г. Киров
31 августа 2011 г. |
Дело N А82-1528/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лысовой Т.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Кузьминой О.Ю. по доверенности от 21.02.2011,
представителей заинтересованного лица - Барановой Т.В. по доверенности от 14.01.2011, Кондрулевой М.В. по доверенности от 04.04.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шимароново"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.06.2011 по делу N А82-1528/2011, принятое судом в составе судьи Ландарь Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шимароново"
(ИНН: 7621006150, ОРГН: 1047602205023)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области
(ИНН: 7607021043, ОГРН: 1027600982936)
о признании недействительным решения от 13.11.2010 N 882,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шимароново" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция) от 13.11.2010 N 882.
Решением Арбитражного суда Ярославской области 17.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, считает, что жилой корпус литеры В, В1, В2 является жилым домом, имеет центральное отопление, внутренние водопровод и канализацию, санитарно-технические устройства, электротехнические устройства, жилые комнаты, коридоры, лестницы, что отвечает признакам жилого помещения. При этом функционирование в жилом здании водопровода, канализации и электросетей осуществляется посредством работы объектов инженерной инфраструктуры, расположенной на спорном земельном участке. Общество указывает на то, что для применения ставки земельного налога в размере 0,15 процентов необходимо соблюдение условия - земельный участок должен быть занят объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства или предоставлен для жилищного строительства. Также обращает внимание на то, что ввиду отсутствия спора по кадастровой стоимости земельного участка категория земель и разрешенное использование земель не влияет на право применения специальной (льготной) ставки земельного налога.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласна, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 02.06.2010 уточненной (N 2) налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год (листы дела 139-140 том 2), по результатам которой составлен акт от 10.09.2010 N 1213.
В ходе налоговой проверки Инспекция установила неуплату Обществом земельного налога за 2009 год в сумме 174 374 рублей вследствие необоснованного применения Обществом ставки земельного налога в размере 0,15 процента в отношении земельного участка площадью 197 713 кв.м, с кадастровым номером 76:09:095001:0003, кадастровой стоимостью 12 916 590 рублей. Обществом исчислен земельный налог в сумме 19 375 рублей (12 916 590 рублей х 0,15 процента). Инспекция посчитала необходимым применение ставки земельного налога в размере 1,5 процента и исчислила подлежащий уплате земельный налог в сумме 193 749 рублей (12 916 590 рублей х 1,5 процента). Сумма неуплаченного земельного налога составила 174 374 рубля (193 749 рублей - 19 375 рублей).
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки начальником Инспекции принято решение от 13.11.2010 N 882 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 34 874 рублей. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафных санкций, а также 174 374 рубля земельного налога и 11 718 рублей 91 копейку пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 11.01.2011 N 4 решение Инспекции от 13.11.2010 N 882 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 1 статьи 11, пунктом 1 статьи 389, пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 16, пунктом 1 статьи 17, пунктами 4, 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, Решением муниципального Совета Некрасовского сельского поселения от 28.09.2006 N 31 и пришел к выводу об отсутствии доказательств отнесения спорного земельного участка к занятому жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенному (предоставленному) для жилищного строительства.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 Кодекса).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением муниципального Совета сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района от 18.09.2008 N 111 "О земельном налоге в сельском поселении Некрасовское" на территории сельского поселения Некрасовское введен земельный налог, порядок и сроки его уплаты.
Налоговые ставки установлены в следующих размерах: 0,15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Из указанных норм следует, что установленная налоговая ставка в размере 0,15 процента применяется в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Кодекс не содержит определения понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поэтому для уяснения этих понятий в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса следует учитывать нормы других отраслей законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частями 1 и 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Частью части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов); специализированный жилищный фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов); индивидуальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования); жилищный фонд коммерческого использования (совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование).
Понятие объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в Жилищном кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах не определено.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" содержится определение системы коммунальной инфраструктуры: это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Также частью 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. Бюро технической инвентаризации осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики. Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится бюро технической инвентаризации путем ведения реестра жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, Некрасовский муниципальный район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района (арендодатель) и ООО "Шимароново" (арендатор) заключили сроком с 03.04.2007 по 22.08.2014 договор аренды земельного участка N 545 общей площадью 197 713 кв.м с кадастровым номером 76:09:095001:0003 из земель особо охраняемых территорий, расположенного по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Климовский сельский округ, для функционирования ООО "Шимароново" (листы дела 96-97 том 1).
Далее 22.08.2008 Некрасовский муниципальный район Ярославской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района (продавец) и ООО "Шимароново" (покупатель) заключили договор купли-продажи указанного земельного участка, представленного для функционирования ООО "Шимароново" (лист дела 95 том 1) .
24.09.2008 Общество зарегистрировало право собственности на земельный участок, приобретенный по названному договору купли-продажи. Согласно свидетельству о государственной регистрации права объектом права является земельный участок для функционирования ООО "Шимароново" (центральная часть с постройками), категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, общая площадь 197 713 кв.м (лист дела 53 том 1). Согласно кадастровому паспорту земельного участка его разрешенное использование (назначение) для функционирования ООО "Шимароново" (центральная часть с постройками), кадастровая стоимость земельного участка на проверяемый период составляет 12 916 590 рублей (лист дела 85 том 1)).
На территории спорного земельного участка расположены следующие объекты недвижимости: жилой корпус 1,2,3-этажный; здание столовой; здание продовольственного склада; здание овощехранилища; насосная станция; здание котельной; очистные сооружения, которые принадлежат Обществу на праве собственности (листы дела 55-61 том 1).
Материалами дела (в том числе техническим паспортом, выданным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Некрасовскому муниципальному округу, актами формы N ОС-1а) подтверждается и Общество не оспаривает, что на территории спорного земельного участка также расположены спальные корпусы (на которые свидетельства о праве собственности Обществом не получены), и все строения, расположенные на спорном земельном участке, в том вышеназванный жилой корпус (согласно техническому паспорту значащийся спальным корпусом, литеры В, В1, В2), составляют в комплексе "Базу отдыха Шимароново" (листы дела 2-49, 141-155 том 2). Спальный корпус (литеры В, В1, В2) включен в технический паспорт, выданный в целом на "Базу отдыха Шимароново".
Указанные объекты базы отдыха внесены в уставный капитал Общества (лист дела 69 том 1).
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из названных положений следует, что базы отдыха (корпусы базы отдыха, в том числе спальные) не подпадают под понятие жилого помещения и не относятся к жилищному фонду.
Таким образом, расположенные на территории спорного земельного участка объекты недвижимости не являются жилыми помещениями и не относятся к жилищному фонду.
Представленными в дело доказательствами подтверждается, что спальные корпусы (в том числе спорный корпус с наименованием жилой) "Базы отдыха Шимароново" не являются местом жительства граждан (в том числе сотрудников Общества) и для этого не предназначены. Доказательств иного налогоплательщиком не представлено. Спорный корпус с наименованием жилой предназначен для временного пребывания граждан в связи с отдыхом. Пребывание на базе отдыха участников, сотрудников ООО "Шимароново", их семей и иных лиц не свидетельствует о том, что лица проживают в данных помещениях, не означает, что данные помещения относятся к жилищному фонду.
Также из представленных в дело документов не видно, что помещения, расположенные на спорном земельном участке, учтены в жилищном фонде, включены в реестр жилищного фонда.
Ссылка Общества на технический паспорт на жилой корпус правильно отклонена судом первой инстанции в связи с тем, что технический паспорт не подтверждает отнесение помещения в состав жилищного фонда. Кроме того, указанный корпус в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не включается в состав жилищного фонда. Доказательств того, что указанный корпус внесен в реестр жилищного фонда, не имеется; технический паспорт, свидетельство о регистрации права таких сведений не содержат.
Ссылка Общества на данные сельскохозяйственной переписи (лист дела 22 том 3) подлежит отклонению, поскольку объекты, находящиеся на земельном участке, в том числе спальный корпус с наименованием жилой, не являются жилыми помещениями, не предназначены для проживания лиц и для этого не используются.
Наличие в объектах комнат, санитарно-технических устройств не является основанием относить их к жилых помещениям.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела не подтверждается, что расположенные на спорном земельном участке объекты являются жилыми помещениями и относятся к жилищному фонду.
Постановлением Главы сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района Ярославской области от 11.07.2007 N 173 разрешено строительство 24-х жилых домов коттеджного типа на территории ООО "Шимароново" на земельном участке 197 713 кв.м (лист дела 126 том 1). Обществом представлены в дело документы о плане застройки территории ООО "Шимароново".
Между тем, спорный земельный участок не предоставлялся Обществу и не приобретался Обществом для жилищного строительства. Из материалов дела видно, что в проверяемый период на спорном земельном участке не построено жилых помещений (домов, коттеджей), что Обществом не оспаривается.
Наличие у ООО "Шимароново" указанного разрешения и иных документов о плане застройки само по себе не свидетельствует о том, что спорный земельный участок занят жилищным фондом, приобретен (предоставлен) для жилищного строительства.
Земельный участок предоставлялся и приобретался для функционирования ООО "Шимароново", вид разрешенного использования земельного участка не изменился.
В связи с тем, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты, относящиеся к жилищному фонду, оснований относить иные объекты к числу необходимых для эксплуатации жилищного фонда (к соответствующим объектам инженерной инфраструктуры) не имеется.
Следовательно, применение Обществом при исчислении земельного налога в отношении спорного земельного участка налоговой ставки в размере 0,15 процента от кадастровой стоимости является неправильным. Инспекцией правомерно исчислен подлежащий уплате Обществом земельный налог в отношении спорного земельного участка в сумме 193 749 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 916 590 рублей и ставки земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости; правомерно установлено, что Общество в связи с изложенным допустило неуплату земельного налога за 2009 год в сумме 174 374 рублей (193 749 рублей - 19 375 рублей исчисленного налогоплательщиком). В первичной и первой уточненной налоговых декларациях по земельному налогу за 2009 год, представленных ранее в налоговый орган, Обществом не была исчислена к уплате спорная сумма налога на добавленную стоимость и не была уплачена в бюджет; последующие декларации по отношению к первичной представлялись с суммой налога к доплате.
Ссылка Общества на судебную практику в отношении применяемых ставок земельного налога обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку судебные акты вынесены при иных фактических обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.06.2011 по делу N А82-1528/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шимароново" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1528/2011
Истец: ООО "ШИМАРОНОВО"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области
Третье лицо: ООО "ШИМАРОНОВО"
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4718/11