г. Санкт-Петербург
05 декабря 2005 г. |
Дело N А42-560/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2005 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Згурской М.Л., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6584/2005) ООО "Мурманскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.05г. по делу N А42-560/2005 (судья Бубен В.Г.), принятое
по заявлению ООО "Мурманскнефтегаз"
к Инспекции ФНС России по г.Мурманску
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явились,
от ответчика: не явились,
установил:
В Арбитражный суд Мурманской области обратилось ООО "Мурманскнефтегаз" с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа - решения от 22.10.04г. N 1033 Инспекции МНС РФ по г.Мурманску Мурманской области "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах".
Решением суда от 26.05.2005 г.. в удовлетворении требований общества было отказано. При исследовании материалов дела и вынесении решения суд пришел к выводу о том, что обществом не были представлены в налоговый орган все необходимые, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации документы, предусматривающие правомерность примененных налоговых вычетов по НДС за апрель 2004 года.
В том числе не были представлены документы и по запросу налогового органа, в связи с чем, выводы налоговой инспекции о непринятии вычетов и доначислении налога с привлечением к ответственности по ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации правомерны.
Не согласившись с решением суда обществом подана апелляционная жалоба, в которой указано о неправильном применении судом норм материального права, в связи со следующим.
Инспекция проводила камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по НДС за апрель 2004 года, поданной обществом, в которой было заявлено к вычету 1 838 136 руб.
Согласно ст.87 Налогового кодекса РФ в компетенцию налоговых органов входит проведение выездных и камеральных налоговых проверок.
Из положений ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что она проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, их соответствия данным бухгалтерского учета.
Согласно ст.54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных.
Камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении деклараций, т.е. является счетной проверкой и не может подменять выездную, что происходит при истребовании налоговым органом первичных документов.
Поскольку при отсутствии ошибок в заполнении деклараций, истребование первичных документов недопустимо, следует признать незаконным отказ налогового органа в предоставлении налогового вычета, и как следствие, также выводы налогового органа о доначислении налогов и применении ответственности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители участвующих в деле лиц не явились, извещены надлежаще.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в отношении ООО "Мурманскнефтегаз" налоговым органом - МИ МНС РФ по г.Мурманску по Мурманской области, было вынесено решение от 22.10.04г. N 1033 о привлечении к налоговой ответственности.
Указанным решением налоговый орган отказал обществу в применении вычета по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004 года в сумме 1 838 136 руб., доначислен НДС в связи с непринятием вычета в сумме 445 000 руб. и пени в сумме 27 590 руб., а также общество привлечено к налоговой ответственности по ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 89 000 руб. и вменено в вину налогоплательщику непредставление по запросу налогового органа документов и сведений, в количестве 3 документов, по 50 руб. за каждый не представленный документ - 150 руб.
Свои доводы налоговый орган обосновал тем, что общество не представило ни с декларацией, ни по запросу налогового органа документы, подтверждающие по смыслу ст.172 Налогового кодекса РФ, примененные налоговые вычеты.
С данными выводами согласился суд первой инстанции и соглашается апелляционный суд.
По данному вопросу налогоплательщик принципиально возражает против предоставления первичных подтверждающих вычеты документов в рамках камеральной проверки, проведенной инспекции по уточненной декларации по НДС.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает следующее.
Согласно ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а в соответствии со ст.31,88 Налогового кодекса Российской Федерации проводить налоговые проверки и истребовать необходимые документы и сведения.
Указанные документы и сведения были дважды запрошены у налогоплательщика в порядке проведения камеральной налоговой проверки по представленной налогоплательщиком декларации по НДС за апрель 2004 год и проведения мероприятий налогового контроля.
Согласно ст.87,88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в поданные декларации в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога.
Таким образом, налоговым органам, четким указанием закона, предоставлено право истребовать, как документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога, так и соответствующие сведения.
Кроме того, в обязанности налогоплательщика, согласно пп.5 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации входит предоставление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Документами для целей определения правильности исчисления НДС, при проверке декларации, будут являться, по смыслу гл.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации, документы, подтверждающие как полученную выручку налогоплательщика, так и документы, обосновывающие налоговые вычеты, в том числе счета-фактуры поставщиков и документы об оплате налога поставщикам, поскольку именно такого рода документы служат основой определения базы для данного налога, а также основой определения момента возникновения налоговой базы и вычета, таким образом, и основой для решения вопроса о своевременности уплаты налога и его суммы.
Сведениями, служащими для целей определения правильности исчисления налога являются сведения данных бухгалтерского учета - бухгалтерские регистры и документы налоговой отчетности и учета.
Таким образом, именно такого рода документы могут быть истребованы налоговым органом с целью проведения камеральной проверки по вопросу правильности исчисления НДС по налоговой декларации налогоплательщика, но с ограничениями, вытекающими из природы камеральной налоговой проверки.
Так указанные документы и сведения могут быть затребованы только за отчетный период по налоговой декларации, т.е. период осуществления и учета хозяйственных операций, служащих основой для исчисления налога.
Также могут быть затребованы только те документы и сведения, которые именно служили основой самостоятельного определения налоговой базы плательщиком в поданной конкретной декларации.
По запросу налогового органа могут предоставляться только те документы, составление и ведение которых предусмотрено действующими нормативными актами.
Истребование более широкого круга документов возможно, когда в предусмотренных законом случаях, на основании решения руководителя налогового органа, проводится выездная налоговая проверка.
В рассматриваемом споре, налоговым органом истребованы документы и сведения, относящиеся непосредственно к периоду поданной плательщиком налоговой декларации - апрель 2004 год и относящиеся к отраженным в ней данным, а именно регистры бухгалтерского учета и первичные документы, подтверждающие примененные налоговые вычеты.
Судом первой инстанции в полной мере исследован вопрос обоснованности запроса документов и сведений у налогоплательщика и привлечения его к ответственности за их непредставление.
Судом установлено, что для целей определения правильности исчисления налога по поданной декларации были необходимы и достаточны 3 позиции по регистрам бухгалтерского учета и первичным документам, а именно книги покупок и продаж, счета-фактуры поставщиков, договоры с поставщиками, документы, подтверждающие оплату поставщикам за апрель 2004 года.
На основании всего изложенного, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда Мурманской области о правомерности привлечения заявителя к налоговой ответственности по ст.126 НК РФ в части 3 документов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2005 г. по делу А42-560/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Мурманскнефтегаз" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-560/2005
Истец: ООО "Мурманскнефтегаз"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2005 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6584/05