г. Чита |
Дело N А19-12631/2010 |
"01" ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Г.Г. Ячменёва, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола судебного заседания секретарём Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 августа 2010 года по делу N А19-12631/2010, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" к Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "БайкалСтройСервис" земельного участка из земель населённых пунктов с кадастровым номером 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв.м., под строительство административного здания с подземными гаражами, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Зверева, в аренду сроком на 5 лет, и обязании Правительства Иркутской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО "БайкалСтройСервис" путем принятия решения о предоставлении ООО "БайкалСтройСервис" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв.м., под строительство административного здания с подземными гаражами, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Зверева, в аренду сроком на 5 лет, принятое судьей С.А. Репиным,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица: не было
и установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "БайкалСтройСервис" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв.м., под строительство административного здания с подземными гаражами, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Зверева, в аренду сроком на 5 лет, и обязании Правительства Иркутской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО "БайкалСтройСервис" путем принятия решения о предоставлении ООО "БайкалСтройСервис" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв.м., под строительство административного здания с подземными гаражами, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Зверева, в аренду сроком на 5 лет.
Решением суда первой инстанции от 18 августа 2010 года требования заявителя удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв.м., под строительство административного здания с подземными гаражами, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Зверева, в аренду сроком на 5 лет, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Положению о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 г.. N 364/143-ПП.
Суд обязал Правительство Иркутской области устранить нарушенные права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" путем принятия решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв.м., под строительство административного здания с подземными гаражами, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Зверева, в аренду сроком на 5 лет в порядке, установленном действующим законодательством.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
При подаче заявления 19.01.2010 г.. о предоставлении ООО "БакалСтройСервис" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Зверева, под строительство административного здания с подземными гаражами в аренду сроком на 5 лет. Обществом был приложен пакет документов, предусмотренный Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденный постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 г.. N 364/143-ПП.
Данное обстоятельство Правительством Иркутской области не оспаривается, претензий к пакету документов не имеет.
На основании вышеизложенного и учитывая, то, что до настоящего времени Правительством Иркутской области решение о предоставлении спорного земельного участка не принято, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Довод Министерства имущественных отношений Иркутской области о том, что представленный пакет документов не соответствует п. 67 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования города Иркутска, судом не принимается, поскольку, согласно материалам дела, Министерство имущественных отношений не сообщило заявителю о наличии претензий к представленному пакету документов, и данный пакет документов был принят Министерством имущественных отношений.
Довод Правительства Иркутской области о том, что бездействие не усматривается в силу того, что соответствующее распоряжение находится на стадии согласования, суд считает необоснованным, так как срок для принятия такого решения, предусмотренный положениями Земельного кодекса РФ, а также Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, Правительством Иркутской области не соблюден.
Довод Правительства Иркутской области и Министерства имущественных отношений о пропуске срока на обращения в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов, судом не принимается, поскольку судом установлено, что срок не пропущен.
Правительство Иркутской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200030459198.
Из апелляционной жалобы следует, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, форма бланка которого утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2000 года N 381.
В связи с отсутствием санитарно-эпидемиологического заключения у Правительства Иркутской области отсутствуют законные основания в принятии решения о предоставлении ООО "Байкалстройсервис" испрашиваемого земельного участка.
Как указано Правительством Иркутской области, до рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого ООО "Байкалстройсервис" земельного участка указанным совещательным органом и на соответствующем заседании Правительства Иркутской области, принятие соответствующего решения Правительством Иркутской области неправомерно и может быть оспорено в суде по заявлению заинтересованных лиц.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, установление судом первой инстанции обязанность Правительства Иркутской области принять решение о предоставлении земельного участка ООО "Байкалстройсервис" недопустимо. Соответствующее решение противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, допускающему, вариативность принятия соответствующего решения.
По мнению Правительства Иркутской области, срок подачи заявления о признании бездействия Правительства Иркутской области незаконным пропущен, отсутствуют основания для его восстановления, поскольку доказательства наличия уважительных причин пропуска заявителем срока подачи заявления в материалах дела отсутствуют.
Представитель ООО "БайкалСтойСервис" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200030459372, почтовый конверт N 67200030459204.
Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200030459228.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела (т., л/д.25) общество обратилось к Губернатору Иркутской области с заявлением без даты, врученным 19.01.2010 года вх.N 79/10, которым просило предоставить земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв. м., расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Зверева для строительства административного здания с подземными гаражами в аренду сроком на 5 лет.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области N 99-оз от 21.12.2006 г. "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования города Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель.
Следовательно, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, является Правительство Иркутской области.
Согласно ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В силу частей 7, 8 статьи 30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Таким образом, из указанного следует, что непринятие уполномоченным органом решения в порядке ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации нарушает права и законные интересы общества заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, поскольку названной нормой установлен срок принятия решения по заявлению граждан.
Как следует из материалов дела и доводов общества, уполномоченный орган в нарушение названый нормы на момент обращения общества в суд какого-либо решения не принял.
Согласно материалам дела общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока в порядке ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указало общество, ему не были до 04.06.2010 года известны точные данные о причинах не принятия решения по его заявлению, поскольку вопрос о предоставлении земельного участка рассматривается на коллегиальных заседаниях Правительства Иркутской области, в связи с чем общество полагало о скорейшем рассмотрении данного вопроса на ближайшем заседании Правительства.
04.06.2010 после решения Земельной комиссии Иркутской области, которая рекомендовала вернуться к рассмотрению данного вопроса позднее, что откладывало рассмотрение данного вопроса на неопределенный срок, обществу стало известно о нарушении его права на рассмотрение данного вопроса в разумный срок.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что вопрос о предоставлении земельного участка под строительство путем предварительного согласования, представляет сложную административную процедуру принятия решения, считает, что общество по уважительным причинам на непродолжительный срок пропустило срок на оспаривание бездействия уполномоченного органа, занимаясь систематическими согласованиями и рассмотрениями данного вопроса в различных органах Правительства Иркутской области.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно восстановил обществу срок на оспаривание бездействия Правительства Иркутской области.
Как требует ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 74 Положения о предоставлении земельных участков в Иркутской области, утвержденного Правительством Иркутской области от 18.12.2009 г.. N 364/143-ПП, повторяется диспозиция ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом апелляционной инстанции, заявление общества заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства подано в уполномоченный орган 19.01.2010 года (т.1, ,л/д.25).
Вместе с тем, из указанного заявления не следует, что к нему был приложен, как того требует ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровый паспорт земельного участка.
В материалах дела также отсутствуют сведения о том, что общество представляло в Правительство Иркутской области вместе с данным заявлением кадастровый паспорт земельного участка, а также то, что он имеется у общества.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения обществом требований ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для признания того, что Правительство Иркутской области обязано было в двухнедельный срок с момента получения заявления от общества принять решение о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка.
Вывод суда первой инстанции о том, что вопрос о непредставлении обществом полного пакета документов для принятия соответствующего решения Правительством Иркутской области не ставился, не основан на материалах дела, в то время как обязанность принятия решения о предоставлении земельного участка начинает течь с момента представления лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка для строительства, заявления и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка. Учитывая, что материалами дела не подтверждается представление обществом кадастрового паспорта земельного участка, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, Правительство Иркутской области в любом случае обязано было рассмотреть заявление общества от 19.01.2010 года, направив по результатам его рассмотрения не позднее истечения указанных 30 дней ответ.
Учитывая, что Правительством Иркутской области в указанный срок заявление общества рассмотрено не было, требования общества о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области подлежат удовлетворению, как несоответствующие Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции установил, что нарушение прав общества состоит только в том, что уполномоченный орган в установленный срок не рассмотрел заявление общества от 19.01.2010 и не направил ему ответа о результатах такого рассмотрения.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что Правительство Иркутской области обязано в течении 15 дней с даты изготовления настоящего судебного акта рассмотреть заявление общества без даты, вх. N 79/10 от 19.01.2010 года и непозднее даты истечения указанного срока вручить обществу ответ по итогам рассмотрения указанного заявления с учетом требований ч. 2 ст.32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием сделанных им выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела решение суда подлежит отмене.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "18" августа 2010 года по делу N А19-12631/2010 отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Правительства Иркутской области выраженное в не рассмотрении в установленный срок заявления Общества с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" без даты вх. N 79/10 от 19.01.2010 о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000022:7287, площадью 1658 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Зверева, для строительства административного здания с подземными гаражами, в аренду сроком на 5 лет как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обязать Правительство Иркутской области устранить нарушение прав и законных интересов общества, путем, в течение 15 дней с даты изготовления настоящего судебного акта, рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" без даты, вх. N 79/10 от 19.01.2010 года по существу и непозднее даты истечения указанного срока вручения Обществу с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" ответа по итогам рассмотрения указанного заявления с учетом требований ч. 2 ст.32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Правительства Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "БайкалСтройСервис" из средств федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 82 от 29.03.2010 г..
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12631/2010
Истец: ООО "Байкалстройсервис"
Ответчик: Правительство Иркутской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4322/10