06 сентября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А52-1296/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Самохваловой Н.Г. по доверенности от 24.01.2011 N 781, от общества с ограниченной ответственностью "Добручи-2" Мерзлякова К.В. по доверенности от 08.04.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 июня 2011 года по делу N А52-1296/2011 (судья Циттель С.Г.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Добручи-2" (ОГРН 2106027100254; далее - ООО "Добручи-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - МИФНС N 1, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 27.01.2011 N 15-04/6990 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22 июня 2011 года по делу N А52-1296/2011 требования общества удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что общество освобождено от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог), поэтому не имеет права на налоговые вычеты, ввоз племенного скота в живом весе облагается НДС по ставке 10%.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Добручи-2" 01.09.2010 представило в МИФНС N 1 уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2008 года.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку общества на основе названной уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 13.12.2010 N 18-04/30102.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 13.12.2010 N 18-04/30102, заместитель начальника налогового органа принял решение от 27.01.2011 N 15-04/6990 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В порядке главы 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ, Кодекс) ООО "Добручи-2" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области, которое решением от 10.03.2011 N 2.8-08/1531 утвердило решение инспекции от 27.01.2011 N 15-04/6990.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции.
В оспариваемом решении зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном включении в вычеты по НДС за 3 квартал 2008 года налога в сумме 3 045 600 рублей, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что 04.09.2008 по грузовой таможенной декларации N 10209010/040908/0000060 ООО "Добручи-2" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - коровы (самки крупного рогатого скота) чистопородные, племенные, живые, голштинской породы, черно-пестрой масти, 182 головы, код ТН ВЭД 010210 30 00; нетели (самки крупного рогатого скота до первого отела) чистопородные, племенные, голштинской породы, живые, черно-пестрой масти, 6 голов, код ТН ВЭД 010210 10 00. При таможенном оформлении ввезенного товара ООО "Добручи-2" уплатило налог по ставке 18% в сумме 3 045 600 рублей.
Считая, что НДС, уплаченный на таможне при ввозе товара для внутреннего потребления, подлежит налоговому вычету в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ, общество включило его в вычеты за 3 квартал 2008 года.
Как установлено подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Кодекса, объектом обложения НДС признается в числе других объектов ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Статьей 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.06.2008 N 92-ФЗ) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) установлено, что с 01 января 2007 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, до 01 января 2012 года не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца, осуществляемый сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй НК РФ, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью с последующей поставкой их сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй НК РФ, по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, определенному Правительством Российской Федерации.
Нормы главы 21 Кодекса не предусматривают права на налоговый вычет НДС, излишне уплаченного в составе таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае для применения льготы, установленной статьей 26.1 Закона N 118-ФЗ, общество помимо того, что должно заявить о льготе в графе 36 грузовой таможенной декларации, обязано представить документы, подтверждающие статус сельскохозяйственного товаропроиз-водителя в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 346.2 НК РФ.
Такие требования ООО "Добручи-2" при таможенном оформлении ввозимого товара не выполнило, следовательно, в силу пункта 2 статьи 56 НК РФ имеет место фактический отказ от льготы.
В силу пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров, приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 4 статьи 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, определенных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет указанных основных средств и (или) нематериальных активов.
Каких-либо исключений при ввозе племенного скота статьи 171, 172 Кодекса не содержат.
Следовательно, если при ввозе крупного рогатого скота на таможенную территорию Российской Федерации НДС был уплачен, и племенные животные предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС, то независимо от того, что налогоплательщик имеет право на льготу по уплате НДС, он вправе включить в налоговый вычет сумму налога, уплаченную при таможенном оформлении.
Статья 355 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Под излишне уплаченной или взысканной суммой понимается сумма таможенных платежей, налогов, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае общество уплатило НДС в установленном законом размере, поскольку на момент таможенного оформления не представило таможенным органам документов, подтверждающих право на льготу и, следовательно, являлось лицом, обязанным уплатить налог.
Таким образом, приняв к учету племенной скот, общество вправе было на общих основаниях в порядке, установленном статьями 171, 172 НК РФ, заявить к налоговому вычету НДС, уплаченный при таможенном оформлении упомянутого оборудования.
Не принимается во внимание ссылка налогового органа на подпункт 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, согласно которому при реализации скота и птицы в живом весе обложение НДС производится по налоговой ставке 10%.
При уплате в бюджет налога по ставке 18% и предъявлении вычета по указанной ставке, какие-либо потери бюджета отсутствуют.
Также общество ссылается на наличие на момент ввоза данного товара неопределенности в отношении того, какая ставка НДС должна быть применена, поэтому налоговая обязанность была выполнена в максимальном размере.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, в оспариваемом решении инспекция, несмотря на отказ в привлечении к налоговой ответственности и отсутствии доначисления налога, сделала вывод о завышении налоговых вычетов на сумму 3 045 600 рублей.
В связи с этим нельзя признать обоснованным утверждение налогового органа о том, что его решением не нарушаются права налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО "Добручи-2".
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 22 июня 2011 года по делу N А52-1296/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1296/2011
Истец: ООО "Добручи-2"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Псковской области