г. Санкт-Петербург
05 декабря 2005 г. |
Дело N А21-5690/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2005 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Т.И. Петренко
судей Г.В. Борисовой, Н.И. Протас
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.И. Аль Марашдех
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9872/2005) Межрайонной Инспекции ФНС России N 10 по Калининградской области на Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 сентября 2005 года по делу N А21-5690/2005 (судья С.Н. Сычевская),
по заявлению ОАО "КД авиа"
к Межрайонной Инспекции ФНС России N 10 по Калининградской области
о признании недействительными акта от 21.04.2005 года N 9; решения от 19.05.2005 года N 121; решения от 07.07.2005 года N 151
при участии:
от истца (заявителя, взыскателя): Б.Ю. Корнилов по доверенности от 21.06.2005 года (паспорт)
от ответчика (должника): представители - Н.В. Мялик по доверенности N 00/2442 от 26.04.2005 года (удостоверение), Н.В. Мялкина по доверенности N 13 от 01.11.2005 года (удостоверение)
установил:
Открытое акционерное общество "КД авиа" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными Акта камеральной налоговой проверки от 21.04.2005 N 9, решения от 19.05.2005 N 121 и решения от 07.07.2005 N 151.
Решением от 09.09.2005 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применен подпункт 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сделан необоснованный вывод о правомерности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам: Калининград - Москва, Калининград - Мурманск, Калининград - Минск. При этом налоговый орган ссылается, что налогоплательщиком не выполнено условие, предусмотренное названной нормой для применения ставки 0 процентов - пункт отправления и пункт назначения расположены в пределах территории Российской Федерации.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель общества просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Калининградавиа" по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям. Проверка проведена за январь, февраль 2005 года на основании налоговых деклараций по НДС по ставке 0 процентов за январь, февраль 2005 года, о чем составлен акт проверки от 21.04.2005 N 9 и принято решение от 19.05.2005 N 121, в соответствии с которым признано неправомерным применение обществом налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам Калининград - Москва (и обратно), Калининград - Мурманск (через Санкт-Петербург и обратно), Калининград - Минск (и обратно) в сумме 71 162 668 рублей и отказано в возмещении НДС в сумме 8 183 259 рублей.
Кроме того, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Калининградавиа" по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС по экспортным операциям за январь - декабрь 2004 года и март, май 2005 года, на основании налоговых деклараций по НДС по ставке 0 процентов за указанные периоды. В результате проведенной проверки вынесено решение от 07.07.2005 N 151, в соответствии с которым признано необоснованным (неправомерным) применение обществом налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам Калининград - Мурманск (через Санкт-Петербург и обратно), Калининград - Москва (и обратно), Калининград - Санкт-Петербург (и обратно) в сумме 497 306 565 рублей и отказано в возмещении НДС в сумме 62 142 459 рублей.
По мнению налогового органа, обществом не выполнено одно из условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для применения налоговой ставки 0 процентов - при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа по названным маршрутам пункт назначения и отправления находятся на территории Российской Федерации. При этом налоговый орган ссылается на положение пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении воздушных перевозок пределы Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса. Исходя из изложенного, инспекция считает, что законодатель дал определение в целях налогообложения пределов территории Российской Федерации для воздушных перевозок - по начальному и конечному пунктам авиарейса и поэтому обществом в целях налогообложения воздушные перевозки осуществлены в пределах территории Российской Федерации, реализация которых подлежит обложению НДС в общем порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции при применении подпункта 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ исходил из того, что воздушные перевозки пассажиров и багажа между Калининградской областью в силу ее особого географического положения и остальной территорией Российской Федерации являются международными.
Обжалуя решение суда, налоговый орган считает, что суд первой инстанции своим решением фактически признал, что Калининградская область находится за пределами Российской Федерации, и ошибочно признал возможность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС с определением пределов территории Российской Федерации по факту пересечения государственной границы Российской Федерации, с не с пунктами назначения и отправления авиарейса.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Таким образом, установлены два обязательных условия для налогообложения по ставке 0 процентов:
- пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации;
- при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что названные условия (основания) применения налоговой ставки 0 процентов, на которые ссылаются инспекция и общество, являются самостоятельными и не требуется одновременного их соблюдения для применения подпункта 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Данный вывод подтверждается и пунктом 6 статьи 165 НК РФ, согласно которому при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика и реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Перечень документов, установленный пунктом 6 статьи 165 НК РФ для подтверждения права на применения налоговой ставки 0 процентов по основанию подпункта 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, связывает возможность применения ставки 0 процентов с фактом пересечения государственной границы Российской Федерации и осуществлением международных воздушных полетов.
Факт оформления перевозок обществом на основании единых международных перевозочных документов (авиабилеты оформлены на стандартных перевозочных документах), инспекцией не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Обязательность оформления обществом воздушных полетов едиными международными перевозочными документами, то есть, как международных воздушных полетов, вытекает из положений статьи 79 Воздушного кодекса РФ, Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 07 декабря 1944 года, Соглашения "О воздушном сообщении" от 13.01.1994 года, заключенным между Российской Федерацией и Литовской Республикой, Соглашения "О воздушном сообщении", заключенных между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, Соглашения "О воздушном сообщении" между Российской Федерации и Эстонской Республикой.
Ссылку инспекции в рассматриваемом случае на статью 157 НК РФ апелляционная инстанция считает ошибочной.
Согласно пункту 1 статьи 157 НК РФ при осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса.
Однако названное положение применяется с учетом положений пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса и не распространяется на перевозки, предусмотренные международными договорами (соглашениями) (пункт 3 статьи 157 НК РФ).
Податель жалобы ссылается, что при вынесении решения суд вышел за пределы требований заявителя, признав недействительными решения N 121 и N 151, вместе с тем названными решениями инспекция подтвердила правомерность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту Калининград - Киев.
Данный вывод отклоняется апелляционной инстанцией как несоответствующий материалам дела.
Как следует из материалов дела, общество обратилось с учетом уточнения требований с заявлением о признании недействительным решения N 121 от 19.05.2005 в части неправомерного применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам Калининград - Москва (и обратно), Калининград - Мурманск (через Санкт-Петербург и обратно), Калининград - Минск (и обратно) и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 8 183 259 рублей.
Таким образом, обществом не оспаривалось решение N 121 от 19.05.2005 в части пункта 2 о правомерном применении ставки 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа на Украину (том 2, л.д. 96), однако просило суд признать недействительным решение в части пункта 1 (том 2, л.д. 96) и пункта 3 об отказе в возмещении НДС в сумме 8 183 259 рублей в связи с реализацией услуг по перевозке, в том числе, и на Украину.
Из материалов дела видно, что предметом рассмотрения дела являлось и решение N 151 от 07.07.2005 (том 1, л.д. 102-105, 118-121). Как следует из указанного решения, инспекцией признано неправомерным применение налоговой ставки 0 при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам Калининград - Москва (и обратно), Калининград - Санкт - Петербург (и обратно), Калининград - Мурманск (через Санкт-Петербург и обратно) и отказано в возмещении НДС за период с января 2004 года по декабрь 2004 года, март и май 2005 года (том 1, л.д. 120-121). В данном решении не рассматривался вопрос о правомерности применения ставки 0 процентов при реализации услуг при перевозке пассажиров и багажа по маршруту Калининград - Киев.
Поэтому отклоняется довод подателя жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, признав недействительным решения N 121 и
N 151, в том числе и в части правомерности применения ставки 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту Калининград - Киев.
В оспариваемых решениях в качестве основания для отказа в возмещении НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, в том числе, и по маршруту Калининград - Киев, явилось непредставление в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ для проведения камеральных налоговых проверок первичных документов, подтверждающих ведение раздельного учета сумм налога, предъявленных налогоплательщику продавцами товаров (работ, услуг), использованных для реализации услуг на внутреннем рынке и при экспортных операциях.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. Налоговый орган Российской Федерации не содержит обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС по ставке 0 процентов документы, подтверждающие ведение раздельного учета в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31, абзацу 4 статьи 88 и пункту 1 статьи 93 НК РФ, налоговый орган в случае необходимости вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Судом установлено, что инспекция не представила доказательств, подтверждающих реализацию данного права в ходе камеральной налоговой проверки, а именно обращения к Обществу с требованием представить дополнительные документы.
Не представлены такие доказательства и апелляционному суду.
Кроме того, системное толкование статей 23 (подпункта 4 пункта 1), 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок.
Судом в полном объеме исследованы фактические обстоятельства в рамках заявленных требований, им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы Налогового кодекса РФ, поэтому апелляционная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2005 по делу N А21-5690/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5690/2005
Истец: ОАО "КД авиа"
Ответчик: ИФНС РФ 10 ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛ, Межрайонная инспекция ФНС России N 10 по Калининградской области