Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 августа 2007 г. N КГ-А40/7955-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2007 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС по Москве), оформленного письмом от 1 декабря 2006 года N 14/014/2006-248, об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, 2-й Павелецкий пр., вл. 4, стр. 1 (кадастровый номер 77:05:01002:077) и обязании УФРС по Москве провести государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на данный земельный участок.
В обоснование требования заявитель ссылается на то, что оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным, так как противоречит требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, в том числе свидетельство о праве собственности на объект недвижимости, расположенный на спорном участке, кадастровый план земельного участка и сводный передаточный акт на имущество организаций федерального железнодорожного транспорта передаваемое ОАО "РЖД".
Решением от 2 мая 2007 года Арбитражный суд города Москвы признал незаконным решение УФРС по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, 2-й Павелецкий пр., вл. 4, стр. 1, кадастровый номер 77:05:01002:077, оформленное письмом от 1 декабря 2006 года за N 14/014/2006-248 и обязал УФРС по Москве зарегистрировать право собственности ОАО "РЖД" на данный участок в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Суд первой инстанции мотивировал свое решение тем, что представленные на государственную регистрацию документы по форме и содержанию соответствовали требованиям действующего законодательства, подтверждали право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком ФГУП "Московская железная дорога" и у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
У ФРС по Москве, не согласившись с судебным актом, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, основанием для государственной регистрации имущества ОАО "РЖД" является сводный передаточный акт, составленный на основе обобщенных данных прилагаемых к нему, так как уставный капитал ОАО "РЖД" сформирован путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта, однако представленные на регистрацию документы не содержали данных о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Павелецкий пр., вл. 4, стр. 1, ФГУП "Московская железная дорога", запись о регистрации ранее возникших вещных прав на спорный земельный участок в ЕГРП отсутствует.
В заседании суда кассационной инстанции представитель УФРС по Москве поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель ОАО "РЖД" возражал против доводов кассационной жалобы, полагая ее необоснованной, а судебный акт подлежащим оставлению без изменения, представил отзыв.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, письмом от 1 декабря 2006 года N 14/014/2006-248 УФРС по Москве на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало ОАО "РЖД" в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, 2-й Павелецкий пр., вл. 4, стр. 1, кадастровый номер 77:05:01002:077.
Названный отказ мотивирован тем, что ОАО "РЖД" не представлены документы, подтверждающие наличие прав у ГУЛ "Московская железная дорога" на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок. При этом, регистрирующий орган сослался на пункт 2 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", согласно которому уставный капитал ОАО "РЖД" формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.
Выводы суда первой инстанции о незаконности отказа в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок являются правильными в связи со следующим.
Основания для отказа в государственной регистрации прав указаны в статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", перечень которых является исчерпывающим.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судом первой инстанции установлено, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в 2003 году создан единый хозяйствующий субъект - ОАО "РЖД", путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал ОАО "РЖД".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 "О создании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в уставный капитал Общества вносится имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в Прогнозный план приватизации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.03 г. N 1111-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. N 1155-р
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.
Совместным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной экономической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N 4557-р/6-р/884р утвержден Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" (л.д. 17-19 т. 1).
Согласно выписке из приложения 1 части 2 к передаточному акту на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" в состав подлежащего передаче в уставный капитал ОАО "РЖД" имущественного комплекса ФГУП "Московская железная дорога" вошел, в том числе земельный участок по адресу: г. Москва, 2-й Павелецкий пр., вл. 4, стр. 1, кадастровый номер 77:05:01002:077 (л.д. 21).
При этом ФГУП "Московская железная дорога" обладало правом постоянного бессрочного пользования на земельный участок, расположенный по адресу: 2-й Павелецкий пр., вл. 4, стр. 1 в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации "О федеральном железнодорожном транспорте" согласно которому, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на здание, расположенное по адресу: 2-й Павелецкий пр., вл. 4, стр. 1, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 11).
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок ОАО "РЖД" был представлен передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", кадастровый план земельного участка, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности здания, расположенного на заявленном к регистрации земельном участке.
Таким образом, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ОАО "РЖД" в связи с тем, что у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных в пункте 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для отказа в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, 2-й Павелецкий пр., вл. 4, стр. 1, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у заявителя соответствующего права на данный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах суд в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании всестороннего, полного исследования фактических обстоятельств по делу и объективной оценки доказательств, принял законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 2 мая 2007 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8091/07-92-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу УФРС по Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2007 г. N КГ-А40/7955-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании