12 сентября 2011 г. |
Дело N А55-7443/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2011 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Симкина Анна Сергеевна, доверенность от 02.11.2010 года N 2071,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от третьего лица: Комитета по ЖКХ Администрации г.о. Самара Кировского района - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2011 года по делу N А55-7443/2011 (судья Черномырдина Е.В.)
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица: Комитет по ЖКХ Администрации г.о. Самара Кировского района, г. Самара,
о признании решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости незаконным и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения от 19.01.2011 года N 01/351/2010-802 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение (склад), площадью 17,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 125, внутренняя литера А, (подвал: комната N 25), обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2011 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что право муниципальной собственности на нежилое помещение являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
Совокупность документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
На государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - склад), площадью 17,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 125, внутренняя литера А, (подвал: комната N 25) представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся в силу п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации основанием для регистрации права, и соответствующие требованиям ст. 18 названного закона.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что документы, подтверждающие нахождение указанного объекта недвижимости на балансе предприятия или организации г. Самары на момент включения этого имущества в состав муниципальной собственности г. Самары на основании Решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г., на государственную регистрацию также не представлены.
В качестве документа, подтверждающего нахождение спорного объекта на балансе предприятия, имущество которого передавалось в муниципальную собственность г. Самара на основании Решением малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г., на государственную регистрацию не была представлена соответствующая справка организации (Кировского ПЖРТ), на балансе которой находилось заявленное на регистрацию нежилое помещение.
Факт включения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
По мнению подателя жалобы, в регистрирующий орган не были представлены документы, свидетельствующие о наличии или возникновении права собственности муниципального образования - городской округ Самара на объект недвижимого имущества, право на который заявлено к регистрации.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя третьего лица: Комитета по ЖКХ Администрации г.о. Самара Кировского района.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
01.09.2010 г. заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (склад), площадью 17,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 125, внутренняя литера А, (подвал: комната N 25).
Сообщением исх. N 01/351/2010-802 от 19.01.2011 г.. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности (л.д.10-11).
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного решения об отказе в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
На государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества N 15-07-16/45689 от 27.08.2010 г.., выписка из ЕГРОКС от 14.08.2007 г.
Данное нежилое помещение включено в реестр муниципального имущества 17.09.1992 г. на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 г., в составе имущественного комплекса объектов предприятия - Кировский ПЖРТ, который вошел в утвержденный указанным Решением N 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары (л.д.84-89).
В соответствии с Законом РФ N 343-1 от 21.11.1990 года "О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" (далее - Закон N 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
Самарский областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва 19.11.1991 года принял Решение "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области", в соответствии с п. 2 которого было решено считать в составе муниципальной собственности городов государственный жилищный фонд, объекты нежилого фонда, находящихся в управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Пунктом 3 Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 года предусмотрено, что передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется поэтапно по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области передаются предприятия, организации и другие объекты согласно приложениям N N 1-36.
В соответствии с приложением N 1 к Решению Самарского областного Совета народных депутатов, в собственность муниципального образования городского округа Самара передавалось предприятие - Кировский ПЖРТ (л.д.29-32).
Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов 17.09.1992 года было принято Решение N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары", согласно которому в собственность городского округа Самара передан, в том числе объект недвижимого имущества - нежилое помещение (склад), площадью 17,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 125, внутренняя литера А, (подвал: комната N25), относящееся к основным средствам предприятия - ПЖРТ Кировского района (в настоящее время - Комитет по ЖКХ и ОН).
Судом правильно отмечено в решении, что вышеуказанное свидетельствует о том, что право муниципальной собственности на спорный объект возникло до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Согласно имеющейся в материалах дела справке от 27.08.2010 г. нежилое помещение склад, площадью 17,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 125, внутренняя литера А, (подвал: комната N 25) на момент передачи его в муниципальную собственность находился на балансе ПЖРТ Кировского района (л.д.8).
Производственный жилищно-ремонтный трест исполкома Кировского районного Совета депутатов трудящихся г. Куйбышева был организован с 01.01.1977г. во исполнение решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 31.12.1976г. N 858 (л.д.33-39).
Решением Комитета по управлению имуществом г. Самары от 03.02.1993 г.. N 153 "Об учреждении муниципального производственного жилищно-ремонтного предприятия Кировского района", в целях приведения организационно-правовой формы ПЖРТ Кировского района в соответствии с законодательством, было учреждено муниципальное производственное жилищно-ремонтное предприятие Кировского района по юридическому адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, 249а (л.д.40).
В соответствии с Постановлением Главы администрации г. Самары от 15.03.1994 г. N 391 "О разграничении компетенции и полномочий по уровням управления городским хозяйством: город-район в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики" п.5.1; п.5.3 балансодержатели жилищного и нежилого фонда (ПЖРТ) передают весь муниципальный жилищный и нежилой фонд Комитету по управлению имуществом, который оформляет договор с созданными данными Постановлением районными Дирекциями Единого заказчика (ДЕЗ) о закреплении муниципального имущества (л.д.41-42).
Постановлением Главы г. Самары от 04.11.1997 г. N 1234 "О реорганизации Дирекций Единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию районных администраций" Дирекции Единого заказчика реорганизованы в Комитеты по жилищно- коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администраций районов с 01.11.1997 г.. и явились их правопреемниками (л.д.53-56).
С учетом этого судом верно указано, что совокупность документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Судом также правильно учтено, что объект недвижимости - склад, площадью 17,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 125, внутренняя литера А, (подвал: комната N 25) не состоит в реестре имущества Самарской области и в реестре федерального имущества (л.д. 73-74, 76-78).
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что на государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - склад, площадью 17,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 125, внутренняя литера А, (подвал: комната N 25) представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся в силу п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации основанием для регистрации права, и соответствующие требованиям ст. 18 названного закона и что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 19.01.2011 года N 01/351/2010-802 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение (склад), площадью 17,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 125, внутренняя литера А, (подвал: комната N 25) не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, нарушает право на оформление муниципальной собственности, основанного на разграничении государственной собственности, препятствуют реализации полномочий по распоряжению собственным имуществом, и в соответствии с положениями ст.ст. 198, 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2011 года по делу N А55-7443/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7443/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Комитет по ЖКХ Администрации г. о. Самара Кировского райлна, Комитет по ЖКХ Администрации г. о. Самара Кировского района, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9196/11