город Омск
06 сентября 2011 г. |
Дело N А75-2413/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5490/2011) Отделения по Белоярскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2011 по делу N А75-2413/2011 (судья Зубакина О.В), принятое по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Отделению по Белоярскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании 4 594 руб. 18 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Отделения по Белоярскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Отделению по Белоярскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (деле - отделение, ответчик, налогоплательщик) о взыскании 4 594 рублей 18 копеек недоимки по единому социальному налогу (далее -ЕСН).
Решением от 01.06.2011 по делу N А75-2413/2011 требования истца были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Отделение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогового органа.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Отделение являлось в 2009 году плательщиком единого социального налога, о чем свидетельствую представленные налоговые декларации.
Согласно представленным сведениям ГУ РО ФСС РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о страхователях, получивших возмещение расходов в 2010 году, произведенных в 2009 году, отделению было произведено возмещение в размере 14 343 рублей 64 копеек 2010 году за 2009 год (л.д. 14).
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В ходе камеральной проверки налоговой декларации по ЕСН за 2009 год, представленной налогоплательщиком (л.д. 16-19), налоговым органом выявлены расхождения показателей строки 0100 графы 4 с данными ведомости формы 4-ФСС на 2 375 113 рублей. По данному факту в адрес налогоплательщика было направлено сообщение с требованием о предоставлении пояснений, предложено внести соответствующие исправления в налоговую декларацию по ЕСН за 2009 год (л.д. 15).
Отделением была предоставлена уточненная налоговая декларация по ЕСН за 2009 год 31.08.2010 (л.д. 20-23).
Согласно представленной уточненной декларации по строке 840 "Возмещено исполнительным органом ФСС за 3 месяц отчетного периода" отделением самостоятельно отражена сумма возмещения в размере 14 344 рублей, а также начислена сумма налога по ЕСН в части ФСС, подлежащая уплате в бюджет, в размере 14 344 рубля.
Из выписки лицевого счета отделения видно, что по состоянию на 01.01.2010 числилась переплата по ЕСН в части ФСС в размере 214 545 рублей.
На основании заявления налогоплательщика от 19.11.2009 N 655/03 (л.д. 113) по решению налогового органа произведен возврат излишне уплаченной суммы налога в размере 3 970 рублей 18 копеек (л.д. 111-112).
Согласно представленной налогоплательщиком первичной налоговой декларации по ЕСН за 2009 год, инспекцией произведены начисления по срокам уплаты:
- на 16.11.2009 начислена сумма налога по ЕСН в части в ФСС, подлежащая уплате в бюджет, в размере 16 693 рубля,
- на 15.12.2009 начислена сумма налога по ЕСН в части в ФСС, подлежащая уплате в бюджет, в размере 198 475 рублей,
- на 15.01.2010 сумма налога по ЕСН в части в ФСС, подлежащая уплате в бюджет уменьшена в размере 14 343 рубля.
Таким образом, недоимка по ЕСН в части ФСС по сроку уплаты на 15.01.2010 в размере 4 594 рубля 18 копеек образовалась за 4 квартал 2009 года в результате имевшейся переплаты в сумме 214 545 рублей, начислений по представленной первичной и уточненной декларации, сумм возвращенного налога (214 545 руб. - 3 970, 18 руб. - 16 693 руб. - 198 475 руб. + 14 343 руб. - 14 343 руб. = 4 594, 18 руб.)
Для уплаты суммы недоимки налоговым органом было выставлено требование от 09.09.2010 N 7330 (л.д. 11), срок для добровольной уплаты установлен до 27.09.2010.
В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке, инспекция на основании решения от 10.03.2011 N 14 (л.д. 9-10) обратилась с настоящим требованием в арбитражный суд.
Решением от 01.06.2011 по делу N А75-2413/2011 требования истца были удовлетворены.
В апелляционной жалобе налогоплательщик в обоснование своего требования отмечает, что налоговым органом фактически не была возвращена сумма налога в размере 6 674 рубля (строка "возвращено"), поскольку налоговый орган при возврате в платежном поручении от 28.04.2003 N 9725 (л.д. 125) указал не верный ИНН получателя платежа. Поскольку данная сумма не поступила на счет налогоплательщика, о чем свидетельствует список платежных поручений (л.д. 126-136), податель жалобы отмечает о наличии у него переплаты по налогу в размере перекрывающем спорную недоимку, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания спорной недоимки.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу выразил свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение в 2009 году являлось плательщиком единого социального налога.
Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год; отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты данного налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, установлен статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Таким образом, недоимка по ЕСН в части ФСС по сроку уплаты на 15.01.2010 в размере 4 594 рублей 18 копеек образовалась за 4 квартал 2009 года в результате начислений по представленной уточненной декларации.
Поскольку налогоплательщик не уплатил сумму налога в установленный законодательством срок, налоговым органом правомерно выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Довод подателя жалобы о том, что налоговым органом в фактически не была возвращена сумма налога в размере 6 674 рубля, поскольку налоговый орган при возврате в платежном поручении от 28.04.2003 N 9725 (л.д. 125) указал не верный ИНН получателя платежа, а, следовательно, у налогоплательщика имеется переплата по налогу, апелляционным судом не принимается.
Согласно письму налогового органа от 17.01.2011 N 08-10/0207 (л.д. 124) по состоянию на 01.01.2010 в карточке расчетов с бюджетом по ЕСН в части ФСС у налогоплательщика числится переплата в размере 214 545 рублей. Недоимка в размере 4 594 рубля 18 копеек образовалась в результате начисления налога по декларации по ЕСН за 2009 год в размере 215 169 рублей и возврата суммы налога по заявлению в размере 3 970 рублей 18 копеек.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Порядок зачета и возврата, излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней, штрафа определен статьей 78 Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8).
Таким образом, указанными правовыми нормами для решения вопроса о зачете и возврате сумм излишне уплаченного налога установлен заявительный характер.
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя о произведенном налоговым органом самостоятельном возврате налогоплательщику означенной переплаты. Налогоплательщик знал (или должен был знать) о произведенном возврате, а, следовательно, имел возможность проследить за своевременностью перечисления Инспекцией возмещенных сумм.
Более, того апелляционная коллегия находит, что факт перечисления денежных средств с применением неверных реквизитов, не может повлиять на спорную недоимку, поскольку налогоплательщик уже воспользовался правом на возмещение излишне уплаченных сумм налога в 2003 году. Тот факт, что налогоплательщик не получил названные суммы налога своевременно, дают ему право на получение процентов в порядке статьи 78 НК РФ за каждый день просрочки возврата, но не свидетельствуют о наличии у него переплаты по налогу.
Более того, апелляционная коллегия находит, что даже если предположить наличие у налогоплательщика названной переплаты, возникшей в 2003 году, то таковая не может быть зачтена в счет погашения спорной недоимки.
Как следует из пункта 8 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику также по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
На основании вышеизложенного следует, что срок, в течение которого налогоплательщик вправе обратиться с подобным заявлением, составляет три года с момента уплаты указанной суммы. При отказе налогового органа по причине пропуска трехгодичного срока, установленного в п. 7 ст. 78 НК РФ, налогоплательщик может воспользоваться нормой, предусмотренной п. 3 ст. 79 НК РФ, которая даёт право налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Таким образом, вернуть излишне уплаченные суммы налога налогоплательщик может, только обратившись с иском о возврате из бюджета суммы переплаты.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлен общий срок давности взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-0 указано, что норма ст. 78 Кодекса о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом апелляционный суд приходит к выводу о том, что налогоплательщик на момент возникновения спорной недоимки утратил право на зачет (возврат) означенной недоимки.
Более, того необходимо учесть, что налоговый орган в рамках одного налога не уполномочен на самостоятельный зачет переплаты в счет недоимки. Доказательств же обращения налогоплательщика с заявлением о зачете спорной переплаты в счет будущих платежей в материалах дела не имеется, равно как не имеется доказательств того, что имеется решение суда о возврате (в форме зачета) налогоплательщику спорной суммы переплаты.
Таким образом, доводы изложенные в апелляционной жалобе о том, что недоимка в размере 4 594 руб. отсутствует в связи с тем, что имеется переплата по налогу в размере 6 674 руб. необоснованны.
Суд апелляционной инстанции считает, что Отделением по Белоярскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2011 по делу N А75-2413/2011 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Отделения по Белоярскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2413/2011
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белоярскому Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, ИФНС России по г. Белоярскому по ХМАО-Югре
Ответчик: Отделение по Белоярскому району Управление Федерального казначейства по ХМАО-Югре, Отделение по Белоярскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5490/11