Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 августа 2007 г. N КА-А40/7416-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2007 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Небанковская кредитная организация "Вестерн Юнион ДП Восток" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом изменения требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 50 по городу Москве от 24.10.2006 N 6038 в части начисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафа по п. 1.1 и 1.2 по акту выездной налоговой проверки от 21.08.2006 N 4434 за период 2003-2004 г.г.
Решением от 02.02.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 26.04.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено в части признания недействительным решения Инспекции в отношении начисления НДС в сумме 341618513 руб., соответствующих сумм пени и штрафа по п. 1.2 решения, поскольку совершаемые Обществом операции относятся к банковским операциям, в остальной части требований отказано.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной инспекции ФНС России N 50 по г. Москве, в которой налоговый орган просил отменить судебные акты в части удовлетворения требований заявителя, так как совершаемые им операции не являются банковскими.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Утверждение Инспекции о том, что заключенный Обществом договор с банком является агентским, противоречит вступившему в законную силу решению Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2004 по делу N А40-47677/03-12-495.
При этом суд кассационной инстанции учитывает следующие правовые позиции, изложенные в письмах Минфина и Центробанка России, который в силу ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает обязательные для федеральных органов государственной власти, всех юридических и физических лиц нормативные акты.
Согласно письму Минфина России от 29.09.2006 N 03-04-15/172 осуществляемые участниками расчетов операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в рамках системы денежных переводов и платежей относятся к банковским операциям, и, соответственно освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Одновременно необходимо учитывать, что договоры, заключаемые кредитными организациями с целью использования платежных систем при осуществлении расчетов, могут иметь признаки различных договоров, в том числе агентского договора.
Аналогичная правовая позиция закреплена в письмах Центрального Банка Российской Федерации от 23.11.98 N 327-Т, от 04.01.2003 N 17-44/1, в соответствии с которыми при переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов кредитными организациями осуществляется ряд последовательных банковских операций, начиная с приема наличных денег от физического лица и до зачисления их на банковский счет получателя в безналичном порядке.
Форма документа, предназначенного для представления/заполнения физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи (п. 1.2.3 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденного Центробанком России 01.04.2003 N 222-П).
В соответствии с п. 2.6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Центробанком России 09.10.2002 N 199-П, прием кассовым работником от физического лица денежной наличности для осуществления операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета производится по документу, предназначенному для представления (заполнения) физическим лицом при перечислении денежных средств без открытия банковского счета. Форма документа устанавливается кредитной организацией либо соответствующими получателями денежных средств, в адрес которых направляются платежи.
В связи с этим нельзя принять во внимание довод Инспекции о том, что подача физическим лицом заявления свидетельствует об отсутствии банковской операции.
Инспекция ссылается на то, что указанные операции аналогичны операциям, осуществляемым почтой, поэтому при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать нормы права, регулирующие деятельность почты.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значений, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Между тем, согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относится осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Безналичные расчеты осуществляются физическими лицами через кредитные организации (филиалы) (далее - банки), имеющие лицензию Банка России, предусматривающую открытие и ведение банковских счетов физических лиц и/или осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) (преамбула Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации).
В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации осуществление банками банковских операций.
Таким образом, и налоговое, и банковское законодательство не содержат неясностей и пробелов, которые свидетельствовали бы о необходимости их толкования с привлечением норм других отраслей права.
При наличии у правоприменителя сомнений он обязан руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов в обжалуемой части не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 02.02.2007 по делу N А40-70349/06-75-413 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 26.04.2007 N 09АП-4204/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда в части доначисления НДС по п. 1.1 решения Инспекции, начисления соответствующей пени и штрафа оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной Инспекции ФНС России N 50 по г. Москве без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции ФНС России N 50 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2007 г. N КА-А40/7416-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании