г. Москва
05 сентября 2011 г. |
Дело N А41-10571/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Блезэ С.В., доверенность от 17.03.2011, Перепелкина Е.Ю., доверенность от 25.08.2011,
от заинтересованного лица: Черненко А.М., доверенность от 28.12.2010 N 589-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2011 по делу N А41-10571/11, принятое судьей Фаньян Ю.А. по заявлению производственного кооператива "Сельскохозяйственная артель "Колхоз им. Ленина" в лице конкурсного управляющего Карандеевой С.Н., к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании зарегистрировать права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Производственный кооператив "Сельскохозяйственная артель "Колхоз имени Ленина" (далее - кооператив, заявитель) в лице конкурсного управляющего Карандеевой Светланы Николаевны (далее - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконными решений об отказе в регистрации права собственности заявителя на объект недвижимости - трансформаторную подстанцию ТП-171, выраженный в сообщении Управления от 21.01.2011 N 53/013/2010-281, на объект недвижимости - трансформаторную подстанцию ТП-100, выраженный в сообщении Управления от 21.01.2011 N 53/013/2010-277, как несоответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), на объект недвижимости - трансформаторную подстанцию ТП-165, выраженный в сообщении Управления от 21.01.2011 N 53/013/2010-283, как несоответствующий Федеральному закону N 122-ФЗ и обязании Управления устранить допущенные нарушения права и законных интересов заявителя путем совершения регистрационных действий по регистрации права собственности кооператива на объекты недвижимого имущества: трансформаторную подстанцию ТП-171, инвентарный номер 38-820, индивидуальные характеристики: одноэтажное, железобетонное здание строительным объемом 160 м3, общей площадью 46, 8 кв. м., состоящее из 4-х служебных помещений, расположенную по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Колхозная, на территории Производственного кооператива "Сельскохозяйственная артель "Колхоз имени Ленина"; трансформаторную подстанцию ТП-100, инвентарный номер 38-862, индивидуальные характеристики: одноэтажное, железобетонное здание строительным объемом 108 м3, общей площадью 29, 3 кв. м. по внутреннему обмеру, площадь застройки по наружному обмеру 35, 9 кв. м., расположенную по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Колхозная, Производственный кооператив "Сельскохозяйственная артель "Колхоз имени Ленина"; трансформаторную подстанцию ТП-165, инвентарный номер 38-861, индивидуальные характеристики: одноэтажное, железобетонное здание строительным объемом 269 м3, общей площадью 57, 3 кв. м. по внутреннему обмеру, расположенную по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Колхозная, Производственный кооператив "Сельскохозяйственная артель "Колхоз имени Ленина", в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству.
В судебном заседании представителем Управления поддержаны доводы апелляционной жалобы. По мнению Управления, у регистрирующего органа отсутствуют основания для государственной регистрации права собственности кооператива на недвижимое имущество, расположенное по рассматриваемому адресу, поскольку на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности на заявленные к регистрации объекты недвижимого имущества.
Представители заявителя против доводов Управления возражали, по мотивам, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу. По мнению заявителя, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба Управления - необоснованной.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.11.2010 кооператив обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на объекты недвижимости: трансформаторные подстанции ТП-171, ТП-100, ТП-165.
Согласно распискам в получении документов, представленных на государственную регистрацию права собственности общества на рассматриваемые объекты, заявителем в регистрирующий орган представлены документы, подтверждающие право собственности кооператива на рассматриваемые объекты (том 1, л.д. 27-35).
Уведомлением от 14.12.2010 N 53/013/2010-283 заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности кооператива на здание: трансформаторная подстанция (ТП-165), расположенное по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ПК "Сельскохозяйственная артель "Колхоз им. Ленина" (том 1, л.д. 19-20).
Уведомлением от 14.12.2010 N 53/013/2010-281 заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности кооператива на здание: трансформаторная подстанция (ТП-171), расположенное по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ПК "Сельскохозяйственная артель "Колхоз им. Ленина" (том 1, л.д. 21-22).
Уведомлением от 14.12.2010 N 53/013/2010-277 заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности кооператива на здание: трансформаторная подстанция (ТП-100), расположенное по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ПК "Сельскохозяйственная артель "Колхоз им. Ленина" (том 1, л.д. 23-24).
В качестве основания приостановления государственной регистрации Управлением указано на нарушение заявителем пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку кооперативом на государственную регистрацию представлен Устав кооператива от 03.12.1998 с приложениями в виде перечня недвижимого имущества, являющегося собственностью кооператива, в котором заявленные объекты (трансформаторные подстанции) отнесены к оборудованию, а не к объектам недвижимого имущества, в связи с чем, кооперативу предложено представить документы, подтверждающие возникновение права собственности на заявленные к регистрации объекты недвижимого имущества. Также заявителю предложено представить документы, подтверждающие полномочия конкурсного управляющего кооператива с 26.11.2010.
21.01.2011 по результатам рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав собственности заявителя на здания: трансформаторная подстанция (ТП-100), трансформаторная подстанция (ТП-171) и трансформаторная подстанция (ТП-165), расположенные по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ПК "Сельскохозяйственная артель "Колхоз им. Ленина", на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ заявителю отказано в регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, что отражено в сообщениях об отказе N 53/013/2010-277, N 53/013/2010-281, N 53/013/2010-283 (том 1, л.д. 11-16).
Согласно данным сообщениям в качестве оснований отказа регистрирующий орган указал, что в кооперативом не представлены документы, подтверждающие возникновение прав собственности на заявленные к регистрации объекты недвижимости.
Не согласившись с решениями регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации от 21.01.2011 N 53/013/2010-277, N 53/013/2010-281, N 53/013/2010-283, кооператив обратился с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод, что кооперативом на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям действующего законодательства, в связи с чем, решения Управления об отказе в государственной регистрации права собственности кооператива на вышеуказанные объекты недвижимости являются неправомерными и нарушают права и законные интересы заявителя.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
При рассмотрении дела в арбитражном суде регистрирующий орган обязан доказать наличие оснований, исключающих возможность государственной регистрации перехода права собственности на рассматриваемые объекты недвижимости.
Федеральным законом установлен заявительный порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество. Арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что заявителем представлены доказательства соблюдения порядка установленного Федеральным законом N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на государственную регистрацию права собственности кооператива на трансформаторные подстанции, расположенные по рассматриваемому адресу, представлен, в том числе Устав кооператива, утвержденный решением общего собрания колхоза имени Ленина от 03.12.1998 с приложениями в виде перечня недвижимого имущества, являющегося собственностью кооператива (том 3, л.д. 5-22, 56-79).
Согласно пункту 1.1 Устава колхоз имени Ленина зарегистрирован 30.03.1993 постановлением Главы администрации города Люберцы Московской области N 203/5 (свидетельство о государственной регистрации от 30.03.1993 N 161). В соответствии с Законом Российской Федерации N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" колхоз имени Ленина реорганизован в кооператив (том 3, л.д. 6).
Доводы Управления сводятся к тому, что указанные в перечне имущества колхоза имени Ленина, являющееся в связи с реорганизацией имуществом кооператива, спорные трансформаторные подстанции указаны как оборудование, что не позволяет отнести их к объектам недвижимости и произвести государственную регистрацию, отклонены арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно инвентаризационным карточкам ГУП МО "МОБТИ" трансформаторная подстанция ТП-171, дата выпуска (постройки) 1989, инвентарный N 38-820, трансформаторная подстанция ТП-100, год ввода в эксплуатацию 1989, инвентарный N 38-862, трансформаторная подстанция ТП-165, дата выпуска (постройки) 1987, инвентарный N 38-861, представляют собой нежилые здания (том 1, л.д. 99).
Согласно представленным в материалы дела техническим паспортам трансформаторная подстанция ТП-171 является железобетонным зданием строительным объемом 160 куб. м, общей площадью 46, 8 кв. м., трансформаторная подстанция ТП-100, инвентарный номер 38-862, является железобетонным зданием строительным объемом 108 куб. м, общей площадью 29, 3 кв. м. по внутреннему обмеру, площадь застройки по наружному обмеру 35, 9 кв. м., трансформаторная подстанция ТП-165, инвентарный номер 38-861, является железобетонным зданием строительным объемом 269 куб. м, общей площадью 57, 3 кв. м. по внутреннему обмеру (том 1, л.д. 137).
В материалы дела представлены также: кадастровый паспорт от 22.09.2010 на здание инв. N 122:038-820 трансформаторная подстанция (ТП-171), расположенное по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ПК "Сельскохозяйственная артель "Колхоз им. Ленина", общей площадью 46,8 кв.м., назначение - нежилое здание, количество этажей - 1, год ввода в эксплуатацию - 1989, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества - 50:53:020105:62 (том 2, л.д. 1-3); кадастровый паспорт от 22.09.2010 на здание инв. N 122:038-862 трансформаторная подстанция (ТП-100), расположенное по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ПК "Сельскохозяйственная артель "Колхоз им. Ленина", общей площадью 29,3 кв.м., назначение - нежилое здание, количество этажей - 1, год ввода в эксплуатацию - 1989, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества - 50:53:020106:54 (том 2, л.д. 4-6); кадастровый паспорт от 30.11.2010 на здание инв. N 122:038-861 трансформаторная подстанция (ТП-165), расположенное по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ПК "Сельскохозяйственная артель "Колхоз им. Ленина", общей площадью 57,3 кв.м., назначение - нежилое здание, количество этажей - 1, год ввода в эксплуатацию - 1987, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества - 50:53:000000:0018 (том 2, л.д. 7-9).
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, подтверждено, что трансформаторные подстанции, право собственности на которые заявлено на государственную регистрацию, относятся к объектам недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 134 ГК РФ если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
Юридическое значение выделения сложных вещей состоит в том, что они являются предметом оборота как целое.
Трансформаторная подстанция как сложная вещь прочно связана с землей и ее перемещение невозможно без причинения ей несоразмерного ущерба, независимо от того, что отдельные ее составные части являются движимым имуществом и могут быть физически перемещены.
Эксплуатация трансформаторной подстанции невозможна без использования помещения, в котором она находится. Помещение, в котором находится трансформаторная подстанция, является недвижимым имуществом, предназначенным для ее обслуживания, которое следует судьбе главной вещи - подстанции.
Трансформаторная подстанция представляет собой имущественный комплекс, включающий здание, а также оборудование, которое в нем смонтировано, и раздельное использование составляющих этот объект частей невозможно, доказательств обратного не представлено.
Согласно статье 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Статья 17 Федерального закона N 122-ФЗ, содержит в себе перечень возможных правоустанавливающих документов, на основании которых вносятся регистрационные записи. Практически каждый пункт предлагаемого перечня содержит в себе требование соответствия указанных документов действовавшему в период их составления законодательству.
При названных обстоятельствах, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что представленные кооперативом документы являются основаниями для государственной регистрации права собственности общества в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ и отвечают требованиям, предъявляемым к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, согласно статьи 18 названного Федерального закона.
В соответствии с абзацами 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если, не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом, для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Вместе с тем требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
При указанных обстоятельствах судом установлено, что заявителем представлены на государственную регистрацию права собственности кооператива все необходимые и надлежащие документы, в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с чем решения Управления от 21.01.2011 N 53/013/2010-277, N 53/013/2010-281, N 53/013/2010-283 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объекты недвижимого имущества, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, Производственный кооператив "Сельскохозяйственная артель "Колхоз имени Ленина": трансформаторная подстанция (ТП-165), трансформаторная подстанция (ТП-100), трансформаторная подстанция (ТП-171), являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии у Управления правовых оснований для отказа в проведении государственной регистрации права собственности общества на указанные объекты недвижимого имущества.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2011 по делу N А41-10571/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10571/2011
Истец: "Сельскохозяйственная Артель "Колхоз имени Ленина", ПК "Сельскохозяйственная артель "Колхоз имени Ленина" в лице к/у Карандеевой С. Н.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: ЗАО "Челябинское Шахтостроительное предприятие"
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6299/11