06 сентября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-6091/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "В и А" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2011 года по делу N А05-6091/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "В и А" (ОГРН 1062901053930, далее - ООО "В и А", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - управление, управление Роспотребнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.06.2011 N 339/2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области" (далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2011 года по делу N А05-6091/2011 в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "В и А" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что состав правонарушения не доказан; неправомерно не принято во внимание экспертное заключение от 09.06.2006 N 768/603.
Управление в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, заместитель прокурора Октябрьского района г. Архангельска направил в адрес управления Роспотребнадзора требование от 03.03.2011 N 452т-204 о проведении проверки в том числе в отношении ООО "В и А" по факту нарушения требований законодательства, ограничивающего продажу табачных изделий на расстоянии менее ста метров от образовательных учреждений.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в принадлежащем обществу магазине "Продовольственный", расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Суворова, д. 11, реализуются табачные изделия на расстоянии менее 100 м от границ территории муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного типа N 159 "Золотая рыбка" (далее - детский сад "Золотая рыбка") (г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 283), чем нарушаются требования пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (далее - Закон N 87-ФЗ).
По результатам проверки определением от 25.03.2011 N 97 в отношении ООО "В и А" возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
Определением от 25.03.2011 N 97-истр/2011 управление истребовало у общества в порядке статьи 26.10 КоАП РФ документацию, необходимую для производства по делу об административном правонарушении.
Определением от 20.04.2011 административный орган назначил проведение экспертизы по делу об административном правонарушении с целью установления расстояния от границы детского сада "Золотая рыбка" до магазина "Продовольственный".
Производство экспертизы поручено ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области".
В связи с необходимостью проведения экспертизы в рамках административного расследования определением от 22.04.2011 N 97 срок проведения административного расследования продлен до 23.05.2011.
Согласно экспертному заключению от 27.04.2011 N 285/402 кратчайшее расстояние от границы территории детского сада "Золотая рыбка" до магазина "Продовольственный" ООО "В и А" составляет 42,5 метра.
По итогам административного расследования составлен протокол от 10.05.2011 об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы административного дела, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора вынес постановление от 02.06.2011 N 339/2011, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
ООО "В и А" с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Из содержания пункта 5 статьи 3 Закона N 87-ФЗ следует, что запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.
Таким образом, вышеуказанный Закон направлен на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков и обращает внимание на торговые точки, реализующие табачные изделия, находящиеся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протоколом от 10.05.2011 об административном правонарушении, товарными накладными от 22.03.2011, 23.03.2011, товарными ценниками на сигареты подтверждается, что на момент проведения проверки в магазине, принадлежащем ООО "В и А", на реализации находились табачные изделия. Данный факт обществом не оспаривается.
Податель жалобы указывает на то, что в своей предпринимательской деятельности он руководствовался экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области" от 09.06.2006 N 786/603.
Апелляционная инстанция отмечает, что названное экспертное заключение выдано на соответствие осуществляемого обществом вида деятельности (розничная торговля) требованиям Санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01).
В соответствии с пунктом 1.1 СП 2.3.6.1066-01 санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Таким образом, при выдаче экспертного заключения не оценивалось соответствие вида деятельности, осуществляемого обществом, требованиям Закона N 87-ФЗ.
Кроме того, названное заключение эксперта датировано 2006 годом, следовательно, на момент совершения вмененного обществу правонарушения обстоятельства, исследованные экспертом, могли измениться.
Сведений о том, что эксперту разъяснялись права и обязанности, а также то, что он предупреждался об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Общество в жалобе ссылается на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.06.2005 N 0100/4244-05-32 "О надзоре за реализацией табачных изделий", в соответствии с которым при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом.
Следует отметить, что данное письмо не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер.
Закон N 87-ФЗ не закрепляет порядка определения спорного расстояния и не устанавливает обязанность подтверждения факта продажи табачных изделий на расстоянии менее чем сто метров от территорий соответствующих организаций именно кадастровыми планами земельных участков.
Поскольку Законом N 87-ФЗ установлен запрет на розничную продажу табачных изделий на расстоянии менее ста метров от границ территории образовательных учреждений, однако не закреплен порядок определения указанного расстояния, необходимо исходить из буквального толкования используемого в Законе термина "расстояние", то есть пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии).
При составлении экспертного заключения от 27.04.2011 N 285/402 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области" исследован плановый материал Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска с указанием границ земельных участков в масштабе М 1:500.
Согласно названному плану расстояние от границы территории детского сада "Золотая рыбка" до магазина "Продовольственный", принадлежащего ООО "В и А", составляет 42,5 метра.
Указанный документ является достаточным доказательством для определения спорного расстояния.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности ООО "В и А" отсутствуют.
Таким образом, наличие события и всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ, а также вина общества в его совершении доказаны.
Учитывая вышеизложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для изменения или его отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2011 года по делу N А05-6091/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "В и А" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6091/2011
Истец: ООО "В и А"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области
Третье лицо: ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5417/11