Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 августа 2007 г. N КА-А40/881-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2007 г.
Открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично незаконными решений Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 16 марта 2006 года N 15-37 и N 15-36 по периоду "сентябрь 2004 года".
Решением от 6 сентября 2006 года Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 20 ноября 2006 года Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено, при этом суд учел, что налогоплательщик, собрав полный пакет документов в доказательство обоснованности применения налоговой ставки 0% при оказании услуг связи дипломатическим представительствам, был вправе подать уточненную налоговую декларацию за период фактического оказания данных услуг.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, в которой налоговый орган ссылался на то, что момент определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами определяется на общих основаниях.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в сентябре 2004 года налогоплательщиком была осуществлена реализация услуг связи дипломатическим и приравненным к ним представительствам. Факт оказания данных услуг в сентябре 2004 года подтверждается материалами дела.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.
При рассмотрении дела судом кассационной инстанции налогоплательщик сослался на то, что в соответствии с п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 Кодекса.
Вместе с тем, согласно абз. 1 п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Таким образом, законодателем подпункт 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации не указан в п. 9 ст. 165 Кодекса, устанавливающем перечень операций, которые подлежат налогообложению по ставке 10 или 18 процентов при непредставлении документов в 180-тидневный срок. Данное положение закреплено и в новой редакции названной нормы права.
Исключительный порядок налогообложения по ставке 0% для указанных операций подтверждается тем, что в подп. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации содержится отсылка к полномочиям Правительства Российской Федерации по установлению порядка применения названного подпункта.
Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".
В соответствии с п. 4 названного постановления организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствам, выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой ставки. Указанные счета-фактуры с пометкой "Для дипломатических нужд" выставляются при наличии договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости, официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации, реализующей товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством.
Указанные нормы права соотносятся с п. 9 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Таким образом, и в данной норме права подпункт 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации исключен из общего правила исчисления налогооблагаемой базы при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт по последнему дню месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим поскольку исходя из определенной организацией учетной политики на 2004 год моментом определения налоговой базы являлся день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), в данном случае подлежат применению положения подп. 1 п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в целях налогообложения НДС моментом определения налоговой базы для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике момент определения налоговой базы по мере отгрузки, является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Поэтому Общество обоснованно подало уточненную налоговую декларацию за сентябрь 2004 года, то есть в период оказания услуг.
Инспекция ссылается на то, что в соответствии с п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки, в то время как в настоящем случае неверного определения налоговой базы не произошло.
Указанный довод противоречит тому обстоятельству, что Общество ошибочно в спорном налоговом периоде применило ставку 18% вместо полагающейся ставки 0%.
В спорной налоговой ситуации кассационная инстанция исходит из того, что при применении нормы подпункта 7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации следует учесть, что вне зависимости от даты оплаты оказанных услуг, данные о реализации соответствующих услуг иностранным представительствам должны быть отражены в период оказания услуг.
Согласно статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 сентября 2006 года по делу N А40-41092/06-108-206 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2006 года N 09АП-14921/2006-АК оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2007 г. N КА-А40/881-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании