г. Санкт-Петербург
19 декабря 2005 г. |
Дело N А42-8981/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2005 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10744/2005) Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.09.2005 года по делу N А42-8981/2005 (судья Беляева Л.Е.),
по заявлению ЗАО "КОРС"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.09.2005 года удовлетворены требования ЗАО "КОРС" о признании незаконным и отмене постановления Начальника Морского отдела - государственного инспектора Кочарыгина В.Ю. от 18.08.2005 года N 06/25-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представители не явились. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области проведена проверка по результатам представления ЗАО "Коре" (судовладельцем) отчетности за 2004 год по судну М-0133 "Электрон".
В результате проверки представленных капитаном судна документов и отчетности было установлено, что ЗАО "Коре" в 2004 году допустило перелов выделенной квоты трески на 13172 т. Определением от 29.07.2005 г. генеральный директор Общества был вызван для дачи объяснений, а также для уточнения реквизитов Общества. 03.08.2005 г. была составлена справка о результатах проверки судна за 2004 год.
В тот же день 03.08.2005 г. с участием генерального директора в отношении Общества был составлен протокол N 51-000305 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. После устранения недостатков в протоколе, 15.08.2005 г. с участием генерального директора Общества было вынесено дополнение к протоколу об административном правонарушении, выразившемся в осуществлении рыбного промысла в объемах, превышающих ОДУ, установленного по судну М-0133 "Электрон", и предоставлении отчетности с искажением данных о фактическом размере вылова.
На основании протокола об административном правонарушении и собранных материалов в отношении ЗАО "Коре" 18.08.2005 г. вынесено постановление N 06/25-05 о привлечении ЗАО "Коре" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что вывод арбитражного суда о том, что административный орган неправильно квалифицировал сущность правонарушения, не основан на законе. В дополнении к апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что судно заканчивало промысел в районе архипелага Шпицберген за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. Следовательно, вывод о том, что перелов квоты имел место лишь за пределами районов, определенных статьей 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика.
Часть 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных кроме рыбы, водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.
Часть 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.1 Правил промысла живых ресурсов для российских юридических лиц и граждан во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в Баренцевом море, утвержденных Приказом Минрыбхоза СССР от 01.07.1986 г. N 356, рыбодобывающие организации обязаны организовать и осуществлять рыбный промысел в объемах, не превышающих части ОДУ, установленного для таких организаций по отдельным видам рыбных ресурсов и районам промысла.
Общество, осуществляя промысел водных биологических ресурсов, имело лицензию ПРК N 003422 от 18.09.2003 г., а также разрешение Мурманрыбвод N 04-ТО-026 на промысел живых ресурсов, в которое включена добыча, приемка, обработка, транспортировка, перегрузка, хранение, снабжение водой, снабжение топливом, снабжение продовольствием; добыча трески - 550 т ОАО "СРХФ" и 10 т ЗАО "Коре". Согласно разрешению определены районы работ: ИЭЗ РФ, НЭЗ, Смежный участок Баренцева моря, Медв.-Шпицбергенский район. По условиям лицензирования ЗАО "Коре" обязано было осуществлять промысловую деятельность с соблюдением правил рыболовства, условий промысла и требований по достоверности ведения результатов промысла.
В Правилах также предусмотрена обязанность соблюдать установленные лимиты вылова живых ресурсов, выполнять условия лицензии на промысел, предоставлять отчетные материалы по видам и районам промысла уполномоченными органами по их требованию, а также достоверно вести промысловую документацию.
Рыбный промысел осуществляется в пределах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и выделение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов является одним из направлений государственной политики в сфере рационального использования и сохранения природных ресурсов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, из протокола об административной правонарушении от 03.08.2005 г. N 51-000305 и дополнения к нему от 15.08.2005 г. N 000305, оспариваемого постановления, а также из представленных в материалы дела документов следует, что Обществом допущены нарушения требований Правил, выразившиеся в незаконном вылове трески сверх установленной квоты и искажении отчетных данных. В ходе осуществления пересчета готовой продукции установлено, что судном М-0133 "Электрон" выловлено 573,172 т, то есть вылов сверх выделенной квоты составил 13172 т.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий разрешения на промысел водных биологических (живых) ресурсов, предусмотренное частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не тождественно нарушению правил рыболовства, что исключает возможность применения в данном случае части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", неправильная квалификация правонарушения является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, такое правонарушение, как превышение фактического вылова трески против выделенной квоты, выявлено и зафиксировано в справке от 03.08.2005 г. Определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не возбуждалось, административное расследование не проводилось.
29.07.2005 г. административным органом вынесено определение в порядке статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о вызове генерального директора Общества 03.08.2005 г..
При этом по смыслу статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение о вызове лиц выносится при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 03.08.2005 г. - 15.08.2005 г. составлен с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, оспариваемое постановление не содержит указание на наличие вины Общества в совершении вменяемого правонарушения, не определен характер вины, а равно каким образом административным органом выяснялась (устанавливалась) вина Общества, образующая субъективную сторону состава административного правонарушения.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г.. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно вышеуказанным нормам, при назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное (финансовое) положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из оспариваемого постановления, при назначении наказания Обществу в качестве отягчающего вину обстоятельства была учтена повторная неявка на рассмотрение материалов дела. При этом явка законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, на рассмотрение материалов дела об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечислены в статье 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.09.2005 года по делу N А42-8981/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8981/2005
Истец: ЗАО "КОРС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2005 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10744/05