г. Пермь
22 декабря 2010 г. |
Дело N А50-18863/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Паньковой Г.Л., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю: не явились,
от ответчика - Открытого акционерного общества "Порт Пермь": не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю,
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 27 сентября 2010 года
о возвращении искового заявления
по делу N А50-18863/2010,
вынесенное судьей Богаткиной Н.Ю.
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
к Открытому акционерному обществу "Порт Пермь"
о признании права собственности,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Открытому акционерному обществу (ОАО, общество) "Порт Пермь" о признании права собственности Российской Федерации на канализационную насосную станцию (лит. Э) площадью 14,8 кв.м, расположенную по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 60.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 30.08.2010 исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю оставлено без движения. При этом арбитражный суд предложил заявителю представить в суд к 24.09.2010 копию свидетельства о государственной регистрации данного государственного органа в качестве юридического лица.
В связи с неисполнением определения суда от 30.08.2010 Арбитражным судом Пермского края 27.09.2010 было вынесено определение о возвращении искового заявления. В обоснование возвращения искового заявления указано на то, что заявителем не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, в установленный срок.
Истец с вынесенным определением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить. В апелляционной жалобе указано на нарушение арбитражным судом норм процессуального права - положений статьи 126, части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель жалобы, правоспособность органов государственной власти возникает не с момента включения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц, а с момента принятия решения о его создании, официально опубликованного. В апелляционной жалобе содержится указание на правовые акты, подтверждающие факт создания данного государственного органа. На основании указанных обстоятельств истец приходит к выводу о том, что при обращении в арбитражный суд с настоящим иском данной стороне не требовалось представление суду свидетельства о государственной регистрации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание 24.11.2010 не направили.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 судебное разбирательство по настоящему делу было отложено, дело к судебному разбирательству назначено на 22 декабря 2010 года на 10 час. 45 мин. Необходимость отложения судебного разбирательства была вызвана тем, что в материалах дела отсутствовали возвращенное исковое заявление и прилагавшиеся к нему документы. В связи с указанным обстоятельством суд апелляционной инстанции предложил истцу - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, представить в суд в срок до 17.12.2010 возвращенное исковое заявление, документы, прилагавшиеся к нему при подаче в арбитражный суд, а также нормативные правовые акты, на которые истец ссылается в апелляционной жалобе в обоснование доводов, приведенных в ней. Кроме того, суд апелляционной инстанции предложил заявителю уточнить свой процессуальный статус по заявленному иску: является ли Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю в настоящем процессе лишь представителем Российской Федерации как публично-правового образования, в интересах которого в действительности заявлен иск, либо исковые требования предъявлены данным лицом от своего имени как самостоятельного субъекта права.
17.12.2010 в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд от истца поступили запрошенные документы. Пояснений относительно процессуального статуса данной стороны по делу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание 22.12.2010 не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого определения суда первой инстанции в силу следующего.
Статьей 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к форме и содержанию заявления, а статьей 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению.
В частности, в силу пункта 4 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Нарушение требований, предусмотренных статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для оставления заявления без движения.
Арбитражный суд возвращает заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, в срок, установленный в определении суда (пункт 4 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение об оставлении заявления без движения. В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.
В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска является признание права собственности Российской Федерации. При этом в качестве истца указано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю.
Юридический статус истца непосредственно влияет на круг документов, подлежащих представлению вместе с исковым заявлением, и также подлежит уточнению на данной стадии арбитражного процесса с представлением нормативных правовых актов, подтверждающих статус и полномочия данного субъекта (органа государственной власти) в спорных правоотношениях.
Из текста искового заявления следует, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд в защиту интересов Российской Федерации. При таких обстоятельствах при решении вопроса о возможности принятия искового заявления к производству суд первой инстанции должен был выяснить полномочия обратившегося в суд государственного органа, а также установить его статус.
При этом в определении об оставлении искового заявления без движения от 30.08.2010 Арбитражный суд Пермского края предложил заявителю представить копию свидетельства о государственной регистрации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю в качестве юридического лица.
Между тем, в соответствии с положениями статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, из указанных положений статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, рассматривает дела с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления.
Соответственно, из анализа положений стаей 27 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что указание в статье 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на то, что к исковому заявлению прилагается копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, безусловно относится лишь к случаям, когда в качестве истца по делу выступает юридическое лицо.
Поскольку в настоящем случае исковое заявление подано Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю в защиту интересов Российской Федерации, правосубъектность данного органа может подтверждаться и иными документами. Однако суд первой инстанции в определении об оставлении искового заявления без движения не указал на возможность представления истцом соответствующих документов и не выяснил соответствующий вопрос при возвращении искового заявления.
Кроме того, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" Правительство Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, юридические лица, осуществляющие по решению Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обращаются в суды с исками и выступают в судах соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. В силу подпункта 6.10 указанного нормативного акта Федеральное агентство по управлению государственным имуществом также вправе обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления, распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Пунктом 1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), предусмотрено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. В частности, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (подпункт 4.1 поименованного Типового положения).
Территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным (подпункт 5.3 указанного Типового положения).
В соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 18.05.2007 N 90 "О Территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермской области реорганизовано путем присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Коми-Пермяцкому автономному округу с одновременным переименованием в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Пермской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.
Этим же правовым актом Территориальному управлению предоставлено право представительствовать в суде, в том числе обращаться в суд с исками и заявлениями от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам управления, распоряжения и использования федерального имущества, в частности, по вопросам признания права собственности Российской Федерации на объекты гражданских прав.
Таким образом, в установленных законом случаях правовые акты о создании органа государственной власти и наделении его соответствующими полномочиями могут подтверждать его правосубъектность, а также подведомственность дел арбитражному суду.
Вместе с тем, при вынесении определения о возвращении искового заявления суд первой инстанции не выяснил, имеются ли такие документы, не определил, в чьих интересах был подан иск.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым также отметить, что в силу приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю подлежит реорганизации в форме преобразования в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, при этом с даты государственной регистрации реорганизованного территориального управления соответствующее положение, утвержденное Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.02.2005 N 37, утрачивает силу. Обстоятельства, связанные с наименованием и реорганизацией Территориального управления, подлежат установлению судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение арбитражного суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции о возвращении искового заявления от 27.09.2010 принято судом с нарушением норм процессуального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене, вопрос о принятии искового заявления к производству - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края о возвращении искового заявления от 27 сентября 2010 года по делу N А50-18863/2010 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18863/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ПК
Ответчик: ОАО "Порт Пермь"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11735/10