г. Москва
05 сентября 2011 г. |
Дело N А41-1241/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Александрова Д.Д., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН: 7730044444, ОГРН: 1027700142480): Шоркин М.Г., доверенность от 06.10.2010, Изотов С.И., генеральный директор, протокол от 12.02.2008 N 2-2008,
от заинтересованных лиц: Ефанов Е.А., доверенность от 20.05.2011 N 77АА48597,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ногинской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2011 по делу N А41-1241/11, принятое судьей Бычковой А.В., по заявлению закрытого акционерного общества "АЙТЕМС СКЛАДЫ" (ИНН: 773004444, ОГРН: 1027700142480) к Ногинской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной, Московской областной таможне Федеральной таможенной службы об оспаривании отказа в возврате НДС и обязании возвратить излишне уплаченный НДС,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Айтемс Склады" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Ногинской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - таможня, таможенный орган), оформленного письмом от 14.10.2010 N 09-12/16222, в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 7 562 651, 76 руб. при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации лекарственного средства "Физиомер" морская вода изотоническая стерильная 100 %, спрей назальный в комплекте с насадкой-распылителем зарубежного производителя - Лаборатория Гоемар С.А. Франция и обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем применения ставки НДС в размере 10 % к лекарственному средству "Физиомер" при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Московская областная таможня Федеральной таможенной службы (далее - Московская областная таможня).
В ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде Московской области заявителем уточнены заявленные требования, в результате чего общество также просит признать незаконным отказ Московской областной таможни как правопреемника таможенного органа, оформленный письмом от 25.04.2011 N 17-25/10520 в возврате излишне уплаченного НДС. Данные уточнения приняты арбитражным судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, таможенный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм права.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А41-1241/11 удовлетворено ходатайство таможни о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи. Арбитражному суду Воронежской области поручено осуществить содействие в организации видеоконференц-связи в целях участия таможни в судебном заседании.
Представитель заинтересованных лиц участвует в судебном заседании посредством видеоконференц-связи.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы таможни поддержал, ссылаясь, что возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на основании статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и пункта 1 статьи 355 ТК РФ производится только в случае, если при таможенном оформлении ввозимых товаров таможенному органу в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и предоставлены документы, подтверждающие заявленные сведения, но при этом таможенные платежи были уплачены.
Представители заявителя против доводов таможни возражали по мотивам, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу. По мнению общества, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба таможенного органа - необоснованной.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество, являющееся получателем товара ввезло на территорию Российской Федерации товар - "Физиомер" морская вода изотоническая стерильная 100 % спрей назальный в комплекте с насадкой-распылителем, который представляет собой лекарственное средство зарубежного производителя - Лаборатория Гоемар С.А. Франция.
Указанный товар предъявлен к таможенному оформлению по Грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N N 10124070/051108/0004709, 10124070/051108/0004712, 10124070/051108/0004713, 10124070/261108/0005132, 10124070/151208/0005494, 10124070/261208/0005794, 10124070/261109/0005236, 10126090/051109/0005407, 10126090/281209/0006482, 10126090/120110/0000005, 10126090/280110/0000239, 10126090/110310/0000814, 10126090/120410/0001439, 10126090/060510/0001868, 10126090/180510/0002037, 10126090/050710/0002885, 10126090/100810/0003429, 10126090/310810/0003944.
При ввозе товара в Российскую Федерацию по указанным ГТД заявителем уплачены таможенные платежи по ставке 18%, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
В связи с тем, что операции с лекарственными средствами облагаются по ставке НДС 10%, со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688), заявитель обратился в таможенный орган с заявлением от 06.10.2010 N 196/10 о возврате излишне уплаченного НДС в размере 7 562 651, 76 руб. (том 1, л.д. 11).
Письмом от 14.10.2010 N 09-12/16222 "Об отказе в возврате" таможня на основании пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) возвратила обществу пакет документов без рассмотрения (том 1, л.д. 9-10). При этом из текста данного письма следует, что таможенным органом фактически отказывается в возврате денежных средств в связи с тем, что возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на основании статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и пункта 1 статьи 355 ТК РФ производится только в случае, если при таможенном оформлении ввозимых товаров таможенному органу в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и предоставлены документы, подтверждающие заявленные сведения, но при этом таможенные платежи были уплачены. При таможенном оформлении товаров по указанным обществом ГТД соответствующие сведения об освобождении от налогообложения заявлены не были. Ввозимый товар не является товаром медицинской техники, на которую распространяется постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.
Также Ногинской таможней указано, что в пакете документов отсутствуют следующие документы и сведения:
- заверенный в нотариальном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств;
- комплект документов не заверен в установленном законом порядке;
- в заявлении на возврат отсутствуют полные банковские реквизиты счета (БИК банка, кор/счет).
Согласно приказу Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 08.11.2010 N 2065 "О реорганизации таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области" с 20 января 2011 года Зеленоградская, Ногинская и Щелковская таможни реорганизуются в форме присоединения к Московской областной таможне.
Общество обратилось в адрес Московской областной таможни с заявлением от 13.04.2011 N 087/11 о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по тем же основаниям.
Письмом Московской областной таможни от 25.04.2011 N 17-25/10520 "О направлении информации" обществу также фактически отказано в возврате НДС в сумме 7 562 651, 76 руб. В письме указано, что сумма НДС, плаченного по указанной ГТД не может рассматриваться в качестве излишне уплаченных таможенных платежей в соответствии со статьей 89 ТК ТС, в связи с чем возврат НДС осуществлен быть не может.
Не согласившись с отказом таможенных органов в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у таможенных органов правовых оснований для отказа в возврате излишне уплаченного обществом НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара - "Физиомер" морская вода изотоническая стерильная 100 % спрей назальный в комплекте с насадкой-распылителем, который представляет собой лекарственное средство зарубежного производителя - Лаборатория Гоемар С.А. Франция по ставке 18% в сумме 7 562 651, 76 руб.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что подлежат налогообложению (НДС) по ставке налога 10 % при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и реализации медицинских товаров, в том числе лекарственных средств.
Статьей 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" предусмотрены тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз товара. При этом абзацем 3 статьи 34 упомянутого Закона установлено, что порядок предоставления льгот, установленных Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно вышеуказанному постановлению Правительства Российской Федерации к медицинским товарам, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, относятся лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи 3004.
В примечании 1 к данному постановлению указано, что Коды ТН ВЭД ТС, приведенные в данном перечне, применяются в отношении:
лекарственных средств, в том числе фармацевтических субстанций, российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения, а также лекарственных средств внутриаптечного изготовления;
лекарственных средств (в том числе плацебо), которые предназначены для проведения клинических исследований и на ввоз конкретной партии которых имеется разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
изделий медицинского назначения российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Как следует из материалов дела, товар, ввезенный обществом на территорию Российской Федерации по вышеуказанным ГТД - лекарственное средство: Физиомер спрей назальный для детей 115 мл, баллоны полиэтиленовые (I) в комплекте с насадкой-распылителем производства Лаборатории Гоемар С.А. Франция, имеет код ОКП 931858, что подтверждается регистрационным удостоверением лекарственного средства от 08.07.2008 ПN014243/02-2003, выданным в установленном законом порядке, декларацией о соответствии от 15.10.2008 и сертификатом соответствия от 15.10.2008 N РОСС FR ФМ08С41107 (том 1, л.д. 111-113), а также код ТН ВЭД 3004901909, включенный в вышеуказанный Перечень.
Таким образом, правомерность применения льгот по уплате НДС в отношении ввезенных обществом на таможенную территорию Российской Федерации лекарственных средств по рассматриваемым ГТД подтверждена доказательствами, представленными в материалы дела.
Поскольку ввезенный обществом товар подлежит обложению НДС по налоговой ставке 10% в силу действующего законодательства, но при таможенном оформлении товара заявителем уплачен НДС по ставке 18%, излишне уплаченный НДС в размере 7 562 651, 76 руб. подлежит возврату заявителю.
Довод таможенного органа о том, что если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации не заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей и товары выпущены (помещены под избранный таможенный режим), представление в таможенный орган после выпуска товаров документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей, не может свидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, не может быть признан обоснованным, поскольку право на уплату НДС по налоговой ставке 10% при ввозе рассматриваемого товара на территорию Российской Федерации гарантировано заявителю статьей 164 НК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 и предоставлено ему в силу специфики ввозимого товара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Таким образом отсутствие в ГТД указания на льготы по уплате НДС не может препятствовать получению льгот по уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного НДС, поскольку НДС по ставке 18 % фактически обществом уплачен, что подтверждается платежными поручениями, а товар, ввезенный обществом по вышеуказанной ГТД подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 10%.
Факт непредставления обществом при подаче таможенной декларации сведений о применении льготы по уплате таможенных платежей, в силу положения статьи 355 ТК РФ, не может являться препятствием для реализации права на ее получение.
Кроме того, при обращении заявителя в таможенный орган с заявлением от 06.10.2010 N 196/10 о возврате излишне уплаченного НДС при ввозе товара по рассматриваемым ГТД, обществом представлены необходимые документы, подтверждающие право на возврат излишне уплаченного НДС, в том числе, платежные поручения, подтверждающие уплату НДС, регистрационные удостоверения.
Доводы таможенного органа о том, что обществом не представлен заверенный образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате НДС, а также заверенный пакет документов, отклонены арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Приказом ГТК РФ от 25.05.2004 N 607 утверждены форма заявления и Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что заявление общества от 16.10.2010 N 196/10 о возврате денежных средств соответствует Приказу ГТК России от 25.05.2004 N 607, обществом представлены в таможенный орган все необходимые документы, предусмотренные Перечнем, следовательно, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для фактического отказа путем оформления такого отказа возвратом обществу пакета документов без рассмотрения.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Частями 1, 2 статьи 366 ТК ТС установлено, что названный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу (01.07.2010). По отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
С учетом содержания приведенной нормы, в настоящем случае подлежит применению действовавшая в спорный период статья 355 ТК РФ, которой установлены правила возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Пункт 9 статьи 355 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не производится (наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей; при незначительности суммы, подлежащей возврату - мене 150 рублей; в случае обращения с заявлением за пределами установленного срока). Иных оснований, препятствующих возврату излишне уплаченных таможенных платежей, Таможенный кодекс РФ не предусматривает.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в пределах установленного трехлетнего срока, предоставив необходимые документы, свидетельствующие о наличии у него льготы по уплате НДС, размер подлежащей возврату суммы, превышает 150 рублей, в связи с чем правовых оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 7 562 651, 76 руб. у таможенного органа не имелось.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы об отсутствии у таможенных органов оснований для отказа в возврате излишне уплаченного обществом НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара - "Физиомер" морская вода изотоническая стерильная 100% спрей назальный в комплекте с насадкой-распылителем, который представляет собой лекарственное средство зарубежного производителя - Лаборатория Гоемар С.А. Франция, а также о наличии у таможенных органов обязанности по устранению допущенных нарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 7 562 651, 76 руб.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2011 по делу N А41-1241/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1241/2011
Должник: Московская областная таможня, Ногинская таможня
Кредитор: ЗАО "АЙТЕМС СКЛАДЫ"
Третье лицо: Ногинская таможня