г. Пермь
21 октября 2010 г. |
Дело N А60-14907/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Скромовой Ю.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Савченко А.Ю., доверенность от 20.04.2010,
от ответчика: не явились,
лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 августа 2010 года
по делу N А60-14907/2010,
вынесенное судьей Биндером А.Г.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус"
к Администрации города Екатеринбурга
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (далее - ООО "Спортивный комплекс "Уктус", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 16 924 кв. м, кадастровый номер 66:41:0507001:19, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Зимняя, 29, изложении п. 3.1 договора в следующей редакции: "стоимость участка составляет 1 638 961 рубль 29 копеек".
Решением суда от 16.08.2010 исковые требования удовлетворены, пункт 3.1 договора купли-продажи земельного участка, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Зимняя, 29, кадастровый номер 66:41:0507001:019, между Администрацией города Екатеринбурга и ООО "Спортивный комплекс "Уктус" изложен в редакции: "Стоимость земельного участка составляет 1 638 961 рубль 29 копеек. Стоимость участка определена в соответствии с расчетом выкупной цены участка, выполненным Земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга от 31.03.2009 N 1819".
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По его мнению, выкупная цена земельного участка должна рассчитываться исходя из методики, предусмотренной законодательством, действующим на 16.01.2009 - на дату издания постановления о предоставлении истцу земельного участка, в связи с чем, оснований для изложения данного пункта договора в редакции истца не имелось. В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик представителей не направил.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным. Указал на то, что довод ответчика об определении выкупной цены земельного участка на дату принятия уполномоченным органом соответствующего постановления и направления заявителю проекта договора, противоречат закону и сложившейся судебной практике; суд правильно определил выкупную цену земельного участка на дату подачи истцом заявления о выкупе 05.09.2007.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Спортивный комплекс "Уктус" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Зимняя, 29: нежилой объект (комплекс зданий и сооружений - трамплин (70 м)), включающий: спортивное сооружение (трамплин 70 м), расчетная длина прыжка - 70 м., высота горы разгона - 43 м., длина (дорожки разгона) - 84 м., (литер 1); спортивное сооружение (гора приземления), застроенная площадь - 8996 кв.м., высота - 57,5 кв.м. (литер 2); отдельно стоящее строение с холодным пристроем, общая площадь - 66,7 кв.м. (литер 3 (А)), застроенная площадь - 3,3 кв.м. (литер 3 (А)), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11).
13.03.2007 года истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении проектов границ земельных участков, в том числе земельного участка по адресу: г. Екатеринбург, ул. Зимняя, 29 (л.д.12).
18.06.2007 года проект границ земельного участка был утвержден Главным управлением архитектуры и градостроительства МУ "Центр подготовки разрешительной документации для строительства" (л.д. 14).
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 05.09.2007 N 10/9 о выкупе земельного участка площадью 16 924 кв.м. под горнолыжным трамплином, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 15).
Постановлением главы Екатеринбурга от 16.01.2009 N 56 обществу на основании заявления от 05.09.2010 предоставлен земельный участок площадью 16 924 кв.м., расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Зимняя, 29, под здания и сооружения горнолыжного трамплина (л.д.16).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 13.03.2009 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:19, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Зимняя, 29, с разрешенным использованием под здания и сооружения горнолыжного трамплина поставлен на кадастровый учет 10.03.2009 (л.д. 19).
На основании постановления главы Екатеринбурга от 16.01.2009 N 56 17.03.2009 года общество обратилось в Администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка (заявление получено администрацией 19.03.2009 (л.д. 22)),
31.03.2009 Администрацией города Екатеринбурга был произведен расчет выкупной цены земельного участка, в соответствии с которым размер выкупной цены составил 1 638 961 руб. 29 коп. (л.д. 26). Земельным комитетом администрации г. Екатеринбурга от 31.03.2009 N 1819 выкупная цена земельного участка определена на основании Постановления Правительства Свердловской области от 01.02.2002 N 71-ПП "Об установлении цены находящихся в государственной собственности и муниципальной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (в редакции от 07.09.2005 N 735-ПП), решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Поскольку проект договора ответчиком истцу направлен не был, истец 17.03.2010 повторно обратился к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка, приложив к заявлению проект договора (л.д.27), согласно которому в собственность обществу передается земельный участок площадью 16 924 кв.м., кадастровый номер 66:41:0507001:19, целевое назначение - под здания и сооружения горнолыжного трамплина, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, Зимняя, 29, в пределах границ, указанных в плане земельного участка. Пунктом 3.1 данного договора предусмотрено, что цена участка составляет 1 638 961 рублей 29 копеек. К заявлению приложен расчет Земельного комитета администрации г. Екатеринбурга от 31.03.2009 N 1819.
Письмом от 16.04.2010 N 23/1667 ответчик сообщил истцу о невозможности заключения договора по названной цене в связи с изменением законодательства, регулирующего порядок предоставления в собственность земельных участков (л.д. 27).
21.04.2010 ответчик направил истцу расчет выкупной цены земельного участка, а также проект договора купли-продажи земельного участка, согласно которому в собственность обществу передается земельный участок площадью 16 924 кв.м., кадастровый номер 66:41:0507001:19, целевое назначение - под здания и сооружения горнолыжного трамплина, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, Зимняя, 29, в пределах границ, указанных в плане земельного участка. Пунктом 3.1 данного договора предусмотрено, что цена участка составляет 9 403 570 рублей 80 копеек. В расчете, произведенном Земельным комитетом администрации г. Екатеринбурга от 21.04.2010 N 2972, указано, что выкупная цена земельного участка определена на основании Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП "О реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (в редакции от 08.02.2010 N164-ПП), решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (в редакции от 25.11.2008 N78/68).
Неурегулирование сторонами разногласий по договору послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Разрешая спор и принимая п. 3.1 договора в редакции истца, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. ст. 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением в администрацию). Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.10.2001 N 136-ФЗ).
Учитывая, что именно с момента подачи заявки у уполномоченного органа возникает обязанность по вынесению соответствующего решения и заключению договора купли-продажи, правоотношения по выкупу земельного участка возникают с момента подачи заявки и с этого же момента возникают соответствующие обязанности. Выкупную цену земельного участка необходимо определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
Правоотношения по выкупу земельного участка возникли между сторонами до введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 212-Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", а также Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП "О реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", выкупная цена земельного участка должна рассчитываться исходя из методики, предусмотренной ранее действующим законодательством, т.е. Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2002 N 71-ПП, согласно пункту 2 которого размер выкупной цены земельного участка необходимо исчислять исходя из ставки земельного налога, действующей на начало календарного года, в течение которого подана заявка на выкуп участка.
В соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город "Екатеринбург" (в редакции решения Екатеринбургской городской Думы от 26.12.2006 N99/34), ставка земельного налога на 2007 год для земельных участков данного вида разрешенного использования (п. 5-1 приложения N1 к решению Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3) составляет 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка (3397,98 x 0,3% x 16924 x 9,50 = 1 638 961 руб. 29 коп.).
Руководствуясь названными положениями, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна быть определена в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи заявления (05.09.2007) и составляет 1 638 961 руб. 29 коп.
В силу вышеизложенного подлежит отклонению довод ответчика о том, что выкупная цена земельного участка должна рассчитываться исходя из методики, предусмотренной законодательством, действующим на 16.01.2009 - дату издания Главой города Екатеринбурга постановления о предоставлении истцу земельного участка.
Наличие поданного в установленном порядке заявления обязывает компетентный орган совершить действия, предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе и по направлению заинтересованному лицу проекта договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Заявления общества от 13.03.2007 и от 05.09.2007 поданы в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В срок, предусмотренный законом, уполномоченный орган не обеспечил изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, не совершил иные предусмотренные законом действия, направленные на соблюдение процедуры предоставления земельного участка.
Следовательно, выкупная цена земельного участка должна быть определена в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи указанных заявлений. При этом необходимо отметить, что названная цена определена самим ответчиком и указана в составленном им расчете от 31.03.2009 N 1819.
При таких обстоятельствах пункт 3.1 договора купли-продажи земельного участка правомерно установлен судом первой инстанции в редакции истца.
На основании изложенного, оснований для отмены (изменения) решения суда от 16.08.2010 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация г. Екатеринбурга освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь ст.ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2010 года по делу А60-14907/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Ю.В. Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14907/2010
Истец: ООО "Спортивный комплекс "УКТУС"
Ответчик: Администрация г. Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга
Третье лицо: Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10348/10