г. Пермь
08 сентября 2011 г. |
Дело N А71-3666/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Риб Л.Х., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.,
при участии:
от истца - ИП Плехов В. Л. (ОГРНИП 304182804100057, ИНН 182800153290): не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (УФК по Удмуртской Республике)(ОГРН 1021801664994, ИНН 1835028304), Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689): не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - ОАО "Автовокзалы Удмуртии", ОАО "Удмуртавтотранс", Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2011 года
по делу N А71-3666/2011,
принятое судьей Бакулевым С.Ю.,
по иску ИП Плехова В. Л.
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике), Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
третьи лица: ОАО "Автовокзалы Удмуртии", ОАО "Удмуртавтотранс", Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики
о взыскании 76 032 руб. 50 коп. убытков,
установил:
Индивидуальный предприниматель Плехов Вячеслав Львович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) с января по октябрь 2008 года, за январь, февраль, июнь, август, октябрь 2009 года, за декабрь 2010 года 75 805 руб. 50 коп. убытков, образовавшихся в результате оказания услуг по перевозке льготной категории граждан, а также с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин УР) за июнь 2009 года, за июль, декабрь 2010 года убытков в размере 227 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Удмуртской республики, ОАО "Автовокзалы Удмуртии", ОАО "Удмуртавтотранс".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предпринимателя взыскано 75 805 руб. 50 коп. убытков, 3 032 руб. 23 коп. госпошлины, с Удмуртской Республики в лице Минфина УР за счет казны Удмуртской Республики в пользу истца взыскано 227 руб. убытков, 9 руб. 12 коп. госпошлины.
Не согласившись с принятым решением в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счёт казны Российской Федерации, Минфин России от имени Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы Минфин России ссылается на то, что истцом не представлено доказательств наличия убытков за спорный период, которые бы нашли отражение в первичных документах общества. Считает, что судом не исследовался бухгалтерский баланс истца. Полагает, что в рассматриваемой ситуации недопустимо применение норм гражданского законодательства, поскольку спорные отношения носят финансовый характер. Ссылается на то, что действующим федеральным законодательством льготы по оплате проезда вышеуказанным категориям граждан не предусмотрены. Указывает на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины Российской Федерации в причинении указанных убытков.
Истец по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что представленные истцом расчеты убытков, в основу которых положены реальные показатели выполненной работы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Неисполнение публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, повлекшее возникновение у перевозчика убытков, связанных с расходами по предоставлению льгот, установленных законодательством и не обеспеченных финансированием из федерального и регионального бюджетов, свидетельствует о наличии вины ответчика в причинении истцу убытков.
Третье лицо ОАО "Автовокзалы Удмуртии" в письменном отзыве на апелляционную жалобу ссылается на законность и обоснованность судебного акта, указывает, что обязательства перед истцом им выполнены в полном объеме в пределах, полученных из федерального и республиканского бюджетов денежных средств на возмещение выпадающих доходов.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ИП Плеховым В.Л. (заказчик) и ОАО "Автовокзалы Удмуртии" (исполнитель) заключены договоры N 9 от 08.12.2006 и N 9 от 15.03.2010, в соответствии с условиями которых (п.п. 1.1) исполнитель за вознаграждение оказывает заказчику услуги, предусмотренные настоящим договором, связанные с осуществлением в соответствии с главой 40 ч. 2 Гражданского кодекса РФ, Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Положением об обеспечении безопасности перевозки пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года N 2 и иными нормативными актами РФ и УР, перевозок пассажиров и багажа в междугородном и пригородном сообщениях, от своего имени, в целях наиболее полного удовлетворения населения в пассажирских перевозках.
Заказчик обязуется перевезти пассажиров на автомобильном транспорте (автобус, микроавтобус) в количестве (по типам и маркам) по маршрутам согласно утвержденному в установленном порядке расписанию движения автобусов из пункта отправления (автовокзал, пассажирская автостанция, кассовый павильон, кассовый пункт, принадлежащие Исполнителю) в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа водителю автобуса также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (п.п. 1.2 договоров).
В соответствии с пунктами 2.1.13 договоров исполнитель в целях реализации предоставления льготного проезда по талонам, по направлениям, другим проездным документам, лицам-получателям социальных льгот, обязуется предоставлять бесплатный проезд на автобусах пригородного и междугородного сообщения при обращении в кассы, принадлежащих исполнителю автовокзалов, пассажирских автостанций и кассовых пунктов. Вести учет пассажиров-получателей социальных услуг, перевезенных с автовокзалов, пассажирских автостанций и кассовых пунктов, полученные данные обобщать и в виде информации передавать в уполномоченное государственное учреждение, осуществляющее распределение денежных средств, поступающих от продажи социальных проездных документов.
Согласно п. 3.2 договора N 9 от 08.12.2006 размер вознаграждения, уплачиваемого заказчиком исполнителю за оказанные услуги, составляет 13 % с выручки, полученной от реализации билетов за провоз пассажиров, и 50 % от реализованных билетов за провоз багажа, а также НДС, начисленный на услуги и работу, выполненные исполнителем.
В силу п. 3.2 договора N 9 от 15.03.2010 размер вознаграждения, уплачиваемого заказчиком исполнителю за оказанные услуги, составляет 19,6 % с выручки, полученной от реализации билетов за провоз пассажиров, и 50 % от реализованных билетов за провоз багажа, а также НДС, начисленный на услуги и работу, выполненные исполнителем.
На основании пунктов0 3.3 договоров из сумм, получаемых от органов государственной власти РФ, органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления Удмуртской Республики в качестве дотаций для покрытия убытков от перевозки льготной категории пассажиров на междугородных и пригородных маршрутах, заказчик перечисляет исполнителю с целью покрытия аналогичных убытков исполнителя вознаграждение в размере согласно п. 3.2 договора.
Расчеты за услуги, связанные с предоставлением мер социальной помощи для отдельных категорий граждан, оказываемых исполнителем на автовокзалах, пассажирских автостанциях, кассовых пунктах по предъявлению гражданином именного направления на бесплатный проезд, выданного Государственным учреждением "Региональным отделением фонда социального страхования РФ по УР", талона (обратного талона) на бесплатный проезд, выданного органом социальной защиты населения по месту жительства гражданина, СПБ, талона на проезд военнослужащих в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" производятся при условии поступления денежных средств федерального, республиканского, местного бюджета исполнителю и в пределах средств, поступивших исполнителю из федерального, республиканского, местного бюджета. Расчеты за услуги, связанные с предоставлением мер социальной помощи для отдельных категорий граждан, производятся в следующем порядке: исполнитель ежемесячно в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, представляет заказчику реестры реализации безденежных билетов отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной помощи (по предъявлению именного направления или талона (обратного талона) на бесплатный проезд) в электронном виде, а также акт выполненных работ (с указанием количества пассажиров, общей суммы по проданным билетам, суммы страховых сборов, суммы, подлежащей перечислению заказчику и суммы услуг исполнителя) и счет-фактуру на стоимость оказанных услуг объединением, которая рассчитывается согласно п.3.2 договора; исполнитель ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет заказчику расчеты (акт выполненных работ), составленные исполнителем по перевозке льготной категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки; оплата заказчиком исполнителю по данным счет-фактурам производится путем зачета из суммы выручки от реализации билетов, подлежащей выплате заказчику (п.п. 3.5 договоров).
Согласно актам сверки взаиморасчетов по перевозке льготной категории граждан задолженность перед истцом по федеральному регистру льготной категории граждан за период с января по октябрь 2008 года, январь, февраль, июнь, август, октябрь 2009 года, за декабрь 2010 год составляет 75 805 руб. 50 коп., по региональному регистру льготной категории граждан за период июнь 2009 года, июль, декабрь 2010 года составляет 227 руб., что подтверждается актами сверок, актами выполненных работ.
Таким образом, возмещение истцу выпадающих доходов в указанных суммах не произведено, что послужило причиной обращения предпринимателя в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов, а также размер неполученного дохода (в виде неполученной за проезд льготных категорий пассажиров платы) подтвержден материалами дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 г.. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст.ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 г..), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ). Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией.
Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", государством на субъект Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключало доплаты разницы за счет средств Российской Федерации (данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2992/09).
С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике".
Полномочиями по осуществлению возмещения выпадающих доходов предприятиям автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов возложены на Министерство социальной защиты Удмуртской Республики. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства УР от 29.12.2005 N 186 возмещение выпадающих доходов транспортных организаций осуществляется Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики через ОАО "Удмуртавтотранс" в соответствии с заключенным договором.
Получателем денежных средств на возмещение выпадающих доходов из республиканского и федерального бюджета является ОАО "Удмуртавтотранс".
На возмещение выпадающих доходов между ОАО "Автовокзалы Удмуртии" и ОАО "Удмуртавтотранс" заключены договоры N 38/08-МГ от 01.02.2008 г.., 62/09-МГ от 16.02.2009 г., 114/10-МГ от 19.04.2010 г.
В соответствии с условиями указанных выше договоров "Удмуртавтотранс" обязуется возмещать выпадающие доходы, понесенные перевозчиком через "Автовокзалы Удмуртии", за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом Удмуртской Республики.
Возмещение ОАО "Удмуртавтотранс" выпадающих доходов, принятой к оплате Министерством социальной защиты населения УР, за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики, производится Министерством социальной защиты населения УР на основании договоров между Министерством социальной защиты населения УР и ОАО "Удмуртавтотранс".
Порядок возмещения утвержден Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 г.. N 183-р "Положение о порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов" (далее - Положение).
Согласно п.3 Положения организации транспорта ведут раздельный учет продажи социальных проездных билетов гражданам, включенным в федеральный и региональные регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.
Соответственно расходы по обеспечению равной транспортной доступности льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств федерального бюджета, и включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств местного бюджета.
В 2008 году Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2008 год согласно приложению 37 к данному Федеральному закону (статья 14 данного Федерального закона).
В соответствии с приложением 37 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и приложением 1 к Закону Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год" бюджету Удмуртской Республики были распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации в размере 32 942, 4 тыс. руб.
В 2009 году Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2009 год согласно приложению 19 к данному Федеральному закону (статья 13 данного Федерального закона).
В соответствии с приложением 19 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и приложением к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" бюджету Удмуртской Республики были распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации в размере 17 591,3 тыс. руб.
В соответствии с приложением 8 к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2009 год Министерству были распределены расходы по наименованиям "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации в размере 17 591, 3 тыс. руб."; "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) в размере 1 300 тыс. руб.".
В 2010 году в соответствии с приложением 8 к Закону Удмуртской Республики от 08.12.2009 N 67-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2010 год Министерству были распределены расходы по наименованию "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) в размере 1 300 тыс. руб.".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, переданные из федерального бюджета средства были распределены Удмуртской Республикой в полном объеме и не покрыли расходы предприятий, в том числе и истца, по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.
Невыполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, вызванное неправомерным бездействием государственного органа, в данном случае неисполнением обязательств федерального бюджета, стало причиной убытков истца.
Согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 ГК РФ в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку в силу вышеизложенного рассматриваемая льгота является расходным обязательством федерального и регионального бюджетов, расходы по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта должны быть возмещены перевозчику в полном объеме за счет казны Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1-4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности по вышеуказанным правилам, суд апелляционной инстанции считает, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела.
Денежные средства на компенсацию расходов для льготных категорий граждан в спорный период перечислены в недостаточном объеме, что подтверждено документально, и поскольку Минфин России не исполнил своей обязанности по обеспечению исполнения федерального бюджета и возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, возмещение расходов должно производиться за счет средств казны Российской Федерации.
Поскольку в спорный период истец находился на специальном режиме налогообложения, НДС, входящий в состав тарифа, также является частью неполученной платы за перевозку льготной категории граждан.
Представленный в материалы дела расчет федеральной задолженности перед истцом за оказание в спорный период услуг по перевозке льготных пассажиров подтверждается материалами дела (актами сверок, актами выполненных работ).
Ссылки ответчика не невозможность принятия расчетов в связи с тем, что в нем содержатся недостоверные данные, судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
Показатели, используемые истцом, подтверждены материалами дела и ответчиками не опровергнуты.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, размер неполученного дохода (в данном случае в виде неполученной за проезд льготных категорий пассажиров платы) полностью подтвержден материалами дела.
Доводы жалобы о недоказанности наличия и размера убытков, противоправности действий, причинно-следственной связи между действиями Российской Федерации и ущербом, наличия вины причинителя вреда, судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела полностью подтверждены основания для взыскания с Минфина России спорных сумм убытков.
Незаконность бездействия ответчика, по мнению суда апелляционной инстанции, выражена в непринятии необходимых мер для полного финансирования предоставляемых льгот.
Истцом правомерно указано на то, что при установлении льгот для отдельных категорий граждан в виде предоставления им права бесплатного проезда, государственные органы власти федерального и регионального уровня не создали систему, реализующую на практике право истца на полное возмещение его убытков, соответственно в бюджеты федерального и регионального уровня не заложены необходимые для этого средства.
Расчет недополученной суммы возмещения выпадающих доходов произведен на основании данных реализации безденежных билетов и полученной суммы. Оснований не принимать данный расчет у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку он основан на сведениях, представленных ОАО "Автовокзалы Удмуртии", по факту перевозок льготных пассажиров.
Таким образом, имеются основания для взыскания убытков, понесенных истцом в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по социальным проездным документам на транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении, в сумме, исчисленной истцом на основании документов, подтверждающих фактическую перевозку, соответственно 75 805 руб. 50 коп. с Российской Федерации и 227 руб. с Удмуртской Республики.
Иного суду апелляционной инстанции ответчиками в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано. Доказательств, опровергающих расчет суммы убытков, ответчиками также не представлено.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2011 года по делу N А71-3666/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (УФК по Удмуртской Республике) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3666/2011
Истец: Плехов Вячеслав Львович
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации УФК по УР, в лице Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов УР
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, ОАО "Автовокзалы Удмуртии", ОАО "Удмуртавтотранс"
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7550/11