08 июня 2007 г. |
А64-2856/06-6 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2007 г..
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2007 г..
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей: Алферовой Е.Е.,
Безбородова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудиновой И.А.,
при участии:
от ОАО "РЖД": Аксёнов О.А., юрисконсульт юридического отдела Мичуринского отделения ЮВЖД, доверенность N НЮ-9/1455/Д от 10.10.2006 г.,
от Министерства финансов РФ представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от УФК по Тамбовской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от администрации Тамбовской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от ГУ труда и социального развития администрации Тамбовской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от Министерства здравоохранения и социального развития РФ представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного обществу "РЖД" в лице филиала Мичуринского отделения ЮВЖД на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2007 г. по делу N А64-2856/06-6 (судья Ломакина Г.Н.) по иску открытого акционерного общества "РЖД" к Министерству финансов РФ, УФК по Тамбовской области, администрации Тамбовской области, при участии в качестве третьих лиц ГУ труда и социального развития администрации Тамбовской области, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, о взыскании 6 398 886 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Юго-Восточная железная дорога - обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению федерального казначейства Российской Федерации по Тамбовской области о взыскании 6 398 886 руб.80 коп. убытков.
В рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовали Главное управление труда и социального развития администрации Тамбовской области, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и администрация Тамбовской области в лице Финансового управления администрации Тамбовской области.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2006 г.. с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика (Министерства финансов Российской Федерации) надлежащим - Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением от 09.02.2007 года Арбитражный суд Тамбовской области взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу ОАО "Российские железные дороги" 3 886 917 руб. 91 коп. убытков, в части взыскания 2 511 968 руб. 89 коп. исковые требования не удовлетворил.
В иске к Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области и администрации Тамбовской области отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2007 года в части отказа во взыскания убытков в сумме 2 511 968 руб. 89 коп. в связи с пропуском срока исковой давности отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, указав на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Представители Министерства финансов РФ, УФК по Тамбовской области, администрации Тамбовской области, ГУ труда и социального развития администрации Тамбовской области и Министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явились.
Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, судебная коллегия нашла решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Юго-Восточная железная дорога" за период с 01.01.2003 г.. по 30.09.2003 г.. предоставляло инвалидам льготный проезд на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым или межреспубликанским маршрутам.
В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 г.. N 29-ФЗ учреждено Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". В связи с подписанием сводного передаточного акта от 30.09.2003 г.., обязанности и права по обязательствам Федерального государственного унитарного предприятия "Юго-Восточная железная дорога" МПС РФ переданы ОАО "Российские железные дороги".
С 01.10.2003 г.. финансово-хозяйственная деятельность ФГУП "Юго-Восточная железная дорога" прекращена и оно исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Юго-Восточной железной дороги за период с 01.10.2003 г.. по 31.12.2003 г.. предоставляло инвалидам льготный проезд на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым или межреспубликанским маршрутам.
Затраты на предоставление вышеуказанных льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за весь указанный период составили 6 398 886 рублей 80 копеек.
В подтверждение суммы предоставленных льгот истцом представлены реестры оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях по группе "Инвалиды труда, детства и их сопровождающие" по субъекту продажи Тамбовская область 068 за январь-декабрь 2003 г..
Сумма 6 398 886 руб .80 коп. расходов по перевозке пассажиров, которым установлен льготный проезд в поездах дальнего следования согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истцу не возмещена.
Истец в подтверждение факта предоставления названных льгот в заявленный период представил реестр оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях по группе "Инвалиды труда, детства и их сопровождающие" по субъекту продажи Тамбовская область 068 за январь-декабрь 2003 г.., составленный с помощью автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс".
Так как в реестрах указаны фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и маршруты следования, размер расходов, понесенных истцом, данные АСУ "Экспресс", суд первой инстанции правомерно счел допустимыми доказательствами для подтверждения факта обоснованности предоставления указанных льгот и их размера.
Истцом представлены также: копии оформленных проездных документов (проездных билетов) на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях по группе "Инвалиды труда, детства и их сопровождающие" по субъекту продажи -Тамбовская область за май - декабрь 2003 г.., акт сверки расчетов по компенсации проезда льготных категорий граждан согласно Федеральным Законам "О Ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в дальнем сообщении по Тамбовской области за 2003-2004 гг. от 31.08.2005 г.., подписанный Управлением социальной защиты населения Тамбовской области, акт сверки расчетов по компенсации проезда льготных категорий граждан в дальнем сообщении по Тамбовской области за 2003. от 05.02.2007 г.., согласно которому задолженность за январь 2003 г.. составляет 555894 руб.60 коп., за февраль 2003 - 481347 руб.40 коп., за март 2003 г.. - 562402 руб.70 коп., за апрель 2003 г.. - 527047 руб.20 коп, за май 2003 г.. - 385276 руб. 90 коп., за июнь 2003 г.. -316744 руб.20 коп., за июль 2003 г.. - 548774 руб.60 коп., за август 2003 г.. - 383714 руб. 30 коп., за сентябрь 2003 г.. - 392147 руб. 30 коп., за октябрь 2003 г.. - 803590 руб.70 коп., за ноябрь 2003 г.. - 708689 руб.10 коп., за декабрь 2003 г.. - 733257 руб.80 коп., всего 6 398 886руб.80коп.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался федеральными законами, законами субъекта РФ - Тамбовской области и принятыми во исполнение нормативными актами. При этом правильно определил надлежащего ответчика при приведенных обстоятельствах.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям - инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка - инвалида.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно бюджетной заявке расходы по предоставлению льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" на 2003 год составили 529181,7 тыс. руб.
Статьей 53 Федерального закона от 24.12.2002 г.. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г.." предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субсидий на финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - в сумме 7 618 251,6 тыс. рублей; из них согласно приложению N 15 Тамбовской области в 2003 г.. - 55812 тыс. руб. (платежными поручениям от 03.12.2003 г.. N 840 на сумму 4651000 руб., от 6.11.2003 г..N 733 на сумму 4651000 руб., от 6.10.2003 г.. на сумму 4651000 руб., от 04.09.2003 г.. N 546 на сумму 4651000 руб., от 05.08.2003 г.. N 471 на сумму 4651000 руб., от 03.07.2003 г.. N 398 на сумму 4651000 руб., от 04.06.2003 г.. N 61 на сумму 4651000 руб., от 07.05.2003 г.. N 57 на сумму 4651000 руб., от 03.04.2003 г.. N 41 на сумму 4651000 руб., от 05.03.2003 г.. N 26 на сумму 4651000 руб., от 05.01.2003 г.. N 1 на сумму 3488000 руб., от 17.01.2003 г.. N 6 на сумму 1163000 руб. от 04.02.2003 г.. N 15 на сумму 4651000 руб. указанные денежные средства перечислены полностью).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов и Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - Порядок), действие которого было продлено на 2002 - 2004 гг. Тамбовской области из фонда компенсаций в 2003 г.. выделено 55 812 000 руб. Вся сумма в течение года перечислена в бюджет Тамбовской области.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 29.04.2002 г. N 315 утвержден "Порядок финансирования расходов на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Согласно п.2 данного Порядка финансирование расходов на представление льгот инвалидам осуществляется за счет средств, выделяемых бюджету Тамбовской области из федерального Фонда компенсаций.
В соответствии с Законом Тамбовской области "Об областном бюджете на 2003" от 25.12.2002 были утверждены расходы на оплату проезда инвалидов и ветеранов в объеме 14 080 000 рублей. Денежные средства, поступившие из Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", были перечислены получателям и обязательства областного бюджета исполнены в полном объеме.
По реализации данного Закона областной бюджет исполнен в полном объеме, что подтверждается имеющими в деле реестрами на перечисление средств Управлению социальной защиты населения Тамбовской области.
Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по требованиям истца о возмещении убытков за январь-май 2003 г..
Удовлетворяя заявленное ходатайство на том основании, что обязанным лицом (Российской Федерацией) не было совершено в течение трехлетнего срока исковой давности действий, свидетельствующих о признании долга, суд не принял во внимание следующие обстоятельства.
Согласно п.п.1,3 ст.125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 г.. N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (действие указанного акта пролонгировано на 2002-2004 годы) средства федерального бюджета на реализацию федеральных законов от 24 ноября 1995 г.. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривались в Фонде компенсаций. Средства фонда компенсаций ежегодно выделялись Министерством Финансов Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на финансирование расходов, связанных с реализацией указанного федерального закона. Полномочия по определению порядка возмещения расходов, связанных с финансированием мер социальной защиты были возложены на исполнительные органы власти субъектов РФ.
Пунктом 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов и Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 9 того же Порядка, расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В связи с приведенным, документы, составленные с участием этих органов, в частности, реестры, акты сверки расчетов, должны не только признаваться допустимыми доказательствами, но и служить доказательствами того факта, что обязанное лицо в лице им уполномоченных органов, признавало сумму долга.
Управлением социальной защиты населения Тамбовской области на основании проверенных им реестров 31.08.05г. был подписан акт сверки расчетов на спорную сумму долга за 2003 г., в связи с чем исковые требования за январь-май 2003 г.. также подлежали удовлетворению.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 9 февраля 2007 г.. по делу N А64-2856/06-6 отменить в части отказа во взыскании 2 511 968 рублей 68 копеек.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" убытки в сумме 6 398 886 рублей 80 копеек.
В остальной части оставить решение без изменения.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" расходы по уплате госпошлины при обращении с иском и при подаче апелляционной жалобы в сумме 44 494 рубля 34 копейки.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
Л.М.Мокроусова |
Судьи |
Е.Е.Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2856/2006
Истец: ОАО "Российские железные дороги", филиал Юго-Восточная железная дорога
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ, АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, УФК по Тамбовской области
Третье лицо: ГУ труда и социального развития Администрации Тамбовской области, Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2007 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1707/07