г. Пермь
16 августа 2010 г. |
Дело N А50-8702/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Мещеряковой Т.И., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
при участии:
от заявителя - ФГУП "Камречсервис": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Администрация г. Березники: Паршенкова С.П., паспорт, доверенность от 11.06.2010,
от третьего лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Администрации г. Березники
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года
по делу N А50-8702/2010,
принятое судьей Алексеевым А.Е.,
по заявлению ФГУП "Камречсервис"
к Администрации г. Березники
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
о признании незаконным бездействия,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие связи и радионавигации Камского бассейна (далее - заявитель, ФГУП "Камречсервис") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Березники Пермского края (далее - заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Челюскинцев, 131 и обязании Администрацию города Березники Пермского края принять в муниципальную собственность жилой дом по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Челюскинцев, 131.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что муниципальное образование город Березники не является собственником спорного объекта - жилого дома по адресу: Пермский край, г.Березники, ул.Челюскинцев,131. Указанный объект в реестре муниципального образования город Березники не числится. При этом передача объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с решением Березниковской городской Думы "Об утверждении Порядка приема имущества в муниципальную собственность и передачи имущества из муниципальной собственности в иные формы собственности" от 25.08.2009 N 630.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель и третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное унитарное предприятие связи и радионавигации Камского бассейна имеет статус юридического лица (л. д. 38 - 39).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.09.2008 г. по делу А50-2035/2008-Б2 Федеральное государственное унитарное предприятие связи и радионавигации Камского бассейна признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением арбитражного суда от 15.10.2008 г. конкурсным управляющим утвержден Касьянов О.А.
Определением от 07.10.2009 г. срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев.
Определением от 12.03.2010 г. срок конкурсного производства продлен еще на шесть месяцев, рассмотрение результатов конкурсного производства назначено на 13.09.2010 г.
Согласно реестру федерального имущества в хозяйственном ведении предприятия находится жилой дом по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Челюскинцев, 131 (инвентарный номер 1-5, площадь 27,90 кв.м.), л. д. 22 - 23.
Спорный жилой дом был передан Комитетом по управлению имуществом Пермской области в составе комплекса имущества, переданного унитарному предприятию по договору о передаче государственного имущества в хозяйственное ведение N 13 от 10.08.1995 г. (л.д. 17-21).
Конкурсным управляющим ФГУП "Камречсервис" Главе администрации Березниковского городского округа было направлено уведомление, в котором со ссылкой на положения статьи 132 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" содержалась просьба сообщить о готовности и сроках принятия вышеуказанного жилого дома (л. д. 24).
Письмом от 08.10.2009 N 01-18/3572 Администрация города Березники Пермского края сообщила конкурсному управляющему, что для принятия решения о приеме в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества в виде жилого дома в соответствии с решением Березниковской городской Думы "Об утверждении Порядка приема имущества в муниципальную собственность и передачи имущества из муниципальной собственности в иные формы собственности" от 25.08.2009 г. N 630 необходимо представить пакет документов, указанных в приложении к данному письму (л. д. 25).
02.11.2009 г. конкурсный управляющий повторно направил в Администрацию города Березники Пермского края заявление о принятии в собственность муниципального образования указанного жилого дома с разъяснением о том, что в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ передача жилищного фонда осуществляется без каких - либо дополнительных условий (л. д. 26).
В адрес конкурсного управляющего начальником Управления по распоряжению муниципальной собственностью Администрации города Березники Пермского края было направлено письмо от 13.01.2010 г. N 18-01-6/253, в котором указано, что "по вопросу безвозмездной передачи федерального имущества, в частности жилого дома по адресу: ул. Челюскинцев, д. 131, находящегося на балансе в Федеральном государственном унитарном предприятии связи и радионавигации Камского бассейна, в муниципальную собственность в рамках перераспределения имущества считают, что односторонняя передача указанного имущества в муниципальную собственность города Березники без согласия на то органов местного самоуправления и без соответствующей компенсации дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией передаваемого имущества, нарушают имущественные права муниципального образования, ограничивают его самостоятельность в решении вопросов местного значения" (л. д. 27).
Считая, что бездействие Администрации города Березники Пермского края является незаконным, противоречит пунктам 5 и 6 статьи 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и свидетельствует об уклонении от исполнения обязанности по принятию жилого дома, ФГУП "Камречсервис" обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие заинтересованного лица противоречит нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. При этом передача жилищного фонда социального использования в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
Исходя из содержания ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что вне зависимости от наличия прав собственности муниципального образования имущество (жилищный фонд) подлежит передаче муниципальному образованию. При этом данная норма права носит самостоятельную публичную обязанность, не связанную с ранее имевшимися гражданско-правовыми отношениями, и направлена на защиту социальных прав граждан, с тем, чтобы после ликвидации организации судьба жилищного фонда не оставалась неопределенной.
Обязанность ответчика принять от федерального унитарного предприятия, находящегося в состоянии банкротства, указанное имущество в муниципальную собственность без дополнительных условий прямо установлена специальным законом, соответственно, ссылка апеллятора на порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагающий необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления, является несостоятельной, основанной на ошибочном толковании норм права.
Таким образом, довод администрации о том, что Федеральным государственным унитарным предприятием связи и радионавигации Камского бассейна не представлена дополнительная документация, подлежит отклонению, поскольку данное требование не является основанием для отказа администрации в приеме спорного объекта в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, в том числе относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищного фонда социального использования носят публично-правовой характер. Осуществляя их регулирование, законодатель, исходя из публичных целей, вправе определять, что те или иные объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, в процессе конкурсного производства подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Тем самым реализуется и распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 07.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
Таким образом, принятие спорных объектов ликвидируемого должника в муниципальную собственность относится к правомочиям ответчика и призвана способствовать надлежащему осуществлению органом местного самоуправления возложенных на него функций.
Доказательств того, что спорный объект не относится к фонду социального использования, ответчиком не представлено в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
В соответствии с п.1.1 Положения об Управлении по распоряжению муниципальной собственностью Администрации города Березники Управление по распоряжению муниципальной собственностью Администрации города Березники является самостоятельным функциональным структурным подразделением Администрации города Березники, осуществляющим управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Березники, в пределах своей компетенции.
Одной из основных целей Управления в соответствии с п.2.1.1 является осуществление полномочий Администрации города Березники по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе имуществом, закрепленным за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, находящимся в муниципальной казне.
Однако, процессуальный статус Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю при рассмотрении настоящего дела в качестве третьего лица не является процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемого судебного акта, поскольку в силу ст.51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, соответственно могут выступать в судах в качестве ответчиков по делам о спорах в отношении муниципального имущества. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
Таким образом, оценка имеющихся в материалах дела доказательств позволяет сделать вывод, что Администрацией города Березники Пермского края в нарушение требований пп. 5, 6 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не приняты меры к принятию спорного жилого фонда в муниципальную собственность. Указанным бездействием нарушаются права и законные интересы заявителя. Следовательно, суд обоснованно признал такое бездействие заинтересованного лица незаконным, обязав устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность жилой дом по адресу: Пермский край, г. Березники, ул.Челюскинцев,131.
В силу изложенного выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года по делу N А50-8702/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Березники - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Т.И.Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8702/2010
Истец: ФГУП "Камречсервис"
Ответчик: Администрация г. Березники
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, ТУ Федерального агентства по управлению гос. имуществом по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7914/10