г. Пермь
19 января 2010 г. |
Дело N А50-28884/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Т.Л. Зелениной, Н.А. Гребенкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю: Баев А.Н., доверенность от 11.01.2010,
от ответчика - Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю: Тутынина О.И., доверенность от 10.12.2009,
от заинтересованного лица - ОАО "Порт Пермь": не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 ноября 2009 года,
по делу N А50-28884/2009,
принятое судьей Ю.А. Голубцовой
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю,
заинтересованное лицо - ОАО "Порт Пермь",
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, обязании произвести государственную регистрацию права собственности,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, изложенного в письме от 10.06.2009 N 20/090/2008-889, в рамках устранения допущенных нарушений обязать ответчика зарегистрировать право собственности Российской Федерации на канализационную насосную станцию (лит. З) площадью 36, 9 кв.м, расположенную по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 56.
Определением от 15.09.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО "Порт Пермь" (л.д. 1-2).
Решением от 09 ноября 2009 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, изложенный в письме от 10.06.2009 N 20/090/2008-889. На Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю возложена обязанность зарегистрировать право собственности Российской Федерации на канализационную насосную станцию (лит. З) площадью 36,9 кв.м, расположенную по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 56 (л.д. 111-117).
Ответчик, Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, с решением суда от 09 ноября 2009 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение судом принято с нарушением п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, абз. 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем подлежит отмене. Ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о незаконности отказа Управления в государственной регистрации права собственности на спорный объект за Российской Федерацией, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие об ошибочности регистрации права собственности ОАО "Порт Пермь". По мнению ответчика, наличие сведений о регистрации права иного лица в органах технической инвентаризации должно служить безусловным основанием для отказа в государственной регистрации заявленного права.
В апелляционной жалобе ее заявитель просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, письмом от 10.06.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (л.д. 11-12) отказано Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на канализационную насосную станцию (лит. З) площадью 36,9 кв.м, расположенную по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 56.
В качестве причины отказа Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю указано на то, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на спорный объект, поскольку согласно информации из технического паспорта на домовладение (строение) нежилого назначения от 06.08.2008 N 10-2-1575 производственного управления ГУП "ЦТИ Пермского края" спорный объект недвижимости зарегистрирован на праве собственности за АО "Порт Пермь" на основании регистрационного удостоверения N 7-2-39 от 09.04.1997.
Согласно регистрационному удостоверению от 09.04.1997 N 7-2-39 МУ Бюро технической инвентаризации города Перми АО "Порт Пермь" на основании плана приватизации ГП "Порт Пермь" на праве собственности принадлежит канализационная насосная станция общей площадью 36,9 кв.м (л.д. 108).
В техническом паспорте нежилого здания (строения) N 56 по ул. Фоминская (лит. З) по состоянию на 13.05.2008 (л.д. 54-59) в качестве субъекта права указано АО "Порт Пермь".
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что при государственной регистрации прав необходимо установить отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, в том числе, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В пункте 14 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1996 N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" установлено, что впредь до принятия федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество, кроме воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, а также сделок с ним осуществляется по формам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими на дату издания настоящего Указа регистрацию и оформление документов о правах на недвижимое имущество.
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "Пермская областная регистрационная палата" приступило к проведению государственной регистрации прав по городу Перми и Пермской области с 01.12.1998.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.11.1997 N 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами технической инвентаризации и жилищными органами является Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. Согласно п. 4 Постановления Губернатора Пермской области от 15.05.1998 N 167 "О мероприятиях по созданию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Пермской области" в период поэтапного введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в тех территориях Пермского регистрационного округа, где она не введена, для ее осуществления используются органы и организации, осуществляющие регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимости.
Следовательно, до 01.12.1998 государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляло МП "БТИ г. Перми" в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 N 83.
Регистрация права собственности на спорный объект за ОАО "Порт Пермь" произведена 09.04.1997, что следует из регистрационного удостоверения от 09.04.1997 N 7-2-39.
При таких обстоятельствах, регистрация прав до вступления в силу Федерального закона о государственной регистрации является юридически значимой в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ.
Таким образом, установив из представленных на государственную регистрацию документов то, что за ОАО "Порт Пермь" зарегистрировано право собственности на канализационную насосную станцию, регистрационная служба правомерно отказала в регистрации права собственности на спорный объект за Российской Федерацией Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю.
Ссылка Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю на доводы отзыва ОАО "Порт Пермь" о том, что регистрация права собственности ОАО "Порт Пермь" на спорное имущество проведена ошибочно, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Доказательств прекращения права собственности ОАО "Порт Пермь" в соответствии с главой 15 ГК РФ на спорный объект либо погашения записи о регистрации этого права в отношении спорного объекта в установленном законом порядке, не представлено (ст. 65 АПК РФ).
При таких условиях, оснований для удовлетворения заявленных требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Государственная пошлина по заявлению в сумме 2 000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. относится на заявителя, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и не подлежит взысканию на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09.11.2009 по делу N А50-28884/2009 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с момента его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-28884/2009
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по ПК
Ответчик: ОАО "Порт Пермь", Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в лице Краснокамского отдела, УФРС по ПК
Третье лицо: ОАО "Порт Пермь", ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края"