г. Санкт-Петербург
13 января 2006 г. |
Дело N А26-1648/2005 - 28 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2006 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.Б. Лопато
судей И.Г. Савицкой, М.А. Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8736/2005) Инспекции ФНС по г. Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2005 г. по делу N А26-1648/2005 - 28(судья В.В. Кохвакко),
по заявлению ООО "Триал"
к 1. Инспекции ФНС по г. Петрозаводску,
2. Министарству финансов РФ
о признании недействительным решения от 10.02.2005 г. N 4.3-24 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, решения от 25.02.2005 г. N 1909 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и решений N 1436 и N 1437 от 25.02.2005 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке
при участии:
от заявителя: М.Ю. Макешин, дов. от 30.12.2005 г.; О.И. Ямкин, дов. от 30.12.2005 г.; А.В. Смирнова, дов. от 30.12.2005 г. Т.Е. Серкова, дов. от 30.12.2005 г.
от ответчика: 1. О.А. Зайцева, дов. N 2.1-13/08 от 10.01.2006 г.; М.А. Клименко, дов. N 2.1-13/168 от 01.11.2005 г.; 2 не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Триал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции ФНС России по городу Петрозаводску (далее - Инспекция) - решения от 10.02.2005 г.. N 4.3.-24 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", решения от 25.02.2005 г.. N 1909 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, решений от 25.02.2005 г.. N 1436 и N 1437 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Обществом также заявлено требование о взыскании с Инспекции 100000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Решением суда от 20.07.2005 г.. требования Общества удовлетворены частично. Суд признал недействительными обжалуемые акты в части, касающейся доначисления налога на добавленную стоимость за 2002, 2003 годы и первое полугодие 2004 года с начислением соответствующих пени и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обязал Инспекцию возместить Обществу судебные расходы в размере 20 тысяч рублей. В остальной части требования Общества отклонены. Судом учтено, что обоснованность доначисления НДС за 2001 год Обществом признана.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение в части удовлетворения заявленных требований в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит в обжалуемой Инспекцией части решение оставить без изменения, а в части отказа в удовлетворении требований по эпизоду привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб., решение изменить, удовлетворив требования и по этому эпизоду. Также в отзыве Общество просит изменить решение в отношении расходов на оплату услуг представителя, удовлетворив заявленное требование в полном объеме.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы. Представители Общества в судебном заседании отказались от своего требования об изменении решения суда в части отказа в удовлетворении требований по п. 1 ст. 126 НК РФ и возмещения расходов на оплату услуг представителя в полной сумме. С учетом указанного обстоятельства, отраженного в протоколе судебного заседания, а также с согласия сторон законность и обоснованность решения проверена судом по правилам пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, оформленной актом от 14.01.2005 г.., и представленных налогоплательщиком возражений, Инспекцией 10.02.2005 г.. вынесено решение N 4.3-24 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Означенным решением Обществу доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3100857 руб. 82 коп., начислены пени в сумме 495084 руб. 62 коп., Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 200060 руб. 37 коп. за неуплату НДС, а также к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. за непредставление книги продаж за 2001 год.
В связи с неуплатой в добровольном порядке доначисленных сумм налога и пени Инспекцией применены меры бесспорного взыскания, а именно: 25.02.2005 г.. вынесено решение N 1909 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке с одновременным вынесением решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке N 1436 и N 1437.
Общество не согласилось с результатами выездной налоговой проверки, отраженным в решении от 10.02.2005 г.. N 4.3-24, а также с принятыми мерами по бесспорному взысканию недоимок и пени и обжаловало указанные ненормативные акты Инспекции в суд. В ходе рассмотрения дела Общество признало обоснованность доначисления налога за 2001 год.
Суд частично удовлетворил требования Общества и апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В акте проверки и решении Инспекцией отражено, что в проверяемый период Общество осуществляло два вида деятельности: оказывало услуги по аварийному и техническому обслуживанию жилых и нежилых помещений в жилом и нежилом фонде, а также осуществляло управление жилищным фондом и находящимися в нем нежилыми помещениями на основании договора с Администрацией города Петрозаводска от 19.11.2001 г..
Выявляя размер недоимки, проверяющие не учитывали, что Общество, осуществляя деятельность на основании договора с Администрацией города Петрозаводска, является агентом, а потому налоговую базу следует определять в соответствии с положениями статьи 156 НК РФ, т.е. исходя из дохода, полученного в виде агентского вознаграждения.
Фактически Инспекцией в ходе проверки определена налоговая база по правилам, предусмотренным статьей 153 НК РФ, и лишь в отношении поступлений, связанных с исполнением договора с Администрацией города Петрозаводска.
При таких обстоятельствах апелляционной инстанцией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что судом не исследован вопрос об уплате НДС с полученного агентского вознаграждения (отдельно от уплаты НДС по другому виду деятельности), и не учтены доводы Инспекции о том, что Общество не ведет раздельный учет доходов, получаемых от осуществления разных видов деятельности. Такие выводы не нашли отражения в материалах выездной налоговой проверки. Также Инспекцией не установлен размер налога, подлежащего уплате в связи с тем, что агентское вознаграждение включало в себя часть НДС, заложенного в тарифы на коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекция не определяла объекта обложения налогом с посреднических услуг и не исчисляла суммы НДС с этого объекта.
Определение объекта обложения налогом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и пеней за несвоевременную уплату налога, осуществление контрольных налоговых мероприятий, в том числе привлечение к налоговой ответственности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, возложены на налоговые органы. Такие обязанности не возложены на арбитражные суды и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Следовательно, арбитражные суды не вправе осуществлять указанные функции, входящие в исключительную компетенцию налоговых органов.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 19.11.2001 г.. с Администрацией города Петрозаводска Общество с 2002 года осуществляет управление (обслуживание) частью муниципального жилищного фонда города Петрозаводска и находящихся в нем нежилых помещений.
Из содержания условий договора следует, что Общество является Агентом, и размер агентского вознаграждения установлен пунктом 3.4 договора, которым определено, что "средства потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, за исключением средств, перечисляемых поставщикам и подрядчикам в соответствии с заключенными договорами, поступают в распоряжение Агента и являются его агентским вознаграждением".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Пунктом 1 статьи 156 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров. В соответствии с названным пунктом такие налогоплательщики определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Таким образом, из приведенных норм следует, что в налогооблагаемую базу включается лишь сумма агентского вознаграждения.
Доводы Инспекции о том, что Обществом неправильно определен размер агентского вознаграждения приведены лишь в апелляционной жалобе, не нашли отражения в материалах проверки, а потому отклоняются апелляционной инстанцией. Как указано в апелляционной жалобе расчет агентского вознаграждения был представлен Обществом лишь в суд первой инстанции и в ходе выездной налоговой проверки порядок расчет агентского вознаграждения, не проверялся. В том числе не проверен и неустановлен размер налоговых вычетов, примененных (или непримененных) Обществом при исчислении подлежащего уплате в бюджет налога с суммы агентского вознаграждения.
Как указано выше, агентское вознаграждение определяется как разница между суммой оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг и суммой, перечисленной Обществом поставщикам и подрядчикам эти (жилищно-коммунальные услуги) оказывающим. Таким образом, утверждение Инспекции в апелляционной жалобе о том, что стоимость услуг по предоставлению в пользование муниципальных жилых помещений является агентским вознаграждением, не соответствует обстоятельствам дела. К тому же, Общество не оказывает услуги по предоставлению в пользование жилых помещений.
Иные виды платежей, поименованные в договоре от 19.11.2001 года, также не могут образовывать отдельную налоговую базу, ибо, во-первых, Общество не оказывало услуг населению (потребителям), а во-вторых, все платежи осуществлялись в рамках агентского договора и характер этих платежей не соответствует понятию дохода, приведенному в статье 41 НК РФ.
Плата за наем жилых помещений, согласно пункту 3.5. договора от 19.11.2001 г.., используется Агентом исключительно для выполнения работ по реконструкции и капитальному ремонту жилищного фонда в соответствии с планом, утвержденным главой самоуправления города. Таким образом, самостоятельное использование (на собственные нужды) этих средств договором не предусмотрено, нарушение этого условия договора в ходе выездной налоговой проверки не установлено, как не установлено и наличие средств, предусмотренных пунктом 3.6. договора.
Государственные дотации на финансирование затрат по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также на компенсацию предоставленных потребителям льгот и субсидий также не образуют доход, не связаны с расчетами за товары, работы, услуги, поскольку Общество услуги потребителям льгот и субсидий не оказывало. Таким образом, объект налогообложения, предусмотренный положениями пункта 1 статьи 146 НК РФ, в данном случае отсутствует независимо от того, каким законодательством (федеральным, региональным или местным) были предоставлены льготы.
К тому же, как следует из имеющегося в материалах дела расчета агентского вознаграждения, такие платежи учитывались Обществом. Доказательства обратного ни в ходе выездной налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства Инспекцией не представлены.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение о признании недействительным решения от 10.02.2005 г.. N 4.3.-24 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога НДС за 2002, 2003 годы и первое полугодие 2004 года, а также в части начисления пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Неправомерность доначисления налога исключает применение мер бесспорного взыскания, в том числе в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, за счет денежных средств на счетах в банке, а равно и приостановление операций по счетам. Решения от 25.02.2005 г.. N 1909 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, решений от 25.02.2005 г.. N 1436 и N 1437 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке вынесены Инспекцией в связи с неисполнением Обществом требований об уплате налога и пени, выставленных на основании решения от 10.02.2005 г.. N 3.4.-24.
Судом первой инстанции дана законная и обоснованная оценка требованию Общества о возмещении расходов на оплату услуг представителя. Размер определенного судом вознаграждения - 20 тысяч рублей является разумным. Вывод суда в этой части полностью соответствует требованиям пункта 2 статьи 110 АПК РФ и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о заключении соглашения с адвокатом М.Ю. Макешиным "задним числом", а также о том, что требования о взыскании расходов заявлено в ходе рассмотрения дела, отклоняются апелляционной инстанцией. Общество вправе в любое время (а не только до подачи заявления в суд) заключить соглашение с адвокатом и заявить в суде о возмещении понесенных расходов. То обстоятельство, что расходы Обществом понесены, подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией.
Требование Инспекции об отражении в акте об оказанных услугах от 24.03.2005 г.. перечня выполненных работ и оказанных услуг, о затраченном времени необоснованно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. С учетом характера оказываемых юридических услуг приведение какого-либо перечня услуг возможно в том случае, если стороны предусмотрели такой перечень в договоре. Между тем, Соглашением от 21.03.2005 г.. N 2 предусмотрено оказание юридической помощи. Размер вознаграждения установлен в твердой сумме без учета времени, в течение которого адвокат будет давать пояснения в суде. Участие адвоката в судебных заседаниях подтверждается протоколами судебных заседаний и не оспаривается. Довод Инспекции о том, что все пояснения по делу давала главный бухгалтер Общества, а не адвокат, принят и оценен судом первой инстанции. Апелляционная инстанция с такой оценкой согласна.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2005 г. по делу N А26-1648/2005-28 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС по г. Петрозаводску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1648/2005
Истец: ООО "Триал", ТРИАЛ
Ответчик: Инспекция ФНС по г. Петрозаводску, ИФНС РФ по г. Петрозаводску, Министарство финансов РФ
Третье лицо: Отдел по особым производствам УФССП по Республике КарелияСудебный пристав-исполнитель А. И. Киндт
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8736/05