г. Вологда
05 сентября 2011 г. |
Дело N А13-13341/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от ответчика Черновой Л.И. по доверенности от 11.01.2011 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 июня 2011 года по делу N А13-13341/20100 (судья Докшина А.Ю.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Либер" (далее - ООО "Либер", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 20.09.2010 N 2940 об отказе в осуществлении зачета (возврата) процентов в размере 11 201 руб., а также о возложении обязанности принять решение о начислении и выплате процентов в сумме 13 133 руб. 50 коп. в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20.06.2011 по делу N А13-13341/2010 требования общества удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов в силу статей 78 и 79 НК РФ производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Филиалы и иные обособленные подразделения статуса налогоплательщика не имеют. Плательщиком налога на прибыль признается головная организация, расположенная в данном случае в г. Коряжма Архангельской области. В связи с этим, полагает, что решение о выплате процентов в связи с возвратом излишне взысканных налогов должна принимать Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС N 2 по АО и НАО).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение суда оставить без изменения.
ООО "Либер" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности общества по вопросам налогообложения МИФНС N 2 по АО и НАО принято решение от 31.12.2009 N 04-07/195 (том 2, листы 1 - 113), которым общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в общей сумме 15 032 руб., из них по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - 85 321 руб., по налогу, зачисляемому в бюджет Архангельской области, - 178 699 руб., по налогу, зачисляемому в бюджет Вологодской области, - 51 012 руб. Предложено уплатить, налог на прибыль организаций в общей сумме 1 575 159 руб., из них налог, зачисляемый в федеральный бюджет, - 426 608 руб., налог, зачисляемый в бюджет Архангельской области, - 893 498 руб., налог, зачисляемый в бюджет Вологодской области, - 255 063 руб., и пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в общей сумме 279 364 руб. 42 коп., из них по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - 76 195 руб. 15 коп., по налогу, зачисляемому в бюджет Архангельской области, - 154 278 руб. 76 коп., по налогу, зачисляемому в бюджет Вологодской области, - 48 890 руб. 51 коп.
Во исполнение указанного решение МИФНС N 2 по АО и НАО обществу выставлено требование N 485 по состоянию на 09.03.2010 (том 1, листы 41 - 43), которым предложены к уплате отраженные выше суммы налога на прибыль, а также пени и штраф.
На взыскание 255 063 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Вологодской области, 48 890 руб. 51 коп. пеней и 51 012 руб. штрафа обществу налоговым органом предъявлено требование N 457 по состоянию на 09.03.2010 (том 1, листы 93 - 94).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2010 по делу N А05-3578/2010 (том 1, листы 55 - 62), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.12.2010 (том 1, листы 63 - 77), решение МИФНС N 2 по АО и НАО от 31.12.2009 N 04-07/195 признано недействительным, в том числе и в части доначисления 1 575 169 руб. налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа.
Общество 30.08.2010 направило в инспекцию заявление от 27.08.2010 о возврате излишне взысканных 255 063 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Вологодской области, 48 890 руб. 51 коп. пеней, 51 012 руб. штрафа, а также о выплате процентов в размере 11 201 руб. 13 коп., начисленных за период с 06.04.2010 по 27.08.2010 на вышеперечисленные суммы (том 1, листы 50 - 52).
На основании данного заявления налоговой инспекцией приняты решения от 20.09.2010 N 3331 о возврате обществу налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Вологодской области, в сумме 255 063 руб., N 3332 о возврате пеней по налогу на прибыль в размере 48 890 руб. 51 коп. и от 21.09.2010 N 3333 о возврате 51 012 руб. штрафа (том 1, листы 113 - 115).
Указанные суммы налога, пеней и штрафа перечислены на расчетный счет заявителя инспекцией в полном объеме платежными поручениями от 22.09.2010 N 795, N 796 и от 24.09.2010 N 421 (том 1, листы 126 - 128).
Решением от 20.09.2010 N 2940 (том 1, лист 54) налоговый орган отказал обществу в возврате 11 201 руб. процентов, сославшись на то, что возврат процентов производится по решению суда. Кроме того, в решении указано, что поскольку решение по результатам выездной налоговой проверки принимала МИФНС N 2 по АО и НАО, то ответчиком по такому делу должен выступать именно данный налоговый орган.
Не согласившись с решением N 2940, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности принятия государственным органом оспариваемого решения и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Представленные в материалы дела доказательства оцениваются судом в их совокупности по правилам статей 65 и 71 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять зачет возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьями 78, 79 НК РФ.
Порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней и штрафа установлен статьей 79 НК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговым органом только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
В соответствии с пунктом 9 статьи 79 Кодекса, правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов.
Перечисление обществом денежных средств в бюджет во исполнение требования налоговой инспекции, выставленного на основании решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки и впоследствии признанного в соответствующей части недействительным в судебном порядке, не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04, уплата налогов, пеней, штрафов во исполнение решения выездной проверки носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Следовательно, уплаченные обществом по требованию N 457 по состоянию на 09.03.2009 суммы налога на прибыль, пеней, штрафа в общем размере 354 965 руб. 51 коп. являются излишне взысканными и подлежали возврату в порядке, предусмотренном положениями статьи 79 НК РФ.
Как было указано выше, возврат названных сумм налоговым органом осуществлен соответствующим решением от 20.09.2010 N 3331.
Пунктом 2 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, которое подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 указанной статьи Кодекса установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Довод инспекции о том, что начисление и выплата процентов на излишне взысканные суммы налога, пеней и штрафа должны производиться налоговым органом по месту регистрации общества в качестве юридического лица, не принимается апелляционной коллегией, поскольку статья 79 НК РФ такого требования не содержит.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, в соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Единство системы налоговых органов позволяет им осуществить возврат переплаты налога по месту учета налогоплательщика.
Поскольку названным выше Кодексом не определен конкретный налоговый орган, в который налогоплательщик обязан обращаться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного или излишне взысканного налога при его нахождении на налоговом учете в разных налоговых инспекциях по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 83, пунктом 2 статьи 288 НК РФ, а налоговые органы, согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса, представляют собой единую централизованную систему контроля за правильностью исчисления и внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, не может иметь правового значения, в какой из данных налоговых органов обратится налогоплательщик с заявлением о зачете или возврате излишне взысканных налога, пеней, штрафа.
Помимо того, из материалов дела следует, что на основании заявления от 27.04.2006 общество поставлено на учет в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения, что подтверждается уведомлением от 02.05.2006 N 449858 (том 1, листы 88 и 89).
Письмами от 29.01.2010 N 04-07/01138@ и от 01.03.2010 N 04-07/02495@ (том 1, листы 116 и 118), адресованными инспекции, подтверждается просьба МИФНС N 2 по АО и НАО произвести начисление в карточке расчетов с бюджетом сумм налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Вологодской области, пеней и штрафа, начисленных на указанный налог на основании решения от 31.12.2009 N 04-07/195.
Требование N 457 по состоянию на 09.03.2010 на взыскание указанных сумм также выставлено налоговой инспекцией.
Следовательно, учет сведений, необходимых для установления в дальнейшем переплаты по налогу, пеням и штрафу, производился налоговым органом.
Факт принятия инспекцией решений о возврате сумм налога на прибыль, пеней и штрафа и их перечисления на счет налогоплательщика подтверждает обоснованность обращения общества с заявлением о возврате переплаты в соответствующих суммах именно в указанный налоговый орган.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение налогового органа от 20.09.2010 N 2940.
Расчет процентов в сумме 13 133 руб. 50 коп., начисленных за период с 06.04.2010 по 23.09.2010, осуществленный обществом исходя из положений статьи 79 НК РФ, не оспаривается налоговым органом.
Возложение обязанности на налоговый орган принять решение о начисление и выплате процентов в порядке статьи 79 НК РФ в сумме 13 133 руб. 50 коп. судом в силу пункта 3 статьи 5 статьи 201 АПК РФ осуществлено правомерно.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 июня 2011 года по делу N А13-13341/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13341/2010
Истец: ООО "Либер"
Ответчик: Межрайонная Инспекция ФНС России N10 по Вологодской области, Межрайонная ИФНС России N 10 по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5320/11