о том, что Ортыкова В.В. фактически выполняла обязанности директора, получала заработную плату и исчисляла страховые взносы только два месяца, так как действующее законодательство не ставит исчисление размера пособия по беременности и родам в зависимость от объема и времени выполненной работником работы до оформления больничного листа по беременности и родам.
Из системного анализа норм глав 7 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств, порождающих сомнения в добросовестности лица в отношении которого принят ненормативный акт, лежит на органе, принявшем соответствующий акт.
Между тем Фонд не доказал факты выплаты Обществом Ортыковой В.В. пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с нарушением действующего законодательства и создания им искусственной ситуации для неправомерного получения денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства, апелляционный суд не может признать обоснованным довод Фонда об отсутствии реально существующих трудовых отношений и выполнении трудовой функции застрахованной Ортыковой В.В.
При этом суд исходит из фактического осуществления работником трудовой деятельности в Обществе на условиях работы по совместительству, наличия объективной возможности для исполнения должностных обязанностей, отсутствия безусловных доказательств создания искусственной ситуации, позволяющей неправомерно возместить за счет средств Фонда расходы по выплате пособий посредством фиктивного трудоустройства.
Ссылка суда на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2901/04 ошибочна, поскольку по этому делу судами установлены иные фактические обстоятельства.
На основе оценки доказательств апелляционный суд пришел к выводу, что у Фонда отсутствовали основания для отказа Обществу в возмещении понесенных расходов по выплате пособий в общей сумме 218 302, 08 руб.: пособия по временной нетрудоспособности в размере 59 123, 48 руб. и пособия по беременности и родам в размере 159 178, 60 руб. Оспариваемой решение Фонда от 29.12.2010 N 100017 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения в части отказа в возмещении 218 302, 08 руб. является незаконным и подлежит признанию недействительным.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.06.2011 в обжалуемой части подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 201 АПК РФ, принимая во внимание незаконность оспариваемого решения Фонда, суд обязывает Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Велес" путем возмещения указанной суммы страхового обеспечения.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы Общества, расходы по уплате Обществом государственной пошлины, понесенные при обращении в суд первой и апелляционной инстанции, подлежат отнесению на Фонд (пункт 1 статьи 110 АПК РФ) в размере 3000 руб. В связи с тем, что Обществом при обращении в суд первой и апелляционный суд ошибочно уплачено 7787,14 руб. (исходя из предмета заявленных требований пошлина составляет соответственно 2000 руб. и 1000 руб.), 4787, 14 руб. государственной пошлины подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу ООО "Велес" удовлетворить.
Отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.06.2011 по делу N А08-71/2011 в части отказа в удовлетворении требования ООО "Велес" о признании недействительным решения от 29.12.2010 N 100017 Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения в сумме 218 302, 08 руб., а также в части отнесения на ООО "Велес" судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 5787, 14 руб.
Признать недействительным решение от 29.12.2010 N 100017 Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения в части отказа в возмещении 218 302, 08 руб.
Обязать Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Велес".
Взыскать с Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 в пользу ООО "Велес" судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 3000 руб.
Возвратить ООО "Велес" из федерального бюджета 4787,14 руб. - сумму излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Белгородской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-71/2011
Истец: ООО "ВЕЛЕС"
Ответчик: ГУ Белгородское региональное отделение фонда социального страхования РФ, ГУ Белгородское региональное отделение фонда социального страхования РФ Филиал N 1
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4167/11