г. Владивосток |
Дело |
08 сентября 2011 г. |
N А51-3987/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Г.А. Симоновой, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа: Садовая А.В., доверенность от 07.06.2011, сроком действия до 31.12.2011, паспорт;
от ИП Мироненко Константина Анатольевича: Мироненко Е.Н, доверенность от 09.06.2011, сроком действия на 3 года, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
апелляционное производство N 05АП-5545/2011
на решение от 14.07.2011
судьи В.И. Куриленко
по делу N А51-3987/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Мироненко Константина Анатольевича
к Управлению имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет выкупной стоимости
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мироненко Константин Анатольевич (далее - заявитель, ИП Мироненко К.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Уссурийского городского округа (далее - администрация) о признании действий, связанных с определением выкупной стоимости земельного участка, незаконными, обязании администрацию произвести перерасчет выкупной стоимости.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2011 к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (далее - управление, ответчик).
В судебном заседании 12.07.2011 предприниматель уточнил заявленные требования и просил признать незаконными действия управления, оформленные письмом от 16.02.2011 N 11-05/1811, связанные с определением выкупной стоимости земельного участка; обязать управление произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка кадастровый номер 25:34:017701:238 по адресу: г. Уссурийск, ул. Штабского, 10В, из расчета 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, действующей в момент подписания со стороны управления проекта договора купли-продажи N 4504/10 земельного участка, на котором расположен объект недвижимости находящий с собственности покупателя, от 22.10.2010.
Решением от 14.07.2011 суд признал действия управления, оформленные письмом от 16.02.2011 N 11-05/1811, связанные с определением предпринимателю выкупной стоимости земельного участка, незаконными, и обязал ответчика произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка кадастровый номер 25:34:017701:238 по адресу: г. Уссурийск, ул. Штабского, 10В, из расчета 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка. Суд пришел к выводу, что ИП Мироненко К.А. относится к категории собственников, для которых действует льготная цена (2,5 %) выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции от 24.07.2007), поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены в процессе приватизации государственного имущества.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 14.07.2011, Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа просит его отменить как незаконное и необоснованное, считает, что, исходя из буквального толкования статьи 2 Федерального закона от 25.10.2010 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" только собственник, непосредственно приватизировавший недвижимое имущество, имеет право на применение льготной выкупной стоимости земельного участка в пределах 2,5 % кадастровой стоимости. Кроме того, ответчик указывает на то, что спорное имущество приобретено Мироненко К.А. как физическим лицом, а не предпринимателем, и соответственно для него в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2010 N 137-ФЗ действует ставка в размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 05.07.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 07.09.2011.
В судебном заседании 05.07.2011 управление поддержало доводы апелляционной жалобы.
ИП Мироненко К.А. с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает, что для права на применение льготной ставки в размере 2,5 % кадастровой стоимости достаточно лишь факта отчуждения из государственной собственности объекта недвижимости, а не приобретение его непосредственно из государственной или муниципальной собственности. Довод управления о том, что Мироненко К.А. приобретал в собственность объекты недвижимого имущества как физическое лицо и поэтому к нему не применим льготный расчет выкупной цены земельного участка под ними, заявитель считает несостоятельным, поскольку имущество физического лица не обосабливается от имущества индивидуального предпринимателя. При этом договор купли-продажи ж/д путей был заключен и за выкупом участка заявитель обратился в период, когда был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, предприниматель ссылается на нарушение судом при вынесении решения норм процессуального права, поскольку, с учётом уточнённых исковых требований от 12.07.2011, истец просил произвести пересчет выкупной стоимости спорного земельного участка из расчёта 2,5 %, действовавшей в 2010 году, так как на день вынесения решения кадастровая стоимость земли существенно изменилась в сторону увеличения. Необходимость выкупа участка по новой кадастровой стоимости земли, действующей с 2011 года, повлечёт для заявителя необоснованные дополнительные расходы. В связи с этим заявитель просит изменить решение суда в части перерасчёта кадастровой стоимости в соответствии с уточнением исковых требований от 12.07.2011.
После перерыва, стороны, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание 07.09.2011 не явились.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
По договорам купли-продажи от 12.10.2006, от 14.10.2008 заявитель приобрел у МП "Стройконструкция" объекты недвижимости: железнодорожные пути с разгрузочной эстакадой и здание-склад заполнителей, расположенные по адресу: г. Уссурийск, ул. Штабского, 10. Имущество передано покупателю по актам приема-передачи, право собственности зарегистрировано согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 25-АА N 902985, серии 25-АБ N 130448.
В ответ на обращение в управление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:238, на котором расположены указанные объекты недвижимости, 30.12.2010 ИП Мироненко К.А. получил из МУ УГО "МФЦ" проект договора от 22.10.2010 N 4504/10 в котором рассчитана выкупная стоимость земельного участка из расчета 10 ставок земельного налога в размере 1303515 рублей 50 копеек.
Не согласившись с такой редакцией договора купли-продажи, ИП Мироненко К.А. направил в адрес МУ УГО "МФЦ" письмо с просьбой пересчитать размер выкупной стоимости из расчета 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка (в пределах 217252 рублей 60 копеек).
Письмом от 16.02.2011 N 11-05/1811 Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа отказало заявителю в перерасчете выкупной стоимости из расчета 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с действиями управления по отказу в перерасчете выкупной стоимости земельного участка, оформленному письмом от 16.02.2011 N 11-05/1811, ИП Мироненко К.А. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 в соответствии с этим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Данным пунктом также установлено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, из приведенной правовой нормы следует, что её действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, ранее находившихся в государственной или муниципальной собственности.
Материалами дела установлено, что Мироненко К.А. является собственником объектов недвижимости - железнодорожные пути с разгрузочной эстакадой и здание-склад заполнителей, расположенные по адресу: г. Уссурийск, ул. Штабского, 10 (свидетельства о государственной регистрации права серии 25-АА N 902985, серии 25-АБ N 130448), приобретенных по договорам купли-продажи от 12.10.2006 и от 14.10.2008 у МП "Стройконструкция", которое в свою очередь приобрело их в порядке приватизации государственного имущества в соответствии с Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края от 02.03.1993 N 144 об утверждении плана приватизации МП "Стройконструкция" с приложениями N 1, N 9. Принадлежащие ИП Мироненко К.А. объекты недвижимости в акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 значатся под номерами 5 и 17.
Применение пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не зависит от способа приобретения права собственности на здание, строение, сооружение лицом - собственником расположенного на таком земельном участке здания, строения, сооружения и ранее отчужденного из государственной или муниципальной собственности.
В связи с этим является несостоятельной позиция управления о том, что только собственник, непосредственно приватизировавший недвижимое имущество, то есть МП "Стройконструкция", имеет право на применение льготной выкупной стоимости земельного участка в пределах 2,5 % кадастровой стоимости, поскольку из содержания приведенной нормы такого вывода не следует, а предусмотрена лишь возможность льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки, на которых имеются принадлежащие собственникам ранее находившиеся в государственной или муниципальной собственности здания, строения, сооружения.
В рассматриваемом случае заявитель является индивидуальным предпринимателем, владеющим на праве собственности зданиями склада, расположенными на находившемся ранее в государственной собственности земельном участке. При этом здания склада ранее отчуждены из государственной (муниципальной) собственности.
При приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности.
Смысловое наполнение упомянутого пункта позволяет прийти к выводу, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного из государственной (муниципальной) собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Принадлежащие предпринимателю объекты недвижимости на спорном земельном участке в свою очередь были приобретены МП "Стройконструкция" в порядке приватизации государственной собственности в соответствии с Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края от 02.03.1993 N 144 об утверждении плана приватизации МП "Стройконструкция" с приложениями N 1, N 9, и значатся в акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 под номерами 5 и 17.
В связи с этим ИП Мироненко К.А. относится к категории собственников, для которых в силу пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции от 24.07.2007) действует льготная цена выкупа земельного участка (2,5%).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорное имущество приобретено Мироненко К.А. как физическим лицом, а не предпринимателем, и соответственно для него в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2010 N 137-ФЗ действует ставка в размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, коллегией не принимается как несостоятельный.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таким лицам относятся, в том числе, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
На момент обращения в управление за выкупом спорного земельного участка заявитель был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что является достаточным.
По смыслу пункта 1 статьи 422 и пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ выкупная цена земельного участка в рассматриваемом случае не может превышать двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Коллегией отклоняется ссылка предпринимателя на нарушение судом при вынесении решения норм процессуального права, выразившееся в не рассмотрении уточнённых исковых требований от 12.07.2011, согласно которым истец просил произвести пересчет выкупной стоимости спорного земельного участка из расчёта 2,5 %, действовавшей в 2010 году на момент подписания со стороны продавца (управления) проекта договора купли-продажи N 4504/10 земельного участка, так как на день вынесения решения кадастровая стоимость земли существенно изменилась в сторону увеличения.
Требование об обязании ответчика произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка из расчета 2,5% удовлетворено судом в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в качестве применяемого судом самостоятельно способа восстановления нарушенного права заявителя, а не самостоятельного искового требования.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости учёта при определении выкупной стоимости спорного земельного участка положений законодательства, действующего на момент подачи искового заявления.
Коллегия апелляционной инстанции полагает, что для целей выкупа должна применяться утвержденная в установленном порядке и внесенная в государственный земельный кадастр кадастровая стоимость земельного участка на момент подписания со стороны продавца (Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа) проекта договора купли-продажи N 4504/10 земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности покупателя, от 22.10.2010.
Условия оферты о выкупе заявитель определяет, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Основания учитывать будущие изменения этого показателя из норм действующего законодательства не усматривается.
Последующее неправомерное бездействие ответчика по не определению льготной выкупной стоимости земельного участка не должно влечь неблагоприятные для заявителя последствия в виде увеличения выкупной стоимости. Условия договора, подлежащего в данном случае заключению в обязательном порядке, не могут быть поставлены в зависимость от продолжительности бездействий в этой части обязанной стороны. При этом коллегией учтено, что необходимость выкупа участка по новой кадастровой стоимости земли, действующей с 2011 года, повлечёт для заявителя необоснованные дополнительные расходы.
В связи с этим перерасчет выкупной стоимости земельного участка кадастровый номер 25:34:017701:238 по адресу: г. Уссурийск, ул. Штабского, 10В должен быть произведен управлением из расчёта 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент подписания со стороны продавца (Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа) проекта договора купли-продажи N 4504/10 земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности покупателя, от 22.10.2010.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ решение суда в указанной части подлежит изменению. В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 по делу N А51-3987/2011 изменить в части.
Обязать Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа произвести пересчёт выкупной стоимости земельного участка кадастровый номер 25:34:017701:238, местоположение установлено относительно ориентира здание - склад заполнителей, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, ул. Штабского, 10В, из расчёта 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент подписания со стороны продавца (Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа) проекта договора купли-продажи N 4504/10 земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности покупателя, от 22.10.2010.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 по делу N А51-3987/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3987/2011
Истец: ИП Мироненко Константин Анатольевич
Ответчик: Администрация г. Уссурийска ПК, Администрация Уссурийского городского округа, Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа
Третье лицо: Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5545/11