20 августа 2007 г. |
Дело N А08-9933/06-27 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2007 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2007 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Михайловой Т.Л.
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания Башкатовой Л.О.
при участии:
от ООО "ТрансПогранУслуги" - Онищенко В.В., юрисконсульта по доверенности от 09.02.2006;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области - Боровского А.Б., главного специалиста-эксперта по доверенности N 78 от 1812.2006, Чуприянова В.Н. специалиста первого разряда по доверенности N 03 от 09.01.2007;
от ОАО "РЖД" в лице филиала ЮВЖД Белгородского отделения - не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.04.2007 по делу N А08-9933/06-27
(судья Головина Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансПогранУслуги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления N 03-07-02/774-АО от 20.12.2006 о приостановлении регистрации договора аренды на нежилое помещение площадью 980 кв.м., расположенное в здании паровозного депо, входящего в состав сооружения - комплекса локомотивного депо Валуйки и обязать произвести указанную государственную регистрацию (уточненные требования).
Решением от 04.04.2007 суд удовлетворил заявленные требования в части признании незаконным уведомления УФРС по Белгородской области о приостановлении регистрации договора аренды. Требования в части обязания произвести государственную регистрацию указанного договора оставил без рассмотрения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
По делу объявлялся перерыв с 17.08.2007 по 20.08.2007.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.09.2006 ООО "ТрансПогранУслуги" подано в Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области заявления о регистрации договора аренды нежилого помещения площадью 980 кв. м., расположенного в здании паровозного депо, входящего в состав сооружения - комплекса локомотивного депо Валуйки.
Заявление о государственной регистрации договора аренды было принято и выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию от 04.09.2006.
В ходе проведения правовой экспертизы в связи с возникшими у регистратора сомнениями в наличии оснований на осуществление государственной регистрации договора аренды, УФРС 20.12.2006 приняло решение о приостановлении регистрации договора аренды, о чем сообщило заявителю уведомлением N 03-07-02/774-АО от 20.12.2006.
Посчитав, что данное уведомление о приостановлении не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ООО "ТрансПогранУслуги" обратилось за защитой в арбитражный суд.
Признавая незаконным уведомление N 03-07-02/774-АО от 20.12.2006 о приостановлении регистрации договора аренды на нежилое помещение площадью 980 кв.м., расположенное в здании паровозного депо, входящего в состав сооружения - комплекса локомотивного депо Валуйки, суд исходил из несоответствия данного уведомления закону и нарушения прав и законных интересов ООО "ТрансПогранУслуги".
С данным выводом суда апелляционная инстанция не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможны при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьей 16 данного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).
Статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ к основаниям для государственной регистрации прав наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним отнесены:
-акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
-договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
-акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
-иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
-иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади.
В силу п.1 ст.13 указанного Федерального закона проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделок.
Согласно п.1,2 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
В соответствии с п.п.53,92,126 Приказа Минюста от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений направляются после принятия решения о приостановлении государственной регистрации.
Необходимость в направлении запроса появляется только в том случае, если сданные на государственную регистрацию документы вызывают сомнение (либо в них недостаточно данных для государственной регистрации), в связи с чем государственный регистратор в соответствии с требованиями п.1 ст.19 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ приостанавливает такую регистрацию.
Материалами дела подтверждается, что для государственной регистрации договора аренды нежилого помещения площадью 980 кв.м., расположенного в здании паровозного депо, входящего в состав сооружения - комплекса локомотивного депо Валуйки, ООО "ТрансПогранУслуги" представлены в УФРС по Белгородской области выписка из ЕГРЮЛ от 04.05.2006, техническая документация на сооружение от 30.12.2003, технический паспорт от 12.01.2006.
При этом не был представлен документ, подтверждающий право на объект недвижимости - паровозное депо и документ, подтверждающий право на передаваемый в аренду объект недвижимости.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется запись о государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на сооружение - комплекс локомотивное депо Валуйки на указанное сооружение, но не зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" на нежилое помещение, взятое заявителем в аренду.
Вместе с тем, согласно изложенным выше нормам, государственная регистрация договора аренды осуществляется только после регистрации вещных прав арендодателя на данное недвижимое имущество.
Поскольку для государственной регистрации договора аренды отсутствовали необходимые документы, и у регистрационной службы не имелось возможности устранить указанное обстоятельство путем получения дополнительных сведений у уполномоченных органов, Управление обоснованно приняло решение о приостановлении государственной регистрации и запросило у Общества необходимые документы.
Документов, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не имеется и на момент рассмотрения апелляционной жалобы ООО "ТрансПогранУслуги" не представлено.
Довод заявителя о том, что из Свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" от 19.04.2004 следует, что указанный объект недвижимости входит в объект права сооружения - комплекса локомотивного депо Валуйки, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из заявления от 24.11.2003 поданного ОАО "РЖД" следует, что последнее просило УФРС зарегистрировать право собственности на сооружение-комплекс локомотивного депо Валуйки именно как объект недвижимости, а не на предприятие в целом как имущественный комплекс.
Регистрация сооружения - комплекса локомотивного депо Валуйки, кадастровый номер 31:00:0000000:0000:14:420:001:005124450 как единого объекта недвижимости, а не как предприятия имущественного комплекса, собственником имущества - ОАО "Российские железные дороги" не оспорена.
Исследовав в судебном заседании регистрационное дело на объект права, сооружение-комплекс локомотивного депо Валуйки, кадастровый номер 31:00:0000000:0000:14:420:001:005124450 (субъект права - ОАО "РЖД") судом апелляционной инстанции установлено, в регистрационном деле отсутствуют подразделы и графы, в которые бы могли быть внесены сведения о вхождении в состав сооружения-комплекса локомотивного депо Валуйки самостоятельных объектов недвижимости, в рамках требований Приказа Минюста от 04.03.2005 N 16.
Учитывая это, следует признать, что действия УФРС по принятию решения о приостановлении регистрации, в отсутствие документа, подтверждающего право на передаваемый в аренду объект недвижимого имущества, являются правомерными.
При этом, само по себе уведомление является лишь документом, который не носит властно-распорядительного характера, не влечет правовых последствий, а представляет собой лишь адресованное кому-либо письменное извещение.
Вместе с тем, проанализировав представленные материалы, апелляционная коллегия делает вывод о том, что ООО "ТранПогранУслуги" по сути оспаривает решение УФРС по Белгородской области о приостановлении государственной регистрации, выраженное в виде уведомления N 03-07-02/774-АО от 20.12.2006.
Принимая во внимание положения ст.198 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое уведомление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "ТрансПогранУслуги" является неправомерным и противоречит фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение в указанной части подлежит отмене.
Оставляя без рассмотрения заявленные требования в части обязания Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области произвести государственную регистрацию указанного договора аренды, суд правомерно руководствовался ч.1 ст.148 АПК РФ и исходил из того, что в производстве Арбитражного суда Белгородской области находится дело N А08-1155/07-26 по иску ООО "ТрансПогранУслуги" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Белгородской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды нежилое помещение площадью 980 кв.м., расположенное в здании паровозного депо, входящего в состав сооружения - комплекса локомотивного депо Валуйки и обязании произвести указанную государственную регистрацию, то есть по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, в связи с чем решение суда первой инстанции в этой части подлежит оставлению без изменений.
В апелляционной инстанции Управлением Федеральной регистрационной службы по Белгородской области заявлено о взыскании судебных расходов с ООО "ТрансПогранУслуги".
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционная коллегия находит его подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч.5 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Исходя из изложенного, государственная пошлина, уплаченная УФРС по Белгородской области за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит взысканию с ООО "ТрансПогранУслуги".
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.04.2007 по делу N А08-9933/06-27 отменить в части удовлетворения требования о признании незаконным уведомления УФРС по Белгородской области N 03-07-02/774-АО от 20.12.2006 о приостановлении регистрации договора аренды.
В удовлетворении требования о признании незаконным уведомления УФРС по Белгородской области N 03-07-02/774-АО от 20.12.2006 о приостановлении регистрации договора аренды отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ООО "ТрансПогранУслуги" в пользу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-9933/2006
Истец: ООО "Транс Погран Услуги"
Ответчик: УФРС ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО "РЖД" - Белгородское отделение ЮВЖД, ОАО РЖД " -филиал ЮВЖД
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2007 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2202/07