г. Владивосток |
Дело |
09 сентября 2011 г. |
N А59-2002/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей З.Д. Бац, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С.Барановой
при участии
от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области: Чекрышев Д.В. по доверенности от 17.02.2011 N 194 сроком действия до 01.01.2012, паспорт;
от ООО "ЖЭУ-3": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ-3"
апелляционное производство N 05АП-5012/2011
на решение от 07.07.2011 года
судьи Киселева С.А.
по делу N А59-2002/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "ЖЭУ-3"
к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области
третьи лица: Шевченко Т.Н.
об оспаривании постановления от 11.05.2011 по делу N 10/2011
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЖЭУ-3" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2011 по делу об административном правонарушении N 10/2011, которым Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области (далее - комиссия, административный орган) привлекла общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка ценообразования.
Решением от 07.07.2011 года суд отказал в удовлетворении требований общества.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество указало на отсутствие, в нарушение Закона N 294-ФЗ, согласования проведенной проверки с органами прокуратуры. Полагает, что в действиях общества отсутствуют вина и нарушение действующего законодательства, поскольку размер платы был изменен на основании утвержденного собственниками жилья договора управления. Кроме того, заявитель жалобы считает, что в момент вынесения постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ООО "ЖЭУ-3", явку представителя в суд не обеспечило. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель региональной энергетической комиссии на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.07.2011 считает законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
16 марта 2011 года в комиссию поступило обращение гр. Шевченко Т.Н., проживающей по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, д.7, кв.76, по факту нарушения обществом порядка внесения изменений в размер тарифа за содержание жилого помещения на основании приказа от 15.07.2010 N 101/1, что привело к незаконному взиманию повышенной платы.
При изучении обращения и приложенных к нему документов комиссия установила, что в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ общество неправомерно самостоятельно с 01.08.2010 изменило размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, увеличив его на предельный индекс.
Усмотрев в действиях общества нарушение установленного порядка ценообразования, комиссия вынесла определение от 08.04.2011 о возбуждении административного производства по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования и на основании истребованных от общества документов комиссия 6 мая 2011 года составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Рассмотрев административное дело N 10/2011, комиссия вынесла постановление от 18.03.2011, которым общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ нарушение установленного порядка ценообразования признается административным правонарушением, совершение которого влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Как правильно указал суд первой инстанции, административное правонарушение, предусмотренное приведенной статьей, посягает на установленный государством порядок ценообразования, который, в свою очередь, направлен на защиту прав граждан, соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что 29 февраля 2008 года собственниками помещений многоквартирного дома N 7 по ул. Чехова г. Южно-Сахалинска проведено общее собрание в форме заочного голосования, на котором принято решение утвердить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на 2008 год в размере 17,9 рублей в месяц за 1 кв.м. занимаемой площади.
В последующем между обществом и собственниками помещений указанного дома заключен договор управления, в том числе 18.10.2010 с гр. Сабировой Л.И. (кв. 12, дома N 7 по ул. Чехова), по условиям которого общество обязуется оказывать услуги по управлению, содержанию, ремонту (текущему и капитальному) общего имущества и предоставлению жилищных услуг в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5.4.1 указанного договора установлено, что собственники и наниматели несут расходы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме пропорционально общей площади жилого (нежилого) помещения (исходя из стоимости 1 кв.м. общей площади занимаемого помещения).
В соответствии с пунктом 5.4.2 договора размер платы за содержание и текущий ремонт принимается на срок не менее чем на один год на общем собрании собственников помещений, чтобы обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме. По окончании календарного года в случае непринятия решения собственниками размера платы стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества на следующий календарный год будет установлена с учетом предельного индекса изменения размера платы за жилое помещение.
Согласно приложению N 3 установленному Приказом РЭК Сахалинской области от 14.10.2009 N 7-и, предельный максимальный индекс изменения размеры платы граждан за жилое помещение с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение соответственно затратам на содержание и ремонт жилья по муниципальному образованию городской округ "Город Южно-Сахалинск" на 2010 год определен в размере 116%.
Как следует из материалов дела, в связи с непринятием собственниками многоквартирного дома N 7 по ул. Чехова г. Южно-Сахалинска решения об изменении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, общество издало приказ от 15.07.2010 N 101/1, которым предписано установить с 01.08.2010 размер платы за жилое помещение с учетом предельного индекса, который будет составлять 22 рубля 85 копеек.
Согласно подготовленному на основании указанного выше Приказа письму от 11.08.2010 N 634 общество поручило ООО "Программы учета", выполняющему на основании договора от 01.04.2008 N 10/08-ЮС услуги по ведению аналитического учета операций, связанных с оплатой за жилое помещение, с 1 августа 2010 года производить начисление по техническому обслуживанию дома N 7 по ул. Чехова по тарифу 22 рубля 85 копеек. В квитанциях размещена следующая информация: "с 1 августа 2010 года в соответствии с Приказом РЭК Сахалинской области от 14.10.2009 N 7-и и пунктом 5.4.2 договора управления многоквартирным домом ООО "ЖЭУ-3" производит индексацию размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения общего имущества многоквартирного дома. Размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения общего имущества многоквартирного дома будет составлять 22 рубля 85 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения".
Данное обстоятельство подтверждается полученными от ООО "Программы учета" копиями счетов за жилищно-коммунальные услуги за январь, февраль, март, апрель 2011 года, а также копией счета за август 2010 года, полученной от гр. Шевченко Т.Н.
При этом, как правильно установил суд, доказательств утверждения применяемого тарифа на общем собрании собственников помещений в таком доме материалы дела не содержат. Общество самовольно, без предусмотренных законом оснований изменило размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с августа 2010 года при отсутствии соответствующих решений собственников, оформленных в установленном порядке.
Таким образом, обществом нарушен определенный частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядок установления и взимания платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения многоквартирного дома, а именно порядок ценообразования, в связи с чем, выводы комиссии о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, суд находит обоснованными.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер в целях соблюдения положений части 7 статьи 156 ЖК РФ материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о законности и обоснованности привлечения ООО "ЖЭУ-3" к административной ответственности за совершение указанного правонарушения, в связи с чем принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссией Сахалинской области от 11.05.2011 по делу N 10/2011.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии, в нарушение Федерального закона от 28.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласования с органами прокуратуры, коллегия отклоняет.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ согласование с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц необходимо в случае проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 указанной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения названного Федерального закона не применяются при проведении административного расследования.
Судом установлено, что в целях установления обстоятельств по выявленному нарушению порядка ценообразования комиссией проведено именно административное расследование, которое в силу действующего законодательства не требует согласования с органами прокуратуры. При этом поводом для возбуждения административного производства явилось сообщение физического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Коллегия также отклоняет довод общества о том, что размер платы за содержание и текущий ремонт указанного многоквартирного дома увеличен на предельный индекс на основании пункта 5.4.2 договора управления, который имеет легитимный характер, поскольку, как правильно указал суд, указанный пункт договора противоречит требованиям пункта 7 статьи 156 ЖК РФ и в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожным независимо от одобрения его собственниками.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод жалобы о пропуске административным органом срока привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая, что в силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается собственниками жилых помещений, без участия государства, допущенное обществом правонарушение не является нарушением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
В данном случае обществу вменено нарушение порядка ценообразования (часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ), за которое согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца.
Материалами дела подтверждается, что тариф за содержание и текущий ремонт в размере 22 рублей 85 копеек установлен приказом от 15.07.2010. При этом начисление платы по повышенному тарифу и предъявление его собственникам жилого дома осуществлялось обществом с августа 2010 года.
Коллегия поддерживает вывод суда о том, что совершенное обществом правонарушение не может быть отнесено к категории длящихся, так как его объективная сторона выражена в самовольном установлении тарифа, а, следовательно, такое противоправное деяние носит одномоментный характер. Важным условием для признания данного административного правонарушения оконченным является реализация управляющей организацией самовольно принятого решения о размере платы при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников.
При таких обстоятельствах, неоднократное начисление и взимание платы, установленной с нарушением порядка ценообразования, свидетельствует о совершении обществом в каждом случае самостоятельного правонарушения, за которое виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Поскольку установленный в нарушение требований части 7 статьи 156 ЖК РФ тариф предъявлен к оплате в квитанциях, в том числе, за март и апрель 2011 года, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом 11 мая 2011 года, то суд пришел к правильному выводу о соблюдении комиссией установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, опровергаются материалами дела и подлежат отклонению.
С учетом изложенного апелляционная жалоба общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Сахалинской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.07.2011 года по делу N А59-2002/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч.5.1 ст. 211 АПК РФ настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2002/2011
Истец: ООО "ЖЭУ-3"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия, Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
Третье лицо: Шевченко Т. Н., Шевченко Т Н
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5012/11