Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 августа 2007 г. N КА-А40/7767-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2007 г.
ИП Х. обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России N 24 по г. Москве, выразившихся в отказе произвести возврат ошибочно перечисленных в Пенсионный фонд РФ денежных средств в размере 150000 рублей, и об обязании налогового органа уплатить 4938,08 рублей процентов за нарушение сроков возврата страховых взносов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2007 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2007 года, заявленные требования удовлетворены.
Действия ИФНС России N 24 по г. Москве, выразившиеся в отказе ИП Х. произвести возврат ошибочно перечисленных в Пенсионный фонд РФ денежных средств в размере 150000 рублей, признаны незаконными.
На ИФНС России N 24 по г. Москве возложена обязанность уплатить ИП Х. за нарушение сроков возврата ошибочно перечисленных в Пенсионный фонд РФ денежных средств проценты в размере 4938,08 рублей.
В кассационной жалобе ИФНС России N 24 по г. Москве просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Налоговый орган утверждает, что законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и порядок его проведения. Правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют, как и отсутствуют основания для уплаты процентов за нарушение сроков возврата страховых взносов.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 24 по г. Москве поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ИП Х. возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что платежным поручением от 26 сентября 2006 года N 57 на сумму 150000 рублей ИП Х. ошибочно перечислил данную сумму в Пенсионный фонд РФ.
27 сентября 2006 года заявитель обратился в ИФНС Росси N 24 по г. Москве с заявлением о возврате указанной суммы.
Письмом ИФНС Росси N 24 по г. Москве от 9 октября 2006 года N 11/41846 заявителю сообщено о том, что зачет переплаты страховых взносов на финансирование страховой или накопительной частей трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по одному из данных кодов бюджетной классификации доходов бюджетов РФ не может быть произведен налоговыми органами, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды правильно указали, что у заявителя имело место излишняя уплата взноса, а не ошибочное перечисление средств на другой код бюджетной классификации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены как индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение прав гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.
В силу статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно статье 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Таким образом, возврат ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется налоговыми органами в порядке статьи 78 НК РФ.
В связи с этим довод налогового органа о том, что законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, несостоятелен.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 16 декабря 2004 года N 116н возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администратором поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему РФ, а также получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Поэтому утверждение налогового органа о том, что правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют - не соответствует действительности.
Суды правомерно пришли к выводу, что проценты на сумму излишне уплаченного налога не возвращенную в установленный законом срок за каждый день нарушения срока возврата подлежат взысканию в соответствии со статьей 78 НК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому, доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов неверной трактовке норм права в области пенсионного законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2007 года N 09АП-4703/07-АК по делу N А40-79492/06-127-470 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России N 24 по г. Москве без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2007 г. N КА-А40/7767-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании