г. Пермь |
|
06 сентября 2011 г. |
Дело N А71-4261/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя - Открытого акционерного общества "Ижавиа" (ОГРН 1041800002848, ИНН 1808204247): не явились
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Открытого акционерного общества "Ижавиа",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 июля 2011 года
по делу N А71-4261/2011
принятое судьей Симоновым В.Н.
по заявлению Открытого акционерного общества "Ижавиа"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
об отмене постановления
установил,
Открытое акционерное общество "Ижавиа" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.04.2011 N СЮ 06-07/2011-11А о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июля 2011 года по делу N А71-4261/2011, принятым судьей Симоновым В.Н., в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Ижавиа" отказано. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.04.2011 N СЮ 06-07/2011-11А о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.8 КоАП РФ оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ОАО "Ижавиа" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается на то, что заключая договор без предварительного согласования сделки с антимонопольным органом, общество действовало в состоянии крайней необходимости в связи с нахождением ОАО "СРЗ" в тяжелом финансовом положении. Кроме того, ОАО "Ижавиа" ссылается на то, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку не несет какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениями, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства. Представитель заявителя в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает доводы общества о совершении вмененного правонарушения в состоянии крайней необходимости несостоятельными, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется. Состав административного правонарушения является установленным. Представитель антимонопольного органа в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган 20.12.2010 поступило уведомление ОАО "Ижавиа" о заключении 03.12.2010 с ООО "УК "ФПГ "Уральские заводы" договора купли-продажи обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сарапульский радиозавод" в количестве 114 016 штук, составляющих 99,99% уставного капитала ОАО "Сарапульский радиозавод" по рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика - 144 016 руб.
Антимонопольным органом установлено, что Приказом УФАС по Удмуртской Республике от 17.05.2005 N 40 ОАО "Ижавиа" включено по услугам воздушного транспорта с долей более 65% в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
ОАО "Ижавиа" является как субъектом естественных монополий, так и хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг воздушного транспорта в географических границах Удмуртской Республики.
Установив, что ОАО "Ижавиа" в соответствии со ст.7 Закона о естественных монополиях не сообщило в антимонопольный орган о намерении приобрести 99,99% голосующих акций ОАО "Сарапульский радиозавод", в отношении заявителя возбуждено дело N СЮ06-07/2011-11А и составлен протокол об административном правонарушении.
18.04.2011 антимонопольным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ОАО "Ижавиа" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, ОАО "Ижавиа" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности вынесенного антимонопольным органом постановления и наличия вины общества во вменяемом правонарушении.
Согласно ч.3 ст.19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 ст.28 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих имущество и лица (группы лиц), имущество которого приобретается, превышает три миллиарда рублей и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), имущество которого приобретается, превышает сто пятьдесят миллионов рублей.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств ОАО "Ижавиа" совершило сделку, подпадающую под критерии, определенные ст.28 Закона о защите конкуренции, при этом, не обратившись в антимонопольный орган с ходатайством о даче предварительного согласия на совершение указанной сделки.
Факт непредставления обществом в антимонопольный орган ходатайства о даче предварительного согласия на осуществление сделки по приобретению 99,99% голосующих акций ОАО "Сарапульский радиозавод", образующего объективную сторону правонарушения по ч.3 ст.19.8 КоАП РФ, установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "Ижавиа" общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ подтверждено.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалах дела доказательства суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом установлена, подтверждается материалами дела. Доказательств принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований Закона о защите конкуренции, заявителем не представлено.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о необходимости применения ст.2.7 КоАП РФ судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно ст..2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Материалы дела не содержат доказательств совершения ОАО "Ижавиа" противоправного деяния в состоянии крайней необходимости, оснований для применения ст.2.7 КоАП РФ не установлено.
Требования к порядку привлечения ОАО "Ижавиа" к административной ответственности административным органом соблюдены, административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ для юридических лиц.
Рассмотрев доводы заявителя о возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, суд апелляционной инстанции считает их несостоятельными. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Совершенное обществом административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку создает существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования, а именно: препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом своих полномочий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и признания вмененного правонарушения малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ, ч.5 ст.30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются. Уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июля 2011 года по делу N А71-4261/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ижавиа" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 3726 от 14.07.2011 при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4261/2011
Истец: ОАО "Ижавиа"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7543/11