Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 августа 2007 г. N КА-А40/7029-07-02
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2007 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Манолиум-Процессинг" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозвращении на расчетный счет суммы излишне уплаченного НДС в размере 17000000 руб., и обязании возвратить излишне уплаченный НДС в размере 17000000 руб. и проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного НДС в размере 2178833 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2006 г. требования заявителя удовлетворены частично. Суд отказал ООО "Манолиум-Процессинг" в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия МИФНС РФ N 48 по г. Москве, выразившегося в невозвращении на расчетный счет излишне уплаченного НДС в размере 17000000 руб., возложил на налоговый орган обязанность произвести возврат Обществу из федерального бюджета суммы излишне уплаченного НДС в размере 17000000 руб., выплатить проценты за нарушение срока возврата из соответствующего бюджета НДС в размере 2178833 руб. 33 коп. в порядке статьи 78 НК РФ.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2007 г. решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов в удовлетворенной части требований Общества, в связи с нарушением судами норм материального права.
Общество также обратилось с кассационной жалобой в суд кассационной инстанции, в которой просит отменить решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении требования Общества о признании незаконным бездействия Инспекции в связи с неправильным применением норм материального права и данное требование удовлетворить.
На заседании суда представители налогового органа и заявителя поддержали кассационные жалобы по изложенным в них доводам.
Законность принятых по делу судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установил суд, Общество 22.12.2003 г. представило в ИФНС РФ N 9 по г. Москве налоговую декларацию по НДС за ноябрь 2003 г., в соответствии с которой сумма налоговых вычетов составила 11606365 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 16918502 руб.
Платежным поручением N 2521 от 22.12.2003 г. Общество произвело уплату суммы НДС за ноябрь 2003 г. в размере 17000000 руб., данная сумма является текущим платежом за ноябрь 2003 г.
26.04.2005 г. Общество представило в ИФНС РФ N 9 по г. Москве уточненную налоговую декларацию по НДС за ноябрь 2003 г. Общая сумма налога, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения составила 27583227 руб. Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет по товарам, применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено, составила 941640 руб., сумма налоговых вычетов - 30328034 руб., из них 18721668 руб. являются налоговыми вычетами, представляющими собой суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Казахстан при приобретении у них нестабильного газового конденсата. Согласно данной декларации сумма НДС, начисленная к возмещению за ноябрь 2003 г. составила 1803167 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2006 г. по делу N А40-85024/05-115-555 признано частично недействительным решение ИФНС РФ N 9 г. Москвы от 23.12.2005 г. N 12-04/2079, в том числе, в части, отказа налогоплательщику в праве на применение налоговых вычетов по НДС в размере 1803167 руб.
06.09.2005 г. Общество обратилось в ИФНС РФ N 9 по г. Москве с заявлением N 43-09/312 о возврате излишне уплаченной суммы НДС в размере 17000000 руб., где состоял на учете до 09.09.2005 г.
На основании Приказа УФНС РФ по г. Москве от 28.12.2004 г. N 4 Общество поставлено на налоговый учет в МИФНС РФ N 48 по г. Москве с 09.09.2005 г.
ИФНС РФ N 9 по г. Москве проведена сверка расчетов с Обществом, по итогам которой составлен акт по состоянию на 05.09.2005 г., свидетельствующий об имеющейся у заявителя переплате по НДС в размере 353763166 руб. 05 коп.
В связи с тем, что налоговым органом не был осуществлен возврат налога по заявлению налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа пришел к выводу, что судебные акты в части отказа заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия МИФНС РФ N 48 по г. Москве, выразившегося в невозвращении на расчетный счет излишне уплаченного НДС в размере 17000000 руб., подлежат отмене, а дело в этой части направлению на новое рассмотрение - в Арбитражный суд г. Москвы. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Согласно статье 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Пунктами 4 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа в течение пяти дней после получения заявления налогоплательщика, а возврат излишне уплаченного налога - в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении сроков возврата налогов на сумму, не возвращенную в срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Учитывая, что на дату направления Обществом в Инспекцию заявления о возврате излишне уплаченного НДС, Общество имело переплату по налогу, суды обеих инстанций обоснованно посчитали, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для не возврата требуемых сумм налога у Инспекции не имелось. В связи с чем, суд пришел к правомерному выводу о том, что требование о возврате излишне уплаченного налога подлежит удовлетворению.
Судебные инстанции правомерно посчитали, что в соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму НДС, своевременно не возвращенную из федерального бюджета на расчетный счет Общества, подлежат начислению проценты за каждый день просрочки возврата денежных средств, начиная с 08.10.2005 г. по 25.10.2006 г. в размере 2178833 руб. 33 коп. Суд исследовал и признал обоснованным по праву и размеру расчет налогоплательщика.
Вместе с тем, удовлетворяя требования заявителя о возложении на налоговый орган обязанности по возврату суммы излишне уплаченного НДС, а также процентов за нарушение срока возврата налога, суды сделали вывод о том, что со стороны МИФНС РФ N 48 по г. Москве не было совершено незаконного бездействия, выразившегося в невозвращении на расчетный счет суммы излишне уплаченного налога, поскольку ИФНС РФ N 9 по г. Москве не были переданы заявление налогоплательщика о возврате налога в МИФНС РФ N 48, акт сверки от 05.09.2005 г. суд посчитал, что указанные обстоятельства явились препятствием для принятия МИФНС РФ N 48 решения по возврату налога, уплаченного по платежному поручению N 2521 от 22.12.2003 г. в размере 17000000 руб. за ноябрь 2003 г.
Суд кассационной инстанции считает, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о бездействии со стороны МИФНС РФ N 48, выразившегося в невозвращении заявителю на расчетный счет излишне уплаченного НДС в размере 17000000 руб., поскольку на день обращения заявителя в налоговый орган с заявлением о возврате налога, у него имелась переплата, которая подлежала своевременному возврату. Нарушение сроков возврата налоговым органом не оспаривается.
Возражения МИФНС РФ N 48 по г. Москве о том, ей не были переданы заявление, и акт сверки из ИФНС РФ N 9 не свидетельствуют об отсутствии бездействия МИФНС РФ N 48.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, составляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно статьям 1-2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. В силу статьи 10 названного Закона должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
ИФНС РФ N 9 по г. Москве и МИФНС РФ N 48 по г. Москве входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, передача документов по налогоплательщикам из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения их законных прав. В данном случае налоговый орган не обеспечил исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат суммы излишне взысканного налога.
Кроме того, необходимо учитывать, что установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации порядок возврата излишне уплаченного налога предусматривает возврат сумм налога за счет средств бюджета, а не конкретного налогового органа. Аналогичная позиция содержится в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.05.2006 г. N 1334/06.
Доводы, изложенные в жалобе налогового органа, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично правовые образования выступали в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2006 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2007 г. N 09АП-19049/2006-АК по делу N А40-85033/05-139-720 изменить.
В части отказа ООО "Манолиум-Процессинг" в признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве, выразившегося в невозвращении на расчетный счет ООО "Манолиум-Процессинг" излишне уплаченного НДС в размере 17000000 руб. судебные акты отменить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве, выразившееся в не возвращении на расчетный счет ООО "Манолиум-Процессинг" 17000000 руб. 00 коп., излишне уплаченного НДС.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве в пользу ООО "Манолиум-Процессинг" госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 августа 2007 г. N КА-А40/7029-07-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании