г. Чита |
Дело N А78-7165/2006 - С1-7/272 |
04.07.2007 г..
04АП-2670/2007 г. |
|
Резолютивная часть объявлена 27.06.2007 г..
Полный текст постановления изготовлен 04.07.2007 г..
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стасюк Т.В., судей: Юдина С.И., Шарковой К.Ж., при ведении протокола секретарем судебного заседания Цыцыковой Д.В., при участии:
от истца - Костарева И.Н. - юрисконсульта (доверенность N 2 от 01.01.2007 г.);
от ответчика - 1 - Каменевой Л.В. - заместителя начальника правого отдела (доверенность N 26 от 20.02.2007 г..);
от ответчика - 2 - Лукиной Е. И. - заместителя начальника юридического отдела (доверенность N 13-14-18 от 15.01.2007 г.);
от третьего лица - МУ Железнодорожный отдел социальной защиты населения г. Читы) - Солянникова А,В. - главного специалиста отдела (доверенность от 26.06.2007 г.),
от третьих лиц (Администрации городского округа "Город Чита", МУ Центральный отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Ингодинский отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Черновский отдел социальной защиты населения г. Читы) - не было,
рассмотрел апелляционные жалобы Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области и Российской Федераций в лице Министерства финансов РФ на решение арбитражного суда Читинской области от 04 мая 2007 г.. по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" к Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области, к Российской Федераций в лице Министерства финансов РФ, третьи лица: Администрация городского округа "Город Чита", МУ Центральный отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Ингодинский отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Железнодорожный отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Черновский отдел социальной защиты населения г. Читы, о взыскании 1 391 760 руб. 96 коп. (судья Олейник В.Ф.).
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось с иском к Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области, третьи лица - Администрация городского округа "Город Чита", МУ Центральный отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Ингодинский отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Железнодорожный отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Черновский отдел социальной защиты населения г. Читы о взыскании 1 391 760 руб. 96 коп. - возмещения убытков, связанных с предоставлением льгот на оплату коммунальных услуг ветеранам, инвалидам, ветеранам труда, жертвам политических репрессий города Читы.
В качестве правового обоснования исковых требований истец указал на статьи 15, 16, 393 ГК РФ, ст. 10,21 ФЗ "О ветеранах", ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. 16 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", ст. 4, 27, 51, 59 АПК РФ.
Определением по делу от 07.02.2007 удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
До принятия судебного акта по делу истец, в результате неоднократных уточнений заявленных требований, потребовал взыскать с Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области за счет средств областного бюджета 139 264 руб. 17 коп. - выпадающих доходов, образовавшихся при предоставлении льгот гражданам; с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета - 661 027 руб. 30 коп. - выпадающих доходов, всего 800 291 руб.47 коп.
Решением арбитражного суда Читинской области от 04 мая 2007 г.. заявленные истцом требования были судом удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчики обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами.
Судом апелляционной инстанции определено рассмотреть апелляционные жалобы ответчиков в одном судебном заседании.
Ответчик-1 считает решение суда незаконным и необоснованным, со ссылкой на то, что истцом не доказана противоправность действий с его стороны как ответчика-1; обязательства по перечислению сумм на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, жертвам политических репрессий исполнены в полном объеме в соответствии с заявками отделов социальной защиты населения администрации г. Читы; все поступившие средства из федерального бюджета перечислены муниципальным образованиям; по состоянию на 01.12.2006 кредиторская задолженность по льготам отсутствовала, о нехватке средств никто не заявлял. Кроме этого, ответчик -1 полагает незаконным взыскание с него государственной пошлины.
Ответчик-2, поддерживая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ссылается на то, что истец не принимал разумных мер для уменьшения своих расходов, не соблюдал условия договоров, заключенных истцом с отделами социальной защиты населения, полагает, что возможно применение ст. 404 ГК РФ; в 2005 году из Федерального бюджета в доход бюджета Читинской области поступило 142 554 400 руб. - субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации выполнила свои обязательства, предусмотренные законодательством; истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт наличия одновременно всех условий, при наличии которых могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков. Кроме этого, ответчик-1 также указывает на незаконное взыскание с него государственной пошлины.
Представитель 3-го лица - МУ Железнодорожный отдел социальной защиты населения г. Читы - пояснил, что обязательства ОСЗН исполнены в полном объеме, акты сверок и проверок истцом не оспаривались, все сверки производились своевременно. Доводы, положенные заявителями в обоснование апелляционных жалоб, поддерживает.
Представители 3-х лиц - Администрации городского округа "Город Чита", МУ Ингодинский отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Черновский отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Центральный отдел социальной защиты населения г. Читы в суд не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Администрация городского округа "Город Чита" заявила о рассмотрении апелляционных жалоб в её отсутствие.
Истец доводы, положенные ответчиками в обоснование апелляционных жалоб, отклонил, при этом указал на то, что обязательства возникли из закона, свои законные обязательства по предоставлению льгот по уменьшению оплаты за оказанные коммунальные услуги исполнил надлежаще в полном объеме, на ответчиков закон возлагает обязанность по возмещению этих затрат.
Заслушав представителей сторон, третьего лица, рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Исполняя Федерального Закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1, Закона Читинской области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" от 29.12.2004 N 623-340, а также в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и жертвам политических репрессий, утвержденным постановлением главы администрации Читинской области от 18.02.2005 N 41-П/П, Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденным постановлением главы администрации Читинской области от 22.02.2005 истец, оказывая коммунальные услуги, предоставляло ветеранам и инвалидам - жителям города Читы льготу - 50% скидку платы за поставленную тепловую энергию в период с 1.01.2005 по 31.12.2005, в связи с чем истцом не получены от потребителей денежные средства в сумме 800 291 руб.47 коп.
Как подтверждается материалами дела, отделами социальной защиты населения были проверены данные об объеме и стоимости оказанных услуг, разногласий с данными истца не имеется.
Акт проверки списков граждан, воспользовавшихся льготой по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения и неподтвержденных МУ "Ингодинский ОСЗН" в 2005 от 18.04.2007 подтверждает, что из федерального бюджета подлежит возмещению сумма в размере 11 621 руб. 15 коп., из регионального бюджета-3121 руб.82 коп.
Акт проверки по вопросам расходования средств финансирования, выделяемых на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот за коммунальные услуги, МУ "Центральный ОСЗН" за 2005 год от 16.03.2007 подтверждает, что из федерального бюджета подлежит возмещению сумма в размере 444 679 руб. 17 коп., из регионального бюджета - 4067 руб.44 коп.
Акт сверки по возмещению выпадающих доходов за предоставление льгот за коммунальные услуги МУ "Железнодорожный ОСЗН" за 2005 год от 26.03.2007 подтверждает, что из федерального бюджета подлежит возмещению сумма в размере 189 100 руб.35 коп., из регионального бюджета- 134 843 руб.68 коп.
Акт подтверждения расходов, понесенных ОАО "ТГК-14", в связи с предоставлением льгот за коммунальные услуги на возмещение выпадающих доходов МУ "Черновский ОСЗН" за период с 01.07.2005 по 31.12.2005 года от 21.03.2007 подтверждает, что из федерального бюджета подлежит возмещению сумма в размере 15 575 руб.63 коп., из регионального бюджета- 5961 руб.55 коп.
Истец предъявил к взысканию с Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области за счет средств областного бюджета 139 264 руб. 17 коп. -выпадающих доходов, с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета - 661 027 руб. 30 коп. - выпадающих доходов, всего 800 291 руб.47 коп.
Заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, учитывая следующее.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг. Вместе с тем государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Так, Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Порядок возмещения государственным предприятиям, учреждениям, иным юридическим лицам недополученных, в результате применения льгот, доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных нормативно правовых актов федерального уровня органами представительной и исполнительной власти субъекта РФ были приняты: Закон Читинской области от 29 декабря 2004 года N 623-340 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", в п. "Д", ст. 2 которого предусмотрено снижение размеров оплаты коммунальных услуг на 50 % нормативов потребления коммунальных услуг, установленных законодательством Читинской области; Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и жертвам политических репрессий, утвержденным Постановлением Главы Администрации Читинской области от 18.02.2005 года N 41-А/п. Данный порядок регулирует предоставление льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам труда и жертвам политических репрессий. В соответствии с частью 4 Порядка предусмотрено положение, о том, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются уполномоченными органами местного самоуправления на основании договоров с предприятиями и организациями, оказывающими коммунальные услуги. Частью 15 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по уплате коммунальных услуг оказываемых гражданам, имеющим право на получение вышеуказанных льгот, осуществляется за счет субвенций из бюджета Читинской области, передаваемых в установленном порядке бюджетам муниципальных образований.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Обязательства по предоставлению льгот во исполнение ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий" истец исполнил надлежаще. Истец предоставлял льготы гражданам, обратившимся к нему с документами, подтверждающими право на получение соответствующей льготы, а также в соответствии с п. 12 вышеуказанных порядков предоставлял в уполномоченные органы (ОСЗН) сведения о гражданах, воспользовавшихся правом на предоставления мер социальной поддержки. В материалах дела имеются акты сверки между истцом и ОСЗН г. Читы за 2005 г.
Истец дополнительно на проверку в ОСЗН предоставлял списки граждан, которым были предоставлены льготы и которые ранее ОСЗН не были подтверждены.
Как следует из материалов дела, 2005 году из Федерального бюджета в доход бюджета Читинской области поступило 142 554 400 руб. - субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, 172 076 300 руб. - субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Статьей 28 Читинской области от 29.12.2004 N 603-ЗЧО "Об областном бюджете на 2005 год" установлены в составе расходов областного бюджета на 2005 год субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, поступающие из федерального Фонда компенсации в сумме 165 186,2 тыс. руб.
Статьей 41 Закона Читинской области от 29.12.2004 N 603-ЗЧО "Об областном бюджете на 2005 год" утверждены субвенции, выделяемые из областного бюджета в 2005 году: на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда в сумме 166100,0 тыс. рублей; субвенции на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в сумме 10925,0 тыс. рублей.
Комитет по финансам Читинской области осуществлял финансирование льгот на оплату ЖКУ в 2005 году согласно сводным заявкам Комитета социального обеспечения Читинской области по указанным видам, что подтверждается материалами дела.
Факт финансирования льгот на оплату ЖКУ за 2005 год по муниципальному образованию городской округ "Город Чита" соответствовал сумме заявленных Комитетом социального обеспечения Читинской области. Факты перечислений денежных средств документально подтверждаются материалами дела.
Однако, обязательства по оплате оказанных услуг ответчики исполнили не в полном объеме, но в пределах поступления денежных средств на оплату указанных услуг ветеранам и инвалидам из Министерства финансов Российской Федерации, из бюджета Читинской области.
ОСЗН г. Читы, которые в соответствии с заключенными с истцом договорами возмещают текущие выпадающие доходы 2005 года из соответствующего бюджета на финансирование льгот данный размер задолженности подтвержден - 800 291 руб.47 коп.
В силу требований статей 16, 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания, не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Задолженность, связанная с неполной компенсацией понесенных истцом расходов, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации - Читинской области.
Учитывая изложенное, заявленные истцом требования были обоснованно удовлетворены судом первой инстанции. Оснований для применения ст. 404 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителей апелляционной жалобы судом не принимаются, т.к. право истца на возмещение выпадающих доходов основано на действующих законах Российской Федерации.
Суд первой инстанции в мотивировочной части решения сослался на то, что в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Учитывая данное пояснение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителей апелляционной жалобы с указанием на то, что в резолютивной части решения судом не было указано на то, за счет каких средств будет производиться взыскание. Указанный недостаток может быть восполнен судом первой инстанции в порядке разъяснения принятого им судебного акта.
Расходы по госпошлине. судом первой инстанции распределены: в сумме 2 533 руб.51 коп. - отнесены на ответчика-1 - Читинскую область в лице комитета по финансам Читинской области, в сумме 11 979 руб.40 коп. - на ответчика-2 - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Излишне оплаченную госпошлину в сумме 3 956 руб.09 коп. - возвращена на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о том, что с них не может быть взыскана государственная пошлина в связи с освобождением их от уплаты государственной пошлины в силу п.п.1.п.1ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется, т.к. указанная норма распространяет свое действие на органы, обращающиеся в суд, а не являющиеся ответчиками в суде.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Читинской области от 04.05.2007 г..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, Арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Читинской области от 04.05.2007 г.. по делу N А78-7165/2006 С1-7/272 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Стасюк Т.В. |
Судьи |
Шаркова К.Ж. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7165/2006
Истец: ОАО "ТГК-14", ОАО "Территориальная генерирующая компания N14"
Ответчик: Комитет по финансам Читинской области, УФК по Читинской области
Третье лицо: Администрация Забайкальского края, МУ Железнодорожный отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Ингодинский отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Центральный отдел социальной защиты населения г. Читы, МУ Черновский отдел социальной защиты населения г. Читы
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2007 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2670/07