г. Вологда
31 августа 2011 г. |
Дело N А66-2583/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 июня 2011 года по делу N А66-2583/2011 (судья Попов А.А.),
установил
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление Росреестра) от 20.09.2010 N 14/013/2010-194 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: город Москва, Малый Харитоньевский пер., вл. 9/13, стр. 4, и о возложении на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию соответствующего права. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное учреждение Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ).
Определением от 02 марта 2011 года по делу N А40-150153/10146-1014 Арбитражный суд города Москвы передал указанный спор на разрешение в Арбитражный суд Тверской области в соответствии с частью 3.1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда требования удовлетворены.
Управление Росреестра в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что заявленный к регистрации земельный участок находится в общей долевой собственности правообладателей помещений в расположенном на нем доме в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЖК РФ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поскольку согласно данным Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности и право оперативного управления ВАС РФ на жилые помещения (квартиры) по адресу: г. Москва, пер. Малый Харитоньевский, д. 9/13, стр. 4.
Заявитель и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Территориальное управление 21.07.2009 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001084:1000, расположенный по адресу: г. Москва, Малый Харитоньевский пер., вл.9.13, стр.4, на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).
Решением от 20.08.2010 N 14/013/2010-194 (лист дела 72) ответчик приостановил государственную регистрацию права до 17.09.2010, сославшись на то, что в Едином государственном реестре прав имеются сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации только на часть здания по адресу: г. Москва, Малый Харитоньевский пер., вл. 9.13, стр. 4, а также на непредъявление документов, подтверждающих предоставление заявленного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Решением от 20.09.2010 N 14/013/2010-194 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации права.
Полагая, что Управление Росреестра незаконно отказало в государственной регистрации права на земельный участок, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд.
Суд требования удовлетворил.
Апелляционный суд считает, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2006 N 583, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 300-р о строительстве комплекса зданий для размещения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в г. Москве и постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1352-ПП "О размещении объекта федерального значения - комплекса зданий Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресам: Малый Харитоньевский пер., д. 9/13, стр. 1, 4, 5, 6, 9; Большой Харитоньевский пер., д. 13/9, стр. 1 и д. 13а, стр. 10, предусмотрено строительство комплекса зданий Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) разграничение государственной собственности на землю между уровнями собственности осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно статье 17 ЗК РФ к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; либо право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; или которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из толкования приведенных норм следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной собственности. Соответственно, по данному основанию у Российской Федерации может возникнуть право собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений, а не право на долю в праве общей собственности.
Предусмотренный статьей 16 ЗК РФ процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не меняют действие других норм этого Кодекса, в том числе статьи 36.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 названного Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, они имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации земельных участков или приобретению права аренды на них гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках.
Изложенная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике, отражённой, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2009 года N 11276/09.
Право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном участке. Отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном ЗК РФ.
Довод Управления Росреестра о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие предоставление заявленного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, не принимается судом по следующим основаниям.
В силу пункта "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Согласно пункту 4.1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 66, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории г. Москвы, и согласно статьям 29 и 9 ЗК РФ наделено полномочиями по распоряжению заявленным земельным участком, вследствие чего предоставление распорядительного документа не требуется.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом подателя апелляционной жалобы о том, что в доме по адресу: г. Москва, пер. Малый Харитоньевский, д. 9/13, стр. 4, зарегистрированы права на жилые помещения (квартиры) и поэтому в силу части 1 статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ и пункта 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок под домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. Следовательно, действие ЖК РФ распространяется на отношения по поводу жилых помещений и направлено на правовое регулирование исполнения государством своих социальных функций в отношении граждан, а не юридических лиц.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что в здании по адресу: г. Москва, пер. Малый Харитоньевский, д. 9/13, стр. 4, помимо жилых, располагаются также и находящиеся в собственности юридических лиц нежилые помещения, все жилые помещения в здании по указанному адресу выкуплены в собственность Российской Федерации в целях, не связанных с обеспечением граждан жильем, а именно: в целях, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 300-р и постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1352-ПП. Названными правовыми актами предусмотрено оформление Федеральным агентством по управлению государственным имуществом права собственности Российской Федерации на строения и земельные участки с последующим их предоставлением ВАС РФ для строительства комплекса зданий. Кроме того, согласно пункту 3 распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 15.10.2009 N 5249 вид разрешенного использования земельного участка установлен как земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов. Квартиры после поступления в собственность Российской Федерации не использовались в качестве жилых помещений и использование их в этих целях не предполагалось.
Поскольку в соответствии с приведенными положениями выкупленные помещения по назначению не являются жилыми и не предназначены для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении, рассматриваемые помещения не могут быть по смыслу статьи 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признаны квартирами.
ВАС РФ направлял в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Департамент) письмо с запросом о необходимости перевода квартир, расположенных в здании, которое согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 300-р и постановлению Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1352-ПП подлежит сносу. В ответе на данное обращение Департамент указал, что постановлением Правительства Москвы от 19.12.2006 N 1005-ПП назначение объектов, которые предполагается построить на освобождаемой территории, определено как нежилое, в связи с чем дополнительное рассмотрение вопроса о переводе квартир в сносимых домах из жилых в нежилые не требуется.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иных, не принадлежащих Российской Федерации, жилых помещений в указанном строении, тот факт, что формально здание не переведено из жилого фонда в нежилой, не может свидетельствовать о том, что оно (здание) является жилым по смыслу Жилищного кодекса Российской Федерации, а значит, подпадает под его действие.
Следовательно, оформление земельного участка под указанным зданием в собственность должно проходить в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 июня 2011 года по делу N А66-2583/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2583/2011
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
Третье лицо: Высший Арбитражный суд РФ (начальнику управления материально-технического обеспечения Савчуку Г. С.)