01 сентября 2011 г. |
Дело N А55-2648/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 31 августа 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 01 сентября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Шишкин В.А., представитель по доверенности от 30.04.2011 г..,
от ответчика - Филюк Е.В., представитель по доверенности от 29.12.2010 г..,
от третьего лица - Иванов В.Ю., протокол общего собрания учредителей от 23.04.208г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2011 г., по делу N А55-2648/2011 (судья Бойко С.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Веста",
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
третье лицо - ООО "Русский тракт С" ,
о признании отказа в предоставлении земельных участков и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веста" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета заявленных требований, принятых судом первой инстанции, о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) от 30.12.2010 г. N 12-1/2529/09 в предоставлении двух земельных участков в аренду и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения по существу обращения ООО "Веста".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2011 г., по делу N А55-2648/2011 заявленное требование удовлетворено полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель и третье лицо считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Веста" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в аренду двух земельных участков, расположенных по адресам: г. Самара, пр. Кирова, у дома N 309; г. Самара, ул. Ташкентская, у дома N 105 под установку временных павильонов без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Рассмотрев заявления, Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением от 30.12.2010 N 12-1/2529/09 отказало заявителю в предоставлении вышеназванных земельных участков, ссылаясь на то, что в ходе обследования испрашиваемых земельных участков на них обнаружены временные объекты правоустанавливающие документы на которые в министерство не представлены.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п.п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, что по запросам Министерства органами местного самоуправления городского округа Самара утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Испрашиваемые заявителем земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет.
Согласно пунктам 2.7,2.9 Порядка в целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка министерство направляет соответствующее обращение в газету "Волжская коммуна", а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.7 настоящего Порядка, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в министерство в течение двух недель со дня публикации информации. Заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка. Министерство не позднее следующего дня с даты поступления указанных документов проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Пунктом 2.10 Порядка установлено, что земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление.
Из содержания норм Порядка следует, что отказ в предоставлении земельного участка выдается при выявлении (на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления) препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка).
Содержание оспариваемого отказа свидетельствует, что единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка явилось то, что на испрашиваемых земельных участках расположены временные павильоны, правоустанавливающие документы на которые не представлены. Вместе с тем, доказательств принадлежности павильонов, расположенных на испрашиваемых земельных участках заявителю, ответчик не представил.
Третье лицо пояснило, что временные павильоны установлены им без соответствующего разрешения, самовольно и что третье лицо согласно с требованиями заявителя, поскольку у третьего лица отсутствуют основания для оформления земельных участков под самовольно установленными временными павильонами.
Таким образом, основания отказа в предоставлении земельных участков, противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п.п. 2.3-3.4. Порядка.
Довод ответчика, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, что исключает возможность его предоставления, является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Само по себе расположение на земельных участках каких-либо объектов, наличие ограждений, занятие земельного участка иным образом не является основанием для возникновения каких-либо прав на земельный участок.
Исходя из изложенного, оспариваемый отказ Министерства имущественных отношений Самарской области является незаконным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2011 г., по делу N А55-2648/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В. В. Кузнецов |
Судьи |
Т. С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2648/2011
Истец: ООО "Веста"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ООО "Русский Тракт С", ООО "Русский трактС"