г. Санкт-Петербург
08 сентября 2011 г. |
Дело N А21-8765/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Горшелева В.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания Вайтович Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11419/2011) ОАО "Янтарьэнерго"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2011 г. по делу N А21-8765/2010 (судья Мельник И.А.), принятое
по иску ОАО "Янтарьэнерго"
к Министерству финансов Российской Федерации
3-и лица:
1. Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения",
2. Министерство финансов Калининградской области,
3. Управление Федерального казначейства по Калининградской области
о взыскании 20 131 097,05 руб.
при участии:
от истца: представитель не направлен, сторона извещена (почт. увед. N N 22052, 22051)
от ответчика: представитель не направлен, сторона извещена (почт. увед N 22053)
от 3-го лица: представитель не направлен, извещены (почт. увед. N N 22054, 22056, 22055)
установил:
Открытое акционерное общество "Янтарьэнерго", ОГРН 1023900764832, место нахождения: г. Калининград, ул. Театральная, д. 34 (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее - суд) с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин России), о взыскании убытков в размере не возмещенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате потребленной электроэнергии отдельным категориям граждан (подвергшимся радиации, инвалидам 1,2,3 групп), в период с июля по декабрь 2008 года, в сумме 20 131 097 руб. 05 коп. (без НДС).
Исковые требования истец обосновал нормами статей 11, 12, 15, 16, 309, 910, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), Закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее -Закон N1244-1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Калининградской области, Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр), Управление Федерального казначейства по Калининградской области.
Решением суда от 06.05.2011 исковые требования удовлетворены частично: в пользу истца взыскана сумма убытков в размере невозмещенных расходов по предоставлению льгот по оплате потребленной электроэнергии отдельным категориям граждан за период с июля по декабрь 2008 года в размере 1 139 388 руб. 38 коп. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Согласно выводам суда в отношении порядка расчета предъявленной ко взысканию суммы, истец не представил надлежащего нормативно-правового обоснования исковых требований.
Истец, полагая, что принятое решение суда в части отказа во взыскании остальной заявленной суммы 18 991 708 руб. 67 коп. убытков необоснованно, незаконно, противоречит нормам материального права, предоставленным в обоснование доводов иска доказательствам, обстоятельствам дела, просит отменить решение в части отказа во взыскании 18 991 708 руб. 67 коп., принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что на коммерческую организацию не может быть возложено бремя расходов по реализации федеральных законов, выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
В судебное заседание по рассмотрению жалобы 29.08.2011 г., податель жалобы, ответчик, третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не направили представителей, что не является, в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, препятствием для рассмотрения дела по существу.
Учитывая непредставление отзывов на жалобу, категорию спора, процессуальные требования подателя жалобы, апелляционный суд определил объявить перерыв в судебном заседании до 16 час 00 мин 01.09.2011 г. для предоставления дополнительной возможности участникам дела направить в суд мотивированный отзыв.
После окончания перерыва в 16 час 00 мин 01.09.2011 г. судебное заседание было продолжено при отсутствии представителей сторон и третьих лиц. Апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения в обжалуемой части в порядке пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.02.2008 г. Центр и Предприятие заключили договор N 1-л/2008, в соответствии с условиями которого Центр обязался возмещать расходы Предприятия от предоставления в 2008 году гражданам, проживающим на территории Калининградской области, мер социальной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 31 января 2008 года N 34 "О порядке финансирования расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета", а также нормативными правовыми актами, перечисленными в перечне категорий граждан, имеющим право на получение льгот по оплате потребленной электроэнергии (в соответствии с приложением к названному договору). Возмещение расходов Предприятию производилось в размере фактически предоставленных им льгот по оплате потребленной электроэнергии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, перечисленных в приложении N 1 к договору при наличии бюджетного финансирования.
Факт получения денежных средств из федерального бюджета на вышеуказанные цели материалами дела подтверждается (платежные поручения на л.д. 38-44 том 1) и истцом не отрицался.
Согласно разделу 2 договора Предприятие обязано предоставлять указанным в договоре гражданам меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами на основании предоставленных гражданами документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки.
Предприятие также должно ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, предоставлять в районные подразделения центра сведения в электронном виде, содержащие список граждан, получивших в отчетном месяце льготу по оплате потребленной электроэнергии, и счет на возмещение расходов от предоставления льгот, корректировать собственную базу данных на основании изменений, внесенных Центром в список граждан, получивших льготу в соответствии с пунктом 2.2.1 договора.
На основании этих сведений истец и произвел расчет суммы расходов, подлежащих возмещению ответчиком.
Как отражено в решении суда, по ходатайству истца в ходе рассмотрения настоящего спора судом у ответчика были запрошены сведения о наличии проживающих одновременно с указанными истцом гражданами лиц, также имеющих право на получение льгот по иным либо аналогичным основаниям.
Кроме того, в материалах дела имеется полный перечень всех льготников, проживающих на территории Калининградской области.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не установил оснований для отмены или изменения решения в обжалуемой части.
В материалах дела имеется подписанный Центром и Предприятием акт сверки по фактически предоставленным льготам в отношении лиц, зарегистрированных Центром в качестве льготоносителей. Список плательщиков льготной категории включает 8 групп льготоносителй: инвалиды-участники ВОВ, участники ВОВ, Блокадники Ленинграда (инвалиды), Семьи погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, подвергшиеся воздействию радиации, несовершеннолетние узники концлагерей, инвалиды 1, 2, 3 гр., семьи, имеющие детей- инвалидов.
При этом истцом предъявляются к возмещению расходы в отношении лиц, подвергшихся воздействию радиации, и инвалидов 1, 2, 3 групп за период июль-декабрь 2008 года в размере 20 131 097,05 руб.
Вместе с тем, согласно выводам суда, доказательств проживания их отдельно либо с иными членами семьи, не имеющими права на льготы истцом не предоставлено (кроме признанной ответчиком и Центром суммы в размере 1 139 388,38 рублей), исходя из чего сумма расходов Предприятия, составившая согласно приложенному расчету 18 991 708,67 руб., признана не подтвержденной объективными доказательствами. Предоставленный истцом расчет в соответствии с условиями заключенного с ответчиком договора, исходя из 50% размера оплаты фактически потребленной электроэнергии по приборам учета не был принят судом во внимание, поскольку при отсутствии утвержденной на территории Российской Федерации методики определения количества отпущенной электрической энергии Предприятием не предоставлено правовое обоснование предъявленной ко взысканию с Минфина России суммы, соответствующей стоимости электроэнергии, потребленной в спорный период лицами, не имеющими права на льготы.
В соответствии с частью тринадцатой статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в частности, плату за электроснабжение.
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов (пункт 4 статьи 4 Закона N 181-ФЗ).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Статьями 13, 14 Закона N 1244-1 ряду категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется, в частности, оплата в размере 50% за пользование электроэнергией. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций по Закону N 181-ФЗ и Закону N 1244-1 установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861, в соответствии с которым Правительством Калининградской области принято Постановление N 34, определяющее процедуры финансирования расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, в частности, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также отдельным категориям граждан из числа инвалидов, льготы которым предоставляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Финансирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, производится за счет субвенции из федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, и лимитов бюджетных обязательств. Финансирование указанных расходов осуществляется в форме бюджетных ассигнований Центру в части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот на электроэнергию и в части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Центр возмещает организациям данные расходы на основании актов-сверок с районными подразделениями Центра и счетов-фактур (счетов) на предоставленные услуги.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 491-О-О, льгота в виде 50% скидки на оплату коммунальных услуг предусмотрена соответствующими нормами статей 13, 14 Закона N 1244-1 только для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы) и на членов их семей не распространяется.
Приведенные толкования норм Закона N 181-ФЗ и Закона N 1244-1, данные Конституционным Судом Российской Федерации, не касаются механизма и источников возмещения затрат коммерческих организаций по реализации льгот, установленных этими нормативными правовыми актами, и относятся только к порядку их правильного предоставления.
Расходы, возникшие у коммерческой организации (в рамках настоящего спора - Предприятия) в связи с реализацией льгот, предоставленных отдельным категориям граждан федеральными законами, подпадают под определение убытков, под которыми в статье 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возможность взыскания убытков закон связывает с доказыванием совокупности определенных обстоятельств, и прежде всего принадлежности лицу соответствующего права, нарушение которого повлекло за собой причинение убытков, а также наличия и размера последних.
Факт реализации Обществом в июле-августе 2008 года рассматриваемых льгот, предусмотренных Законом N 1244-1 и Законом N 181-ФЗ, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком и третьими лицами. Вместе с тем право на возмещение расходов, связанных с реализацией установленных законодательством мер социальной поддержки, возникает у коммерческой организации только в отношении льгот, предоставленных в полном соответствии с нормами федеральных законов, предусматривающих эти льготы.
В силу части первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Несмотря на существенный объем приложенной в обоснование суммы иска документации, исчерпывающие перечни граждан-льготников всех категорий, из имеющихся в деле расчетов истца не представляется возможным установить, предоставлялись ли спорные льготы только одиноко проживающим гражданам или также и гражданам, проживающим совместно с другими лицами, и имеют ли последние право на получение аналогичных мер социальной поддержки, поскольку данные о членах семей граждан-льготников в деле не представлены.
Данное обстоятельство во взаимосвязи с отсутствием методики расчета стоимости энергопотребления, позволяющей объективно скорректировать данные о потребленном гражданином-льготником коммунальном ресурсе, исключает возможность возмещения расходов энергоснабжающей организации из федерального бюджета.
По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции, принимая во внимание позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.01.2008 N 42-О-О и от 17.07.2007 N 491-О-О, правомерно отказал ОАО "Янтарьэнерго" в удовлетворении исковых требований в отношении возмещения из федерального бюджета расходов в сумме 18 991 708, 67 руб.
Данные выводы нашли отражение в обжалуемом решении суда. По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции дал надлежащую оценку доказательственной базе как истца, так и ответчика, а выводы суда в достаточной мере мотивированы нормами гражданского законодательства Российской Федерации, на которые даны конкретные ссылки, и при указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. оставлены за подателем жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2011 г. по делу N А21-8765/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8765/2010
Истец: ОАО "Янтарьэнерго"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: Министерство финансов К/о, Министерство финансов Калининградской области, Областное государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения", ОГУП "Центр социальной поддержки населения", Управление Федерального Казначейства МФ РФ по К/О, Управление Федерального Казначейства по Калининградской области