г. Владимир
"07" сентября 2011 г. |
Дело N А79-3471/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2011 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.07.2011 по делу N А79-3471/2011, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению закрытого акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод", г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 5 (ИНН 2128000600, ОГРН 1022101129896), о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 26.04.2011 N 97-11/40П о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Закрытое акционерное общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 01719), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 01720), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
закрытое акционерное общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" (далее - ЗАО "Чебоксарский электроаппаратный завод", ЗАО "ЧЭАЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - управление, административный орган) от 26.04.2011 N 97-11/40П о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб..
В обоснование своего заявления общество указало на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Управление с доводами заявителя не согласилось, считает законным оспариваемое постановление.
Решением суда от 05.07.2011 заявленные требования удовлетворены. Постановление Управления от 26.04.2011 N 97-11/40П признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о возможности освобождения ЗАО "Чебоксарский электроаппаратный завод" от административной ответственности в связи с принятием закона, отменяющего административную ответственность за данное правонарушение, ошибочен.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.03.2010 между ЗАО "Чебоксарский электроаппаратный завод", действующим в качестве покупателя, и ООО "Энерго-Союз" (Республика Беларусь), действующим в качестве поставщика, заключен договор поставки приборов N 2248.
26.05.2010 на основании договора в уполномоченном банке -Чувашском ОСБ N 8613, г.Чебоксары, ЗАО "ЧЭАЗ" оформило паспорт сделки N 10050006/1481/1747/2/0.
В связи с необходимостью обеспечения соблюдения порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям сотрудниками отдела валютного контроля Территориального управления Росфиннадзора в Чувашской Республики по итогам рассмотрения информации Банка России и материалов, поступивших из уполномоченного банка, проведена проверка исполнения обществом требований валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и валютного контроля.
В ходе проведенной проверки выявлено нарушение обществом установленных требований о своевременном представлении в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям - справки о подтверждающих документах, а именно: требуемая справка представлена в уполномоченный банк 31.05.2010 при возникновении такой обязанности до 17.05.2010, с нарушением установленного срока на 14 календарных дней.
По факту выявленных нарушений старшим контролером-ревизором отдела валютного контроля управления в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 05.04.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 97/11/40. Данный протокол составлен с участием представителя ЗАО "ЧЭАЗ" Новоженина Е.А.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела, заместитель руководителя управления 26.04.2011 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 97-11/40П о привлечении ЗАО "Чебоксарский электроаппаратный завод" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Чувашской Республики посчитал незаконным и отменил постановление Управления от 26.04.2011 N 97-11/40П.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей (часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Факт нарушения обществом предусмотренного пунктом 2.4 Положения банка России N 258-П срока представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям подтверждается материалами административного производства, то есть предусмотренными законом средствами доказывания, из которых усматривается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из абзаца 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В пункт 1.2 "Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" Центрального банка России от 01.06.2004 г. N 258-П, внесены Указанием ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2556-У изменения, согласно которым действие настоящего Положения не распространяется на валютные операции, указанные в пункте 1.1 настоящего Положения, в том числе осуществляемые между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Таким образом, пунктом 1.2 Положения N 258-П установлено, что действие указанного Положения не распространяется на валютные операции, указанные в пункте 1.1 настоящего Положения, осуществляемые в том числе между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения (в редакции Указания ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2556-У).
Изменения, внесенные Указанием ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2556-У, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России" (опубликовано в "Вестнике Банка России" 16.02.2011).
В связи с этим с 26.02.2011 публичная обязанность, нарушение которой вменено обществу, отменена и с этой даты устранена административная ответственность за непредставление справки о подтверждающих документах по контракту, заключенному между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Как следует из материалов дела, общая сумма договора поставки приборов от 16.03.2010 N 2248 составляет 1 000 000 российских рублей. Указанная сумма не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США по официальному курсу иностранных валют.
Поскольку Общество совершило административное правонарушение до вступления в силу изменений в названное Положение и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось из-за устранения административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) справки о подтверждающих документах по контракту, не превышающему в эквиваленте 50 000 долларов США, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 10708/10.
Поскольку вступил в силу нормативный правовой акт, исключающий административную ответственность Общества за содеянное, а вынесенное Управлением постановление о назначении административного наказания не исполнено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Управления подлежит отклонению.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.07.2011 по делу N А79-3471/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3471/2011
Истец: ЗАО "Чебоксарский электроаппаратный завод"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4524/11