г. Тула
08 сентября 2011 г. |
Дело N А54-879/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ООО "Спектравто" (г. Рязань, ОГРН 1036212000967, ИНН 6228047751): Прошина И.Н. - представитель по доверенности от 07.04.2011, паспорт,
от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551): Переведенцев Д.В. - главный специалист отдела управления землями сельскохозяйственного назначения по доверенности от 17.01.2011 N 179/02-23, удостоверение,
от Правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428): Фомин В.В. - консультант по правовым вопросам административно-правового отдела правового управления по доверенности от 23.12.2010 N 1/38, удостоверение,
от администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, г. Спасск), Спасской районной Думы Рязанской области (Рязанская область, г. Спасск) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 июня 2011 года по делу N А54-879/2011 (судья Шуман И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спектравто" (далее - ООО "Спектравто", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, Правительству Рязанской области, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, Спасской районной Думы Рязанской области, о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - в отказе рассмотрения ходатайства ООО "Спектравто" о переводе земельного участка с кадастровым номером 62:20:004 01 01:0251, общей площадью 20 636+14,3 кв.м, распложенного примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира автодорога М-5 "Урал" на 226+450 м на территории Собчаковского сельского поселения Спасского района Рязанской области из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.06.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Рязанской области, заявитель жалобы указывает, что в оспариваемом письме Министерства содержится решение, принятое Межведомственной комиссией, самим Министерством имущественных и земельных отношений, как органом исполнительной власти, каких-либо решений по ходатайству общества не принималось, в связи с чем отсутствует предмет спора. Также заявитель жалобы указывает, что спорный земельный участок был зарезервирован для муниципальных нужд, в связи с чем в случае перевода земельного участка в земли промышленности и иного специального назначения ООО "Спектравто" не могло бы использовать его для испрашиваемых целей - строительства АЗС. Кроме того, на момент рассмотрения ходатайства общества акт о выборе земельного участка для проектирования и строительства ООО "Спектравто" АЗС утратил свою силу, в связи с чем общество не имело преимущественного права на предоставление указанного земельного участка.
Законность и обоснованность решения от 20.06.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Спектраавто" 19.11.2010 обратилось в Правительство Рязанской области с ходатайством о переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности земельного участка с кадастровым номером 62:20:004 01 01:0251, общей площадью 20636 + 14,3 кв.м, расположенного примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира автодорога М-5 "Урал" на 226+450 м на территории Собчаковского сельского поселения Спасского района Рязанской области.
По результатам рассмотрения Межведомственной комиссией Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков ходатайства общества о переводе земельного участка с кадастровым номером 62:20:0040101:0251 площадью 20636 кв.м, расположенного близи п.ст. Тысья Спасского района, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для размещения автозаправочного комплекса, - Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области приняло решение о возврате представленных ООО "Спектравто" документов без рассмотрения.
Не согласившись с решением и действием Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, выразившимися в отказе в рассмотрении направленного обществом ходатайства, ООО "Спектравто" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона N 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 172-ФЗ, статьей 5 Закона Рязанской области от 23.11.2004 N126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" Правительство Рязанской области является уполномоченным органом по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в случаях, установленных федеральным законом, и принятию соответствующих решений.
Правительство Рязанской области постановлением от 31.12.2006 N 206 "О Межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков" создало Межведомственную комиссию Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения назначения земельных участков, с целью организации работы по подготовке предложений по предоставлению земельных участков гражданам и юридически лицам для строительства в случае, если предоставление таких участков отнесено к полномочиям Правительства Рязанской области, а также изменения целевого назначения земельных участков.
В соответствии с вышеуказанным постановлением одной из основных задач является: рассмотрение обращений об изменении целевого назначения земельных участков, в том числе заявлений о включении земельных участков из границ населенных пунктов, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 10 приложения N 2 к постановлению Правительства Рязанской области от 31.12.2004 N 206 решения Межведомственной комиссии оформляются в виде протокола заседания и подписываются председателем, а в его отсутствие - заместителем председателя. Выписки из протоколов подписываются председателем или заместителем председателя. Оформленные протоколы заседаний направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области для подготовки соответствующего проекта распоряжения Правительства Рязанской области либо ответа заявителю за подписью Министра имущественных и земельных отношений Рязанской области.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ).
При рассмотрении ходатайства по существу в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ уполномоченными органами принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Спасская районная Дума решением от 26.04.2007 N 111/11 дала согласие администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район на предоставление в аренду на три года земельного участка для строительства на 50 заправок в час, ориентировочной площадью 2,0 га, расположенного на 226-450 км автодороги Москва-Самара.
Главой администрации муниципального образования - Спасский район Рязанской области 15.10.2007 утвержден акт выбора земельного участка (площадки, трассы) для проектирования и строительства объекта - строительство ООО "Спектравто" АЗС на 50 заправок в час на 226 + 450 км. а/д М-5 "Урал".
В последующем главой администрации муниципального образования - Спасский район Рязанской области в адрес Правительства Рязанской области направлено ходатайство от 27.05.2008 о рассмотрении и принятии решения по вопросу перевода земельного участка, находящегося в государственной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, общей площадью 20636 кв.м, с кадастровым номером 62:20:0040101:0251, расположенного примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира - автодорога М-5 "Урал" на 226+450 м на территории Собчаковского сельского поселения Спасского района Рязанской области.
Постановлением главы администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области от 17.06.2009 N 418 для муниципальных нужд в целях размещения автозаправочного комплекса сроком на три года зарезервированы земельные участки, в том числе: земельный участок ориентировочной площадью 20000 кв.м, расположенный по адресу: Рязанская область, Спасский район, в районе п. ст. Тысья, согласно прилагаемой схеме (приложение N 1).
Администрация муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области письмом от 13.10.2010, направленным в адрес ООО "Спектравто", выразила согласие о переводе земельного участка площадью 20636 кв.м, с кадастровым номером 62:20:0040101:0251, расположенного примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира - автодорога М-5 "Урал" на 226+450 м на территории Собчаковского сельского поселения Спасского района Рязанской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
ООО "Спектравто" 18.11.2010 обратилось в Правительство Рязанской области с ходатайством о переводе вышеуказанного земельного участка, находящегося в государственной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Материалами дела подтверждается, что к ходатайству общества о переводе спорного земельного участка из одной категории земель в другую были приложены все необходимые документы, исчерпывающий перечень которых содержится в части 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
При этом ссылка в суде апелляционной инстанции Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на то, что право обращения с таким заявлением принадлежит лишь лицу, обладающим соответствующим земельным участком на определенном праве (праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения), является несостоятельной, поскольку противоречит п. 5 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в силу которого к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, из чего следует, что в круг заинтересованных лиц, обладающих правом на обращение с указанным ходатайством, отнесены и лица, не являющиеся правообладателями земельного участка.
Заинтересованность ООО "Спектравто" в переводе вышеуказанного земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности" обусловлена его намерением использовать данный участок для строительства АЗС. Материалами дела подтверждается, что с целью реализации данного намерения заявителем выполнен целый ряд действий, связанных с оформлением прав на землю и проектной документации.
Таким образом, оспариваемый отказ, содержащийся в письме Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 17.12.2010, и возврат заявителю ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности от 18.11.2010, на основании обращения в Правительство Рязанской области ненадлежащего лица, противоречит статье 2, части 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ и создает заявителю препятствия в реализации его права на получение земельного участка для строительства, то есть нарушает его законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом письме Министерства содержится решение, принятое Межведомственной комиссией, самим Министерством имущественных и земельных отношений, как органом исполнительной власти, каких-либо решений по ходатайству общества не принималось, в связи с чем отсутствует предмет спора, не может быть принят во внимание, поскольку оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области основано на решении Межведомственной комиссии, созданной и контролируемой Правительством Рязанской области (органом уполномоченным решать вопросы, связанные с переводом земель из одной категории в другую). Кроме того, исходя из установленной постановлением Правительства Рязанской области N 206 от 31.12.2004 организации рассмотрения обращений об изменении целевого назначения земельных участков, решения Межведомственной комиссии оформляются в виде протокола заседания и подписываются председателем, а в его отсутствие - заместителем председателя. Выписки из протоколов подписываются председателем или заместителем председателя. Оформленные протоколы заседаний направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области для подготовки соответствующего проекта распоряжения Правительства Рязанской области либо ответа заявителю за подписью Министра имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Более того, согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии N 175 от 17.12.2010 ходатайство ООО "Спектравто" о переводе вышеуказанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности рассматривалось с участием министра Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области Матренина В.И.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что спорный земельный участок был зарезервирован для муниципальных нужд, в связи с чем в случае перевода земельного участка в земли промышленности и иного специального назначения ООО "Спектраавто" не могло бы использовать его для испрашиваемых целей - строительства АЗС, является несостоятельной, поскольку материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок выделялся и впоследствии резервировался именно для размещения объектов автозаправочного комплекса, что не препятствует переводу земельного участка из одной категории в другую.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент рассмотрения ходатайства общества акт о выборе земельного участка для проектирования и строительства ООО "Спектравто" АЗС утратил свою силу, в связи с чем общество не имело преимущественного права на предоставление указанного земельного участка, не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не относится к существу рассматриваемого спора, а кроме того, ООО "Спектравто" являлось заинтересованным в получении вышеуказанного земельного участка лицом и осуществляло процедуру для перевода земельного участка в другую категорию, при этом осознавая, что после перевода и изменения целевого назначения данный земельный участок может быть передан в аренду либо собственность другому лицу.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 июня 2011 года по делу N А54-879/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-879/2011
Истец: ООО "Спектравто"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, Правительство Рязанской области, Спасская районная Дума Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3889/11