г. Пермь
06 июля 2010 г. |
Дело N А71-1692/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город"): Ярмухаметов А.Р. - представитель по доверенности от 21.06.2010, предъявлен паспорт;
от ответчика (Администрация г. Ижевска): Власова С.В. - представитель по доверенности от 28.06.2010, Березина Д.В. - представитель по доверенности от 19.03.2010, предъявлены удостоверения;
от третьих лиц (УФАС по Удмуртской Республике, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики): извещены надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 6 мая 2010 года
по делу N А71-1692/2010,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город"
к Администрации города Ижевска
с участием третьих лиц: УФАС по Удмуртской Республике, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город", Общество) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями к Администрации города Ижевска (далее - Администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от согласования производственной программы ООО "Чистый город" на 2010, 2011 годы, отказе в утверждении тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов, обязании Администрации города Ижевска утвердить тарифы на утилизацию ТБО до 01.03.2010 года.
Определением от 24.03.2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены УФАС по Удмуртской Республике г.Ижевск и Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики.
Решением арбитражного суда от 06.05.2010 года требования Общества удовлетворены, обжалуемые действия Администрации города Ижевска признаны незаконными, на Администрацию города Ижевска возложена обязанность в 15-ти дневный срок с даты принятия решения по делу утвердить тариф на утилизацию (захоронение) ТБО для ООО "Чистый город" на период с 1.03.2010 по 28.02.2011 годы.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация города Ижевска обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что представленная Обществом 20.11.2009 года производственная программа предполагает увеличение к действующему тарифу на 149,8%, что превышает предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги предприятий коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установленный на 2010 год РЭК Удмуртской Республики для муниципального образования "город Ижевск" в размере 110,7%; представленная для согласования производственная программа не соответствует критерию обоснованности, поскольку включает мероприятия по модернизации и строительству объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (полигона), в нарушение ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ; ряд документов (расчеты) по запросу Администрации для проверки обоснованности производственной программы Обществом не представлены. В отношении выводов о наличии у Администрации права самостоятельно установить тариф, податель жалобы пояснил, что тариф на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов может быть установлен при наличии согласованной производственной программы с перечнем мероприятий, подлежащих финансированию за счет тарифа на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в соответствии с предельным индексом, установленным РЭК Удмуртской Республики (110,7% к действующему тарифу). При отсутствии согласованной производственной программы тариф не может быть установлен.
В судебном заседании представители апеллятора поддержали доводы жалобы и дополнительно пояснили, что в настоящее время Обществом представлена и Администрацией согласована измененная производственная программа.
Присутствующий в судебном заседании представитель Общества с жалобой не согласился, вынесенное судом первой инстанции решение по делу считает законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в заседании суда не направили, отзывы на жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, проверив правильность применения судом норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.11.2009 года Обществом в Администрацию города Ижевска представлен пакет документов (предложение), необходимый для установления тарифа на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, в том числе производственная программа для согласования в целях дальнейшего утверждения тарифа. С учетом мероприятий, предусмотренных программой, предприятием произведен расчет тарифа на услугу в размере 58 руб/куб.м., что составляет рост к действующему тарифу на 149,8% (38,73 руб/куб.м. установлен распоряжением Администрации от 30.01.2009 N 23/1). При этом предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установлен РЭК Удмуртской Республики на 2010 год для муниципального образования "город Ижевск" в размере 110,7 %.
Письмами от 11.12.2009, 28.12.2009 Администрация предложила внести изменения в производственную программу и произвести перерасчет тарифа на 2010 год с учетом установленных законодательством критериев, в том числе критерия доступности оплаты потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса (т.2 л.д.127, 130).
15.01.2010 года Администрацией направлен запрос о необходимости представления Обществом дополнительных документов и информации, в котором также сообщалось о необходимости исключения из производственной программы мероприятий по модернизации, а также строительству полигона в порядке очередей предусмотренных проектом "Полигон ТБО в г.Ижевске", а также финансовых потребностей на их реализацию. Обществу предложено рассчитать тариф на услугу по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов в рамках предельного индекса максимально возможного изменения установленного тарифа на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, утвержденного на 2010 год РЭК Удмуртской Республики для муниципального образования "город Ижевск" (т.3 л.д.132).
По результатам рассмотрения представленного пакета документов Рабочей комиссией по регулированию цен и тарифов рекомендовано доработать представленную Обществом производственную программу (т.3 л.д.134).
03.02.2010 года документы с предложением об установлении тарифа возвращены Администрацией Обществу со ссылками на положения п.п.4,6 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ и заключение рабочей комиссии (т.3 л.д.131).
Полагая, что отказ в согласовании производственной программы и возврат документов являются необоснованными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для отказа в утверждении тарифа.
На основании п.7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Согласно положениям ч. ч. 1, 2, 3, 7 ст.9 Федерального закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ производственная программа организации коммунального комплекса определена как программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Таким образом, производственная программа организации коммунального комплекса может предусматривать мероприятия по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно ч. 1 ст.7 Федерального закона N 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры согласно п.6 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ определяется как программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Пункт 12 ст. 11 Федерального закона N 210-ФЗ предусматривает, что после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона N 210-ФЗ инвестиционная программа, разработанная организацией коммунального комплекса, рассматривается и утверждается представительным органом муниципального образования в целях установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно ч. ч. 4, 6 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, а также ее несоответствия разработанной в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги.
Как отмечено выше, представленная для согласования производственная программа предполагала установление тарифа в размере, предусматривающем рост к действующему тарифу на 149,8%, в то время как предельный индекс максимально возможного изменения действующих тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для муниципального образования "город Ижевск" установлен в размере 110,7%. Таким образом, тариф на услугу по утилизации (захоронению) отходов не соответствовал критерию доступности для потребителей.
Поскольку производственная программа, представленная Обществом для согласования в целях установления тарифа на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, включала в себя мероприятия по модернизации и строительству полигона согласно проекту "Полигон ТБО в г.Ижевске", тариф, рассчитанный с учетом производственной программы не соответствовал критерию доступности, Администрация обоснованно предложила изменить производственную программу, исключив из нее мероприятия по модернизации, а также финансовые потребности на их реализацию.
В этой связи, вывод суда об отсутствии у Администрации законных оснований для возврата производственной программы на доработку без согласования, суд апелляционной инстанции считает ошибочным. Все основания для возврата производственной программы изложены в письме от 15.01.2010, а также Заключении рабочей комиссии по регулированию цен и тарифов от 29.01.2010, прилагаемом к письму Администрации от 03.02.2010 (т.3 л.д. 131).
Выводы суда о наличии у Администрации полномочий по самостоятельному утверждению тарифов апелляционным судом не принимаются по следующим основаниям.
Действительно, положениями ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ орган регулирования наделен полномочиями произвести расчет тарифов в случае, если рассчитанные организацией коммунального комплекса тарифы не соответствуют финансовым потребностям этой организации. Вместе с тем такой расчет может быть произведен только при наличии согласованной производственной программы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий по отказу в согласовании производственной программы ООО "Чистый город". Соответственно, не могут быть удовлетворены и требования о признании незаконными действий по отказу в утверждении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
С учетом всех обстоятельств дела апелляционная инстанция полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционную жалобу следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 мая 2010 года по делу N А71-1692/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1692/2010
Истец: ООО "Чистый город"
Ответчик: Администрация г. Ижевска, Администрация города Ижевска
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике