г. Чита |
Дело N А78-4053/2010 |
28 октября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2010 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Клочковой Н.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Зенчиком А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Салтановой Натальи Геннадьевны на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 августа 2010 по делу N А78-4053/2010 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Салтановой Натальи Геннадьевны к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 8 012,61 руб., (суд первой инстанции: судья Стремецкая Т.Ф.),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Мищенко А.В.,
от ответчика представитель Федотова Н.Ю.,
установил
индивидуальный предприниматель Салтанова Наталья Геннадьевна обратилась в суд с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пени в размере 71 488,17 руб. за просрочку исполнения обязательств по доставке грузов по пяти транспортным железнодорожным накладным, которые не связаны между собой как по основаниям возникновения, так и по представленным доказательствам.
Исходя из процессуальной целесообразности и учитывая наличие предусмотренных статьей 130 АПК РФ критериев и нецелесообразности совместного рассмотрения соединенных требований, суд определением от 27 мая 2010 года произвел выделение требований, в том числе требование о взыскании пени в размере 8012,61 руб. за просрочку доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭВ221043 от 7 октября 2009 года (вагон N 24486219).
Согласно заявлению истца, срок доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭВ221043 истекает 25 октября 2009 года, фактически вагон для выгрузки подан 26 октября 2009 года, просрочка доставки 1 сутки.
Решением от 20 августа 2010 года суд в иске отказал.
Не согласившись с данным решением, индивидуальный предприниматель Салтанова Наталья Геннадьевна обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 8 012,61 руб., поскольку считает решение незаконным и необоснованным. Судом при рассмотрении дела не верно истолкован закон, подлежащий применению, дана неверная оценка обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела.
Представитель истца в ходе судебного заседания доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика представал отзыв, в котором возражает против удовлетворения жалобы.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отказывая в иске, арбитражный суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для взыскания законной неустойки, предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на необходимость отмены судебного решения, указывает на не уведомление его о предполагаемом времени подачи вагонов. Считает, что отметки о совершаемых уведомлениях, зафиксированные в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, не могут свидетельствовать о факте уведомления грузополучателя о времени подачи вагонов, контейнеров к месту выгрузки. Согласно пункта 4.3.2 Технологической карты работы железнодорожной станции Антипиха, в целях обеспечения сохранности перевозимых грузов подача вагонов на путь N 8 без письменной согласованной заявки запрещена. Указанное положение не лишает возможности перевозчика объявить о планируемом времени подачи вагонов на путь N 8 и уведомить об этом грузополучателя в соответствии с требованиями Устава и Правил N 29, а лишь конкретизирует технологический процесс подачи вагона и приема его грузополучателем. Осведомленность грузополучателя о времени подачи вагонов к месту их выгрузки необходима в целях обеспечения консолидации сил для сохранности, своевременной и надлежащей выгрузки груза.
Указанные доводы суд апелляционной инстанции считает подлежащими отклонению.
Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ, на перевозчика действительно возлагаются обязанности не только по уведомлению грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, но и по уведомлению грузополучателя о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем (статья 34).
В пункте 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 29, приведено аналогичное правовое регулирование.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации закреплено правило о том, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
При этом грузы считаются доставленными в срок также в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 26, при задержке вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт общей формы.
Акт общей формы по вагону 24486219 не составлялся.
Вместе с тем, работа железнодорожной станции Антипиха организована таким образом, что согласно Технологической карты в том случае, если грузополучатель не имеет собственных путей необщего пользования или возможность обеспечения выгрузки на путях необщего пользования (отсутствие или окончание срока действия договора), выгрузка вагонов производится на пути N 8. Подача вагонов на путь N 8 производится на основании письменной заявки, направляемой начальнику станции после раскредитовки документов у агента АФТО. В целях обеспечения сохранности перевозимых грузов подача вагонов на путь N 8 без письменной согласованной заявки запрещена.
Действуя в соответствии с приведенным регламентом работы станции, истцом была подана заявка на подачу вагона N 24486219 на рампу восьмого пути под разгрузку 26 октября 2009 года (л.д.25) при оформлении документов на получение груза, на что указано в ответе на претензию и отзыве ответчика (л.д.7, 8). Против подачи такой заявки истец не возражал.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в иске.
Для применения статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также пункта 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте в части уведомления грузополучателя о предполагаемом времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем необходима зависящая от грузополучателя совокупность условий по согласованию места выгрузки с перевозчиком. Положения данных норм посвящены вопросам "выгрузки грузополучателем", а не вопросам выгрузки перевозчиком.
Несогласованность места выгрузки по причинам, зависящим от грузополучателя, ввиду несвоевременного оформления документов на груз после получения соответствующего уведомления от перевозчика о прибытии груза, а также несвоевременной подачи им соответствующего заявления с указанием места выгрузки, привела к задержке выгрузки вагона, что не является основанием для взыскания с перевозчика законной неустойки, предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что в силу положений статьей 33, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и положений статей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим доказательством установления факта прибытия груза на станцию назначения является железнодорожная накладная.
Оценив данное доказательство, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу.
Довод апелляционной жалобы о том, что о прибытии груза грузополучатель был уведомлен 26 октября 2009 года в 9.00 по местному времени, в то время как в железнодорожной накладной указано 25 октября 2009 года 3.10, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку книгу приема уведомлений грузополучателя, на которую ссылается заявитель жалобы, он в суд первой инстанции не представлял.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 27, в вопросах доставки грузов используется московское время. Поэтому ссылки истца на местное время, отличающееся от московского, несостоятельны.
Машинопечатной формой книги уведомления о прибытии грузов подтверждается факт уведомления представителя истца Игумновой М.Б. о прибытии вагона N 24486219 25 октября 2009 года в 3 часа 10 минут 7 секунд московского времени (л.д.24) подтверждает правильность сведений относительно уведомления, содержащихся в железнодорожной накладной (л.д.5).
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В силу статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные расходы на подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил
решение Арбитражного суда Забайкальского края 20 августа 2010 по делу N А78-4053/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4053/2010
Истец: Салтанова Наталья Геннадьевна
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО *Российские железные дороги*
Третье лицо: ИП Салтанова Наталья Геннадьевна, Салтанова Наталья Геннадьевна