г. Пермь
06 сентября 2011 г. |
Дело N А71-14504/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Риб Л.Х., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.,
при участии:
от истца - ООО "СПАТО-А" (ОГРН 1061838003303, ИНН 1827021506): Хуснияров А.М., паспорт, доверенность от 03.12.2010,
от ответчиков - Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689), Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики (ОГРН 1091831006728, ИНН 1831138000): не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - ОАО "Автовокзалы Удмуртии", Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 июня 2011 года
по делу N А71-14504/2010,
принятое судьей Лиуконен М.В.,
по иску ООО "СПАТО-А"
к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики
третьи лица: ОАО "Автовокзалы Удмуртии", Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики
о взыскании 1 342 200 руб. 00 коп. убытков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СПАТО-А" (далее - истец) с учетом принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики убытков в размере 1 342 200 руб., образовавшихся в результате осуществления услуг по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности в 2007 году.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 июня 2011 года исковые требования удовлетворены, с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в пользу общества взысканы убытки в размере 1 342 200 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом нарушены нормы материального права, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что представленные истцом документы не подтверждают расчет убытков.
Истец в письменном отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что общество исполнило свои обязательства по обеспечению в 2007 году пригородными перевозками пассажиров на социально-значимых маршрутах в сельской местности в полном объеме.
Представитель истца в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Ответчик Министерство промышленности и энергетики УР, третьи лица - ОАО "Автовокзалы Удмуртии", Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Ответчики, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явились, отзывов на апелляционную жалобу не направили. На основании положений ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнителем) и администрацией муниципального образования "Сарапульский район" (заказчиком) заключен договор N 12/06-А от 26.12.2006 на социально-значимые перевозки пассажиров на пригородных маршрутах Сарапульского района, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался обеспечивать обслуживание пассажиров на пригородных маршрутах в соответствии с расписанием движения автобусов, согласованным с заказчиком и автовокзалом г. Сарапула на 2007 год (п.1.1).
09 апреля 2007 года между истцом (перевозчиком) и Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики (Министерством) был заключен договор N 79/05-01 на возмещение убытков, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности, в соответствии с условиями которого возмещение указанных убытков производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.03.2007 N 35 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков организациям и предпринимателям без образования юридического лица, осуществляющим транспортные услуги по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности".
В соответствии с п. 2.1.4 договора перевозчик ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство оперативный отчет о доходах и расходах на пригородных перевозках в отчетный месяц по форме, установленной Министерством.
Ежеквартально, не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, представляет в Министерство отчеты о результатах работы на пригородных перевозках на основании бухгалтерской отчетности (п.2.1.5 договора).
Министерство ежемесячно на основании предоставленных оперативных отчетов предприятий автомобильного транспорта составляет сводный расчет возмещения убытков, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности (п.2.2.1 договора), ежеквартально с нарастающим итогом на основе бухгалтерской отчетности, предоставленной перевозчиком, Министерство производит окончательный расчет возмещения убытков за отчетный квартал (п.2.2.2 договора), ежемесячно возмещает перевозчику убытки за счет и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, перечисленных Министерству на эти цели, по мере их поступления.
Из материалов дела следует, что истцом оказаны услуги в 2007 году на сумму 12 716 000 руб., что подтверждается представленными в материалы дела актами сверок взаимных расчетов с ОАО "Автовокзалы Удмуртии", сведениями о наличии и работе автомобильного транспорта по ООО "СПАТОА" за 2007 год, финансовыми показателями (Приложение N 1 к приказу Министра промышленности и транспорта "Р от 15.06.2007 N 05-67 за 2007 год, расшифровками доходов к форме ФП (Приложение N 1 к приказу Министра промышленности и транспорта Удмуртской Республики от 15/06.2007 N 045-67, отчетами о доходах и расходах по автоперевозкам за 2007 год по форме N 5-ах, утвержденной Министерством финансов СССР и Госкомстатом СССР для квартальной отчетности 1989 года, актами о выполненной работе на социально-значимых перевозках пассажиров в Сарапульском районе за 2007 год, актами по оказанию услуг по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования детям из малообеспеченных семей, учащимся общеобразовательных учреждений и школ-интернатов, проживающим в сельской местности за 2007 год, согласованных с администрацией МО "Сарапульский район" (Приложение к письму Министерства промышленности и транспорта Удмуртской Республики от 04.04.2007 N 680/-05-1), счетами-фактурами и актами выполненных работ за спорный период, финансовыми показателями за спорный период, актами сверки взаимных расчетов за спорный период, сведениями о наличии и работе транспорта по форме II - ГУП, утвержденной Приказом ГУП "Удмуртавтотранс" от 30.03.2000 N 29, отчетом о доходах и расходах по автоперевозкам за 2007 год. Указанные документы соответствуют перечню отчетности автотранспортных предприятий Удмуртской Республики, утвержденному заместителем министра промышленности и транспорта Удмуртской Республики.
Согласно представленным Министерством промышленности и энергетики Удмуртской Республики сводным отчетам возмещения убытков организациям и предпринимателям без образования юридического лица, осуществляющим транспортные услуги по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности за 2007 год истцом понесены убытки в сумме 2 349 400 руб., оплачено Министерством в 2007 году 1 007 200 руб., непокрытый убыток по состоянию на 31.12.2007 года составил 1 342 200 руб. (т.1, л.д.96-96).
Поскольку обязательства по возмещению истцу убытков в сумме 1 342 200 руб. за 2007 год ответчиками исполнены не были, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтвержден материалами дела.
Согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу ст.ст.16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в пунктах 2, 17, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г.. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; при этом ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, а не его органы либо должностные лица этих органов; суммы убытков подлежат взысканию с публично - правового образования за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с подп.1 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.03.2007 N
35 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков организациям и предпринимателям без образования юридического лица, осуществляющим транспортные услуги по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности" определен порядок возмещения убытков. Возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Законом Удмуртской Республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 год" на покрытие убытков по пригородным перевозкам в сельской местности предусмотрено 20 000 тыс. руб.
Согласно Закону Удмуртской Республики от 09.07.2008 N 25-РЗ "Об утверждении отчета об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2007 год" кассовое исполнение указанных расходов составило 20 000 тыс. руб.
Убытки перевозчиков в Удмуртской Республике, с которыми заключены договоры в 2007 году, на оказание услуг по пригородным перевозкам в сельской местности составили 35 500 тыс. руб., Правительством Удмуртской Республики на эти цели выделено 20 000 тыс. руб., которые в полном объеме направлены перевозчикам.
Суд установил, что размер убытков истца в результате оказания услуг по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности за 2007 год, составляет большую сумму, чем перечислено Министерством промышленности и энергетики Удмуртской Республики в рамках договора N 79/05-01 от 09.04.2007, на основании представленных истцом подтверждающих документов, в связи с чем правомерно признал доказанным причинение истцу ущерба.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал, что на основании ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 1 342 200 руб. и подлежат взысканию с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики.
Понесенные истцом расходы, связанные с осуществлением пригородных перевозок льготных пассажиров в сельской местности, в соответствии со ст. 15 ГК РФ являются убытками.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.
Невыполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, вызванное неправомерным бездействием государственного органа, стало причиной убытков истца.
В силу ч.ч. 1-4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности по вышеуказанным правилам, суд апелляционной инстанции считает, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела.
Денежные средства по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности за 2007 год, перечислены в недостаточном объеме, что подтверждено документально, и, поскольку Минфин УР не исполнил своей обязанности по обеспечению исполнения бюджета, возмещение расходов должно производиться за счет средств казны Министерства финансов Удмуртской Республики.
Довод заявителя жалобы о том, что в деле отсутствуют надлежащие доказательства размера убытков, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку, как указано выше, материалами дела подтверждается обратное.
Суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным включение истцом в стоимость ущерба отчислений на социальное страхование, общехозяйственных расходов, расходов на оплату труда, поскольку указанные расходы истца находятся в причинной связи с ущербом и их следует рассматривать как часть расходов (издержек) истца, понесенных на оказание услуг по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования, связанных с пригородными перевозками пассажиров в сельской местности.
В силу п. 1 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации под объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
На основании ст. ст.19, 23 Налогового кодекса Российской Федерации истец обязан уплачивать налоги.
Истец не заявлял требования о возложении на ответчика обязанности по уплате отчислений в фонд социального страхования с заработной платы работников истца. Указанная обязанность исполняется истцом самостоятельно в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации. После внесения названных платежей в бюджет спорную сумму так же, как и сумму, израсходованную непосредственно на выплату заработной платы работникам, следует рассматривать как часть ущерба, подлежащего возмещению за счет ответчика.
В связи с этим доводы апеллянта, что расходы истца по уплате отчислений на социальное страхование, выплате заработной платы работникам и общехозяйственные расходы не могут быть отнесены к убыткам согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Иные доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 июня 2011 года по делу N А71-14504/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14504/2010
Истец: ООО "СПАТО-А"
Ответчик: Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики УР, Министерство финансов Удмуртской Республики, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, ОАО "Автовокзалы Удмуртии"