31 октября 2006 г. |
дело N А64-2828/06-5 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2006 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 31.10.2006 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Потихониной Ж.Н.,
судей: Барковой В.М., Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2006 года по делу N А64-2828/06-5, принятое судьёй Л.М.Глебовой, по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиал ОАО "РЖД" г.Мичуринск Тамбовской области к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства Тамбовской области при участии третьих лиц: 1) Главного управления труда и социального развития администрации Тамбовской области, 2) Министерства здравоохранения и социального развития о взыскании 566692,03 руб.,
при участии:
от ОАО "РЖД" в лице "ЮВЖД": Аксёнов О.А. - юрисконсульт, доверенность N ню9/1455/Д от 10.02.2006 г..,
от Министерства финансов РФ - представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от УФК по Тамбовской области - представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от ГУ труда и социального развития администрации Тамбовской области - представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от Министерства здравоохранения и социального развития - представитель не явился, извещён надлежащим образом,
установил: ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Министерству финансов РФ, к Управлению Федерального казначейства Тамбовской области о взыскании с казны РФ в лице Министерства финансов РФ убытков в сумме 566692,03 руб. в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте ветеранам Тамбовской области за период с сентября по декабрь 2004 г..
Решением от 07.08.2006 г.. арбитражный суд Тамбовской области взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" 566692,03 руб. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.07.2006 г.. и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители Министерства финансов Российской Федерации, УФК по Тамбовской области, ГУ труда и социального развития администрации Тамбовской области, Министерства здравоохранения и социального развития не явились.
УФК по Тамбовской области представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя и представителя Минфина РФ.
Учитывая то, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Российские железные дороги" в лице ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" и Управлением социальной защиты населения Тамбовской области был заключен государственный контракт N 63/83, согласно которому Управление социальной защиты населения Тамбовской области обязалось согласно условиям вышеназванного контракта возмещать ОАО "РЖД" расходы, связанные с предоставлением льгот ветеранам по оплате проезда на ж/д транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в период с 01.01.2004 г.. по 31.12.2004 г.. в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных Министерством труда и социального развития Российской Федерации из федерального бюджета.
Истец предоставил гражданам Тамбовской области в течение 2004 года льготы ветеранам по оплате проезда на железнодорожном транспорте на общую сумму 1519356 руб. 20 коп. на основании Федерального Закона "О ветеранах".
Управление социальной защиты населения Тамбовской области частично возместило расходы, связанные с предоставлением льгот ветеранам на сумму 952664 руб. 17коп., не возмещена сумма 566692 руб. 03 коп. за период сентябрь-декабрь 2004 г..
Истец обратился с настоящим иском, в котором просит взыскать сумму 566692,03 руб. с казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым установлено, что в случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Факт предоставления льгот при проезде ветеранов Тамбовской области железнодорожным транспортом подтверждается справкой о компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по проезду ветеранам войны на железнодорожном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, реестрами оформления проездных билетов ветеранам за период сентябрь-декабрь 2004 г.. с указанием фамилии и инициалов ветерана, актами сверок расчетов, подписанных представителями истца и управления социальной защиты населения Тамбовской области, актом сверки расчетов между управлением социальной защиты населения и ЮВЖД по состоянию на 31.08.2005 г.., подписанного представителями сторон.
Размер предоставленных истцом льгот сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьями 14-22 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов войны, ветеранам труда и другим перечисленным в законе категориям граждан, предоставляются следующие права и льготы: бесплатный проезд инвалидов войны I и II групп один раз в год (туда и обратно) по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. Оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на указанных видах транспорта предоставляется лицу, сопровождающему инвалида войны I группы в таких поездках; бесплатный проезд инвалидов войны III группы один раз в два года (туда и обратно) по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов.
Частью 2 статьи 10 данного закона установлено, что порядок возмещения расходов на реализацию льгот ветеранам определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 г.. N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов (Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 г.. N80 действие Правил продлено на 2001-2004 годы).
Правилами установлено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Указанные средства выделяются Министерством финансов Российской Федерации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по предоставленным заявкам.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 г.." Министерству труда и социального развития РФ выделено 485392,9 руб.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ОАО " Российские железные дороги" в связи с реализацией ФЗ "О ветеранах", влечет возникновение у организации убытков в сумме 566692,03 руб.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, на основании чего суд первой инстанции счел, что ответственность следует возложить на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
Поскольку средства на погашение расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда должны выделяться из федерального бюджета, а распорядителем бюджетных средств является Министерство финансов РФ, арбитражный суд Тамбовской области пришел к выводу о том, что сумма возмещения вреда будет осуществляться за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Вместе с тем, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 г.. предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Компенсация понесенных истцом расходов при доказанности их наличия и размера должна производиться за счет средств казны Российской Федерации, надлежащим ответчиком должна быть Российская Федерация.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию.
Таким образом, суд первой инстанции допустил нарушение пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что является безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2006 года по делу N А64-2828/06-5 подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 266 АПК РФ суд переходит к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ суд относит на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 266, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2006 года по делу N А64-2828/06-5 отменить.
Перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Назначить судебное заседание по делу на 9 час. 30 мин. 22.11.2006 г..
Истцу решить вопрос о надлежащем ответчике по делу.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий |
Ж.Н. Потихонина |
Судьи |
В.М. Баркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2828/2006
Истец: ОАО "РЖД" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "ЮВЖД"
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ(УФК по Воронежской обл.), УФК по Тамбовской обл
Третье лицо: ГУ труда и социального развития администрации Тамбовской обл, Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2006 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2761/06