город Тула
08 сентября 2011 г. |
Дело N 09-1583/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Дорошковой А.Г., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хавториным Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Абеля Дмитрия Евгеньевича (241520, Брянская обл., Брянский р-н, с. Супонево, пер. 1-ый Славянский, д. 20, ОГРН 306325028900012)
к муниципальному образованию "Город Брянск" в лице Брянской городской администрации (241002, г. Брянск, пр. Ленина, д. 35, ОГРН 1023202743574),
третьи лица: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (241002, г. Брянск, пр. Ленина, д. 35, ОГРН 1093254008858),
муниципальное унитарное предприятие "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска (241000, г Брянск, пр. Ленина, д. 24, ОГРН 1023202737150),
об оспаривании бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Абеля Дмитрия Евгеньевича - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от ответчика: муниципального образования "Город Брянск" в лице Брянской городской администрации - Бокаревой С.А., главного специалиста отдела правового обеспечения, контроля и делопроизводства управления имущественных и земельных отношений, доверенность от 11.01.2011 N 1/06-6, удостоверение;
от третьего лица: Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации - Бокаревой С.А., главного специалиста отдела правового обеспечения, контроля и делопроизводства управления имущественных и земельных отношений, доверенность от 11.01.2011 N 1/06-6, удостоверение;
от муниципального унитарного предприятия "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска - Трошина А.В., юриста, доверенность от 15.11.2010 N 3, паспорт,
установил:
индивидуальный предприниматель Абель Дмитрий Евгеньевич (далее - ИП Абель Д.Е., заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к муниципальному образованию "Город Брянск" в лице Брянской городской администрации (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе принять решение об отчуждении арендуемого имущества и совершения юридически значимых действий, перечисленных в п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2007 г.. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), в отношении нежилого помещения общей площадью 64,1 кв.м на 1 этаже в здании, расположенном по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Фокина, 18, с кадастровым номером 15-01/28-73-377, и понуждении совершить юридически значимые действия, перечисленные в п. 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ, а именно: в десятидневный срок после вступления судебного решения в силу по настоящему заявлению заключить договор оценки рыночной стоимости спорного нежилого помещения; принять решение об условиях приватизации спорного нежилого помещения в срок, установленный законодательством; направить заявителю проекты договора купли - продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества - спорного нежилого помещения.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования и в окончательном варианте просил суд признать незаконным отказ в предоставлении заявителю права преимущественной покупки в отношении спорного нежилого помещения и понудить ответчика, в рамках устранения допущенного нарушения, совершить следующие юридически значимые действия: в десятидневный срок после вступления судебного решения в силу по настоящему заявлению заключить договор оценки рыночной стоимости спорного нежилого помещения; принять решение об условиях приватизации спорного нежилого помещения в срок, установленный законодательством; направить заявителю проекты договора купли - продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества - спорного нежилого помещения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, Брянская городская администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу п.4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства суд апелляционной инстанции установил, что ИП Абель Д.Е. арендует с 2006 года нежилое помещение, общей площадью 64,1 кв.м, находящееся на первом этаже здания, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 18, которое находится в муниципальной собственности г. Брянска и на праве хозяйственного ведения у МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска в соответствии с постановлением администрации от 10.07.2008 N 762-п.
Рассматривая апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил, что принятый судебный акт непосредственно затрагивает права МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска, поскольку за предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 18.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку решение по настоящему делу принято судом первой инстанции о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В связи с этим определением от 14.07.2011, принятым на основании п. 6.1. ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска.
Представитель заявителя в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте его проведения извещен в порядке ст. 121-123 АПК РФ. В суд апелляционной инстанции от представителя заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя заявителя не препятствует рассмотрению заявления по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, 08.09.2003 между ЧП Потапенко М.В. и Комитетом по управлению собственностью г. Брянска (далее - Комитет) заключен договор аренды N 61СД2003 объекта муниципального нежилого фонда г. Брянска на нежилое помещение общей площадью 64,1 кв.м, находящееся на 1 этаже в здании, расположенном по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Фокина, 18, с кадастровым номером 15-01/28-73-377 (л.д. 22-27).
24.10.2006 между ИП Потапенко М.В. и ИП Абелем Д.Е. заключен договор об уступке прав по договору аренды от 08.09.2003 N 61СД2003, в соответствии с которым право аренды на вышеуказанное помещение перешло ИП Абелю Д.Е. (л.д. 28).
27.11.2006 администрацией вынесено постановление N 4245-п "О переуступке права аренды" на нежилое помещение общей площадью 64,1 кв.м, находящееся на 1 этаже в здании, расположенном по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Фокина, 18 (л.д. 30).
Между ИП Абелем Д.Е. и Комитетом заключено дополнительное соглашение от 27.12.2006 к договору аренды N 61СД2003 (л.д. 31).
Согласно постановлению администрации от 18.04.2008 N 396-зп "О заключении долгосрочных договоров аренды" и дополнительному соглашению от 23.06.2008 N 2 к договору аренды N 61СД2003 (л.д. 34) срок договора аренды спорного нежилого помещения продлен до 13.05.2023.
Постановлением Брянской городской администрации от 10.07.2008 N 762-п "О передаче имущества, находящегося в оперативном управлении (на балансе) муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Брянска, в хозяйственное ведение (на баланс) муниципальному унитарному предприятию "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска (л.д. 93-94) передан объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, 18.
В соответствии с Законом N 159-ФЗ 07.02.2011 ИП Абель Д.Е. обратился в Управление с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
05.03.2011 Управление отказало заявителю в реализации преимущественного права, мотивировав данный отказ тем, что спорное нежилое помещение согласно постановлению администрации от 10.07.2008 N 762-п передано в хозяйственное ведение МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска и, соответственно, предоставление права заявителю преимущественного выкупа спорного нежилого помещения не представляется возможным. При этом Управление сообщило заявителю, что им направлены необходимые документы в МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска для оформления права хозяйственного ведения на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 18 (л.д. 16).
Полагая, что отказ Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Абеля Д.Е., предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение такого имущества, определен в Законе N 159-ФЗ исчерпывающим образом. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Согласно ст. 3 Закона N 159-ФЗ такое преимущественное право может быть реализовано соответствующими субъектами предпринимательства при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства с 01.01.2009 по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Как следует из материалов дела, ИП Абель Д.Е. является субъектом малого предпринимательства, спорное нежилое помещение находится у него в аренде более трех лет и его площадь составляет 64,1 кв.м, по вышеуказанному договору аренды отсутствует задолженность по арендной плате.
Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
Также судом установлено, что спорное нежилое помещение не включено в список, утвержденный в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона о малом и среднем предпринимательстве.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у ИП Абеля Д.Е., как субъекта малого предпринимательства, преимущественного права на приобретение спорного нежилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Закона N 159-ФЗ.
Как усматривается из отказа Управления в предоставлении преимущественного права ИП Абелю Д.Е. от 05.03.2011, он основан на том, что спорное нежилое помещение находится в хозяйственном ведении МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска.
Между тем согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит в том числе право хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (абзац пятый пункта 1 статьи 216 ГК РФ).
При этом в абзаце втором пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" прямо указано, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Как следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается, в установленном порядке государственная регистрация права хозяйственного ведения МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 18, не производилась, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.03.2011 N 01/016/2011- 405 (л.д. 17).
Следовательно, соответствующее право у МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска не возникло.
Поскольку на дату обращения ИП Абеля Д.Е. с заявлением о реализации преимущественного права не было зарегистрировано право хозяйственного ведения МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска, оснований для нераспространения Закона N 159 - ФЗ на арендуемую предпринимателем недвижимость не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ Управления заявителю является неправомерным.
С учетом изложенного заявленные ИП Абелем Д.Е. требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, ее взыскание с ответчика не производится, поскольку заявитель фактически расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления не понес.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ч. 6.1 ст. 268, п. 4 ч. 4 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 28.04.2011 по делу N А09-1583/2011 отменить.
Заявленные требования индивидуального предпринимателя Абеля Дмитрия Евгеньевича удовлетворить.
Признать незаконным отказ муниципального образования "Город Брянск" в лице Брянской городской администрации от 05.03.2011 в предоставлении заявителю - индивидуальному предпринимателю Абелю Дмитрию Евгеньевичу права преимущественной покупки нежилого помещения, общей площадью 64,1 кв м на первом этаже в здании, расположенном по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Фокина, 18, кадастровый (или условный) номер объекта 15-01/28-73-377, как не соответствующий Федеральному закону от 22.07.2007 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязать муниципальное образование "Город Брянск" в лице Брянской городской администрации в десятидневный срок после принятия настоящего постановления:
заключить договор оценки рыночной стоимости нежилого помещения, общей площадью 64,1 кв. м на первом этаже в здании, расположенном по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Фокина, 18, кадастровый (или условный) номер объекта 15-01/28-73-377;
принять решение об условиях приватизации нежилого помещения, общей площадью 64,1 кв. м, на первом этаже в здании, расположенном по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Фокина, 18, в срок, установленный Федеральным законом от 22.07.2007 N 159-ФЗ;
направить индивидуальному предпринимателю Абелю Дмитрию Евгеньевичу проекты договора купли - продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого помещения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1583/2011
Истец: ИП Абель Дмитрий Евгеньевич, Представитель Абеля Д. Е. Нужный В. Н.
Ответчик: МО "г.Брянск" в лице Брянской городской администрации
Третье лицо: МУП "Жилищное хозяйство Советского района", МУП "Жилищное хозяйство Советского раона", Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации