г. Пермь
25.07.2007 г. |
N дела А50-16473/2006-Г12 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Хаснуллиной Т.Н.
судей Виноградовой Л.Ф. и Паньковой Г.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синельниковой Н.Г.
с участием
от истца - Подпалый Ю.В., ведущий специалист, доверенность N 06 от 09.01.2007 г..;
от ответчика 1- Бухтеев А.В., доверенность N 49 от 11.12.2006 г..;
от ответчика 2 - Бухтеев А.В., начальник юридического отдела департамента, доверенность N И-01-43-43 от 11.01.2007 г.., Аникина М.В., главный специалист, доверенность N И-01-03-04-4571 от 25.12.2006 г..;
от ответчика 3 - Зеленин О.А., главный специалист отдела, доверенность от 18.04.2007 г.. N 06-01/02-698;
от третьего лица 1 - не явился
от третьего лица 2 - не явился
рассмотрев в заседании апелляционную жалобу истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2007 г.. по делу А50-16473/2006-Г12
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области
к Департаменту образования администрации города Перми
к Администрации г. Перми
к Департаменту финансов администрации г. Перми
третье лицо 1 - ФКП "Пермский пороховой завод"
третье лицо 2 - МДОУ "Детский сад N 247"
о признании недействительным ничтожным договора, взыскании 7 598 696,59 руб., возврате помещения
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области (ныне - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском (в уточненной редакции) признать недействительным ничтожным договор от 24.11.2004 г.. N 039 о передаче в безвозмездное пользование здания детского сада N 247, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Маршала Рыбалко, 100 "а"; обязать к Комитету по образованию и науке администрации г. Перми возвратить здание детского сада N 247, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Маршала Рыбалко, 100 "а", передав его по акту Федеральному казенному предприятию "Пермский пороховой завод" (ранее ФГУП "Пермский завод имени С.М. Кирова); с Администрации города Перми в лице Департамента финансов администрации города Перми взыскать в доход федерального бюджета 6 345 908,49 руб. неосновательного обогащения; взыскать с администрации города Перми, в лице Департамента финансов администрации города Перми в доход федерального бюджета проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 252 788,10 руб. Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, заявлено ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова (т.1 л.д. 3-5, 26-27).
Определением суда от 16.11.2006 г.. в порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена третьего лица ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова" на Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод". Этим же определением суда к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 247" (далее - МДОУ "Детский сад N 247") - т.1 л.д. 77.
Определением суда от 14.12.2006 г.. в порядке ст. 48 АПК РФ ответчик Комитет по образованию и науке администрации города Перми заменен на Департамент образования администрации г. Перми (т.1 л.д.104).
Определением от 08.02.2007 г.. принято к производству встречное исковое заявление Администрации г. Перми к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области о признании за муниципальным образованием город Пермь право собственности на здание детского сада, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Маршала Рыбалко, 100А (т.2, л.д. 14-16, 17, 18-19).
Решением суда от 23.05.2007 г.. (судья Удовихина В.В.) признан недействительным ничтожным договор N 039 от 24.11.2004 г.. о передаче в безвозмездное пользование здания детского сада N 247; признано право собственности за муниципальным образованием город Пермь на здание детского сада N 247, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. М.Рыбалко, 100А. В остальной части первоначального иска отказано (т.2 л.д. 53-57).
Истец с решением не согласен. Считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и несоответствием выводов обстоятельствам дела. Полагает, что здание является исключительно федеральной собственностью и правомерно включено в реестр федеральной собственности, как входящее в состав имущества предприятия, относящегося к объектам оборонного производства, здание детского сада в установленном порядке в собственность Пермской области или муниципального образования не передавалось. В связи с чем, просит решение арбитражного суда отменить, исковые требования Территориального управления удовлетворить.
Решение пересмотрено в порядке ст.266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра федерального имущества от 05.10.2006 г.. спорный объект недвижимости является федеральной собственностью и находится в ведении ФГУП "Пермский завод им.С.М.Кирова", распоряжение КУГИ о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 14.02.2000 г.. N 258-р (т.1 л.д.14).
Постановлением Администрации города Перми N 1784 от 22.06.2004 г.. решено создать муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 247" города Перми (п.1); Комитету по образованию и науке администрации г.Перми от имени администрации города выступить учредителем МДОУ "Детский сад N 247" и ссудополучателем в договоре безвозмездного пользования государственным имуществом МДОУ "Детский сад N 247" ФГУП "Пермский завод им.С.М.Кирова" до передачи имущественного комплекса учреждения в муниципальную собственность (п.2); Департаменту финансов администрации города учесть МДОУ "Детский сад N 247" в сети образовательных учреждений Кировского района с 01.01.2005 г.. (т.1 л.д.70).
Согласно распоряжению Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Пермской области N 464-р от 05.08.2004 г.., Комитету по образованию и науке администрации г.Перми с 01.01.2005 г.. передано в безвозмездное пользование имущество дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 247", закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Пермский завод им.С.М.Кирова", сроком на 1 год (т.1 л.д.75-76).
01 января 2005 года между Территориальным управлением (ссудодатель), ФГУП "Пермский завод им.С.М.Кирова" (балансодержатель) и Комитетом по образованию и науке Администрации г.Перми (ссудополучатель) подписан договор о передаче недвижимого государственного имущества в безвозмездное пользование, согласно которому на основании распоряжения Территориального управления от 05.08.2004 г.. N 464-р ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование нежилое здание общей площадью 1551,9 кв.м., расположенное по адресу: г.Пермь, ул. Маршала Рыбалко, 100А, являющееся государственной собственностью РФ, сроком пользования имуществом 1 год с 01.0.12005 года по 31.12.2005 года (т.1 л.д.9-12). Имущество предоставляется ссудополучателю под муниципальное дошкольное образовательное учреждение (п.1.3. договора).
Приемка-передача в безвозмездное пользование осуществлена по акту от 01.01.2005 г.. Здание находится в фактическом пользовании МДОУ Детский сад N 247 по настоящее время (т.1 л.д.13).
Истец считает, что передача имущества в безвозмездное пользование совершена с нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.98 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", согласно которому передача имущества в безвозмездное пользование возможна лишь исключительно федеральным органом государственной власти, федеральным и казенным учреждением.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из содержания технического паспорта на здание детского сада N 247, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. М.Рыбалко, д. 100 "а", 2х этажное здание детского сада (литера А), 1962 года постройки , возведено ФГУП "Пермский завод имени С.М. Кирова (т.1 л.д. 124-130).
На основании пункта 1 раздела Ш приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г.. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", распоряжением КУГИ от 14.02.2000 г.. N 258-р здание детского сада закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Пермский завод им. С.М. Кирова" (т.1 л.д.14).
Государственное предприятие (ныне казенное предприятие) является балансодержателем здания детского сада, что усматривается из письма от 130.10.2006 г.. N 55/01-528.
Доказательств изъятия у предприятия из хозяйственного ведения здания детского сада в материалах дела нет.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 05.01.1998 г.. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", передача в безвозмездное пользование федеральным органом государственной власти, возможна только федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям.
Таким образом, договор безвозмездного пользования от 24.11.2004 г.. N 039 является ничтожным как не соответствующий требованиям п.1 постановления Правительства РФ от 05.01.98. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений".
Требование истца о признании договора безвозмездного пользования недействительным ничтожным заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
Поскольку здание детского сада находится в фактическом владении и пользовании у муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 247", участвующего в деле третьим лицом, то требование истца о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, предъявленное к Департаменту финансов администрации города Перми, не могут быть удовлетворены в силу ст. 1102, 1107 ГК РФ.
По этим же обстоятельствам не может быть удовлетворено требование истца об обязании Департамента образования администрации города Перми о возврате здания детского сада, заявленного истцом на основании ст. 301 ГК РФ.
В удовлетворении встречного иска надлежит отказать по следующим основаниям.
В качестве основания для включения в муниципальную собственность спорного объекта указаны: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности республик и муниципальной собственности", Положение об определении по объектного состава, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Указание в качестве основания для передачи объекта в состав муниципальной собственности Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 необоснованно.
Имущественный комплекс Федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод имени С.М. Кирова" является федеральной собственностью в силу Приложения N 1 к данному Постановлению.
В силу п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения прекращается в порядке, предусмотренном Кодексом, законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
Принятое распоряжение Территориального управления от 05.08.2004 г.. N 464-р о передаче в безвозмездное пользование спорного объекта Комитету по образованию и науке администрации города Перми без доказательств законного изъятия имущества (здания) у ГП "Пермский завод имени С.М. Кирова" и, как следствие, прекращения у последнего права хозяйственного ведения, правового значения для данного спора не имеет.
В соответствии с пунктами 2, 9 Распоряжения Президента РФ от 18.03.912г. N 114, объекты, отнесенные исключительно к федеральной собственности в соответствии с Приложением 1 к Постановлению, запрещается включать в перечни объектов, передаваемых в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
При наличии оснований для отнесения спорного объекта к собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91г. N 3020-1 и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.92г. N 114-рп установлены процедуры, предусматривающие порядок составления перечней передаваемого имущества, волеизъявления представительных органов субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принятия решения о передаче имущества, оформления прав собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что здание детского сада передавалось в муниципальную собственность, либо в собственность Пермской области в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92г. N 114-рп.
При таких обстоятельствах решением Пермской городской думы от 24.05.2005 г.. N 83 не подлежит применению в силу ст. 12 ГК РФ и не может являться основанием возникновения права муниципальной собственности.
Вывод суда о том, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91г.N 3020-1 и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.92г. N 114-рп здание детского сада подлежало передаче в собственность Пермской области и в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96г. N 688 должно было быть передано в собственность муниципального образования, ошибочен.
Условия и порядок передачи указанных в пункте 7 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96г. N 688 объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность определены постановлением Правительства РФ от 07.03.95г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", распоряжением Президента РФ от 18.03.92г. N 114-рп, то есть требуют соблюдения утвержденной этими нормативными правовыми актами процедуры.
В соответствии с пунктами 2-4 постановления Правительства РФ от 07.03.95г. N 235 и пунктом 1 Положения о порядке передачи объектов, утвержденного названным постановлением, предусмотрена передача в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении приватизированных, находящихся в стадии приватизации и не приватизируемых предприятий.
ГП "Пермский завод им. С.М. Кирова" (ФКП "Пермский пороховой завод") не приватизировано, решение о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в порядке, предусмотренным распоряжением Президента РФ от 18.03.92г. N 113-рп, не принималось.
Органы исполнительной власти субъектов РФ не были наделены государственными полномочиями по распоряжению федеральным имуществом. Положения пункта 7 Указа Президента РФ от 08.05.96г. N 688 не подлежат применению в отношении имущества федеральных предприятий. В муниципальную собственность органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могли передать только объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в ведении предприятий, являющихся собственностью субъекта Российской Федерации.
Кроме того, передача объектов могла быть осуществлена только в установленном порядке, соблюдение которого документально не подтверждено.
В связи с принятием Федерального закона от 14.07.2006 г.. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации _", постановление Правительства РФ от 07.03.95г. N 235 утратило силу.
В настоящее время основания и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность установлены пунктом 11 статьи
154 Федерального закона от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ, согласно которому федеральное имущество может быть передано в муниципальную собственность в случаях, прямо установленных законом. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника и принимающим решения о передаче имущества из федеральной собственности субъектов РФ или муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Доказательства, свидетельствующие о принятии надлежащим представителем собственника распоряжения о передаче спорного здания в муниципальную собственность, в деле нет.
Предусмотренная пунктом 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 г.. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность Правительства Российской Федерации в срок до 01.01.2008 г.. передать указанное в статье 50 Закона имущество в муниципальную собственность, не является основанием для возникновения права собственности муниципального образования в отсутствии соблюденного порядка передачи имущества, предусмотренного пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г.. N 122-ФЗ.
Таким образом, здание детского сада является федеральной собственностью, и основания для признания права собственности муниципального образования на него отсутствуют.
С учетом изложенного решение подлежит отмене на основании ч.2 ст. 270 АПК РФ.
Госпошлина по первоначальному иску относится на Департамент образования администрации города Перми, госпошлина по встречному иску и апелляционной жалобе относится на Администрацию города Перми, согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2007 г.. по делу А50-16473/2006-Г12 отменить.
Первоначальный иск удовлетворить частично.
Признать недействительным ничтожным договор от 24.11.04г. N 039 о передаче в безвозмездное пользование здание детского сада N 247, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Маршала Рыбалко, д. 100 "а".
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Взыскать с Департамента образования администрации города Перми в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по первоначальному иску.
Взыскать с Администрации города Перми в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по встречному иску и 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www. fasuo.arbitr.ru"
Председательствующий |
Т.Н. Хаснуллина |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16473/2006
Истец: Территориальное Управление по Пермскому краю Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
Ответчик: Администрация г. Перми, Администрация города Перми, Департамент образования администрации г. Перми, Департамент по образованию и науке администрации г. Перми, Департамент финансов администрации г. Перми, МО "г. Пермь" в лице Департамента финансов Администрации г. Перми
Третье лицо: МДОУ "Детский сад N 247", МДОУ "Детский сад N247", ФГУП "Пермский завод им. Кирова", ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова", ФГУП"Пермский завод им. С. М. Кирова", ФКП "Пермский пороховой завод"
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4786/07