город Ростов-на-Дону |
дело N А32-12422/2011 |
05 сентября 2011 г. |
15АП-8363/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной Е.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2011 по делу N А32-12422/2011, принятое судьёй Ивановой Н.В., по заявлению прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара к обществу с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Карасунского административного округа города Краснодара обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2011 г. общество с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг", расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Согласия, 7-9/20, ИНН 6165119104, привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что прокуратурой при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, поскольку постановление о возбуждении дела прокурором составлено в отсутствие законного представителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления постановления о возбуждении дела.
В своих возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Карасунского административного округа г. Краснодара не согласилась с доводами апелляционной жалобы, сославшись на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было составлено в присутствии законного представителя общества - директора региона "Краснодар" Гура Сергея Васильевича. При этом заявитель полагает, что им были приняты все необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в целях обеспечения возможности воспользоваться своими правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и по существу не оспаривается лицами, участвующими в деле, в ходе проведенной прокуратурой Карасунского округа г. Краснодара совместно с ГУ Краснодарского края "Фармацевтический центр" проверки деятельности аптеки ООО "Аптеки 36,6 "Юг", расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, д. 99, выявлены следующие нарушения:
- в реализации находятся лекарственные средства с истекшим сроком годности;
- не в полном объеме соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных средств;
- отсутствуют документы, подтверждающие поверку приборов для регистрации параметров воздуха (термометры ТС-7-М1 N 05111, N 95340); лекарственные средства и другая продукция с истекшим сроком годности размещены на полу в семи корзинах в комнате персонала без составления акта, не промаркированные соответствующим образом и не помещенные в специально выделенную зону до их уничтожения в установленном порядке.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении розничной торговли лекарственными средствами являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения (подпункт "з"); соблюдение лицензиатом требований статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (подпункт "и").
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 настоящего Положения (пункт 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности).
Согласно ст. 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств запрещается.
В соответствии с п. 5.4 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями, установленными Приказом Минздрава России от 13 ноября 1996 года N 377 "Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения".
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств, а также признаны утратившими силу разделы 1 и 2, пункты 3.1 - 3.4, 3.6 и 3.7 раздела 3, разделы 4 - 7, 12 и 13 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1996 г. N 377 "Об утверждении требований к организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения".
Согласно пункту 7 вышеуказанных Правил хранения лекарственных средств помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 32 Правил хранения лекарственных средств хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 Правил хранения лекарственных средств).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт грубого нарушения обществом лицензионных требований и условий, являющийся объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленных нарушений прокуратурой Карасунского городского округа г. Краснодара в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" 11.05.2011 г. составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Указанное постановление составлено в присутствии директора региона "Краснодар" Гура Сергея Васильевича, действующего на основании доверенности от 10.03.2011 г., выданной исполнительным директором Моисеевой Еленой Юрьевной, действующим на основании доверенности от 21.10.2009 г.
Уведомление о дате, времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении направлялось прокуратурой в адрес Гура С.В. и заведующей аптекой Коваленко Н.С.
В силу части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, выносимое прокурором, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса
Согласно частям 2 - 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие законного представителя юридического лица в случае его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола.
При этом законным представителем юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.05.2011 г. N 16-15 (том 1, л.д. 95-118) лицом, имеющим право действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" без доверенности, является ЗАО "Управляющая компания "Аптечная сеть 36.6". Местом нахождения управляющей компании является: г. Москва, ул. Красноказарменная, 17, корпус "Б", строение 1. Законным представителем управляющей компании является Солок Валерия Анатольевна.
Таким образом, присутствовавший при составлении постановления о возбуждении дела Гура С.В. не является законным представителем общества с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" по смыслу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, постановление о возбуждении дела составлено в отсутствие законного представителя юридического лица.
Уведомление о дате, времени и месте составления постановления (том 1, л.д. 39) направлялось прокуратурой на имя Гура С.В. и заведующей аптекой Коваленко Н.С. в город Краснодар. При этом в указанном уведомлении датой составления постановления указано 10.05.2011 г., тогда как фактически постановление о возбуждении дела составлено 11.05.2011 г.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, предусматривающих обязательные способы извещения законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (в данном случае постановления о возбуждении дела). Однако получение уведомления о дате и времени составления постановления представителем юридического лица или его работником, не являющимся законным представителем, может быть признано доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица только в том случае, если уведомление направлено (адресовано) непосредственно юридическому лицу по месту его нахождения (его законному представителю).
В данном случае, уведомление направлено в адрес лиц, не являющихся законными представителями, по адресу, не являющемуся местом нахождения юридического лица и законного представителя юридического лица. Кроме того, в уведомлении указана дата, не совпадающая с датой, когда постановление о возбуждении дела было фактически составлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено прокурором с существенным нарушением процессуальных норм, влекущем в соответствии с абзацем 3 пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.
Вывод суда первой инстанции о том, что постановление о возбуждении дела составлено в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречит фактическим обстоятельствам дела и вышеназванным правовым нормам.
Таким образом, решение суда первой инстанции в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене; в удовлетворении заявления прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 июня 2011 по делу N А32-12422/2011 отменить.
В удовлетворении заявления прокуратуры Карасунского административного округа города Краснодара о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аптеки 36,6 "Юг" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12422/2011
Истец: Прокуратура Карасунского административного округа г. Краснодара
Ответчик: ООО "Аптеки 36,6 "Юг"
Третье лицо: ООО "Аптеки 36,6 "Юг"